Эссе Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей


«Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей»
Томас Вудро Вильсон
Это было лет семнадцать – восемнадцать назад (в то время я считала себя вполне состоявшимся учителем с пятилетним стажем работы!) На остановке в ожидании автобуса мы разговорились с пожилой женщиной. Она посмотрела на меня и спросила: «Вы работаете в школе?» Я, конечно, удивилась такой проницательности, но спокойно ответила: «Да». Оказалось, что моя неожиданная собеседница более сорока лет проработала в школе. Я воскликнула: «Больше сорока?! Да после двадцати наступает педагогическое выгорание и надо срочно уходить из школы!» Она посмотрела на меня с добро-снисходительной улыбкой и мягко сказала: «Девочка, после двадцати лет работы ты только и начинаешь становиться настоящим учителем! Ты только тогда начинаешь действительно понимать – ЧТО и ЗАЧЕМ ты делаешь! Но и это не главное…» – сказала она, – «А главное для учителя – ВЕРИТЬ в то, чему он учит своих учеников!»
Как это так – не понимаю, ЧТО и ЗАЧЕМ?! Училась я хорошо. «Методы-приёмы» знаю. Логично и, на мой взгляд, умело их использую. Администрация школы мной довольна. Дети любят. Родители ценят. Что еще? Почему я стану учителем лет через двадцать? Почему это я – еще не учитель?! Что надо такое «действительно понимать», чтобы быть настоящим учителем?! А вот фраза верить в то, чему учишь – заставила всерьёз задуматься…
Пишу эти строки и улыбаюсь… Наверное, так же снисходительно…
Несомненно, в чем-то и я была права… Вот пример!
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в отношении профессиональной пригодности педагога гласит: «…педагог должен иметь высшее образование, знать предмет и программы; уметь планировать, проводить, анализировать уроки; владеть формами и методами обучения, а также «специальными» подходами к обучению и ИКТ-компетенциями…».
Вот! Моя правда?! Ведь нет же там никакого «понимать» и «верить»!
И всё-таки попробуем разобраться!
«Высшее образование» – этот даже не обсуждается. Педагог обязательно должен быть образован, интеллектуально развит, эрудирован. «Знать предмет и программы» – естественно! Для того, чтобы видеть результат своей деятельности – «чему должен научить по учебной программе».
«Уметь планировать, проводить, анализировать уроки; владеть формами и методами обучения, а также «специальными» подходами к обучению, и ИКТ-компетенциями…» – твердит ФГОС. Да! Тоже абсолютно согласна!
Но! «Знать» – это ещё не значит «уметь использовать»! А умение приходит с опытом…
С первых дней работы в школе мои уроки отличались разнообразием ученической деятельности на уроках, большим количеством наглядности и раздаточного дидактического материала. Я очень старалась – постоянно что-то рисовала, резала, клеила, придумывала (я и сейчас это с удовольствием делаю)! Мне было интересно! Я была вполне довольна собой.
Осознать своё заблуждение (в отношении «довольна собой») мне помог ещё один мудрый педагог – директор школы, в которой я работала, будучи молодым специалистом –Ангелина Петровна Дунаева. Анализируя мой урок, Ангелина Петровна была щедра на похвалы, перечислила огромное количество «плюсов» моего урока… А, уходя, спросила: «Вера Владимировна, а вы знаете, что делал на уроке Ваня? Что написано у него в тетради? Он понял материал?» Я растерялась… Не знала, что ответить… Я действительно не знала, что делал Ваня, понял ли он материал и, вообще, слушал и слышал ли он что-нибудь… (Оказалось, Ваня весь урок смотрел в окно и наблюдал, как красиво кружатся в воздухе огромные пушистые снежинки…) «Вы понимаете, что вы должны ВИДЕТЬ КАЖДОГО!» Сказала – и ушла…
ВИДЕТЬ, ВЕРИТЬ, ПОНИМАТЬ… Сколько еще открытий меня ждёт?!
Снова задумалась… Получается, что все, что я знала и что «проделала» на уроке никак не пригодилось Ване! Все мои «методы-приёмы» оказались абсолютно недейственными… Получается, конкретно для Вани на этом уроке я не была учителем… А для остальных? Что значит ВИДЕТЬ КАЖДОГО?
Замечательный педагог-новатор Виктор Фёдорович Шаталов сказал: «Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится».
Теперь-то я понимаю, что ВИДЕТЬ не в значении «видеть глазами», а скорее, «чувствовать, видеть душой», знать, что ребенка тревожит, о чем он думает, чем живёт... Но тогда я не знала – с чего мне начать? Какой план действий мне разработать, чтобы научиться «видеть каждого»?
Для начала, наверное, надо знать – кто он, твой ученик? Какой он?
Давайте представим первый класс – тридцать абсолютно РАЗНЫХ «субъектов» для педагогического воздействия лет шести-семи от роду. В чём РАЗНЫХ?
Во-первых, РАЗНЫЙ тип темперамента.
Это и активные, подвижные, работоспособные сангвиники; и энергичные, стремительные, эмоциональные холерики; и медлительные, спокойные, трудно переключающиеся с одного вида деятельности на другой, флегматики; и легкоранимые, чувствительные, глубоко эмоциональные меланхолики.
Во-вторых, РАЗНОЕ преобладание функций полушарий головного мозга.
Это и «левополушарные» – с доминирующим логически-математическим складом мысли, и «витающие» в мире возвышенного «правополушарные».
В-третьих, РАЗНЫЕ особенности биоритмов.
Это и «жаворонки», готовые работать с первой минуты первого урока; и «совы», присутствующие только физически на первых трёх уроках, просыпающиеся к концу учебного дня.
В-четвертых, РАЗНЫЕ особенности восприятия.
Это и «визуалы», которые хорошо воспринимают только ту информацию, которую видят; и «аудиалы», которым необходимо всё слышать; и «кинестетики», для которых главное – движение, прикосновение.
Есть ещё РАЗНОЕ и в-пятых, и в-десятых,…
Это и возрастные особенности, и особенности развития, и социальные условия, и взаимоотношения в семье…
И личные проблемы… Думаете у маленьких детей нет «личных проблем»?! Да их гораздо больше, чем у взрослых! Дело в том, что в детском сознании не существует полутонов – есть белое и чёрное. Поэтому любая «мелочь» (на наш взгляд), которая их беспокоит – это «личная проблема», требующая незамедлительного решения. Они не в состоянии сознательно «отложить решение своих насущных дел» на время «после уроков». Думаете, он может сосредоточится на уроке, если у него в портфеле любимая игрушка или вкусная булочка, испеченная бабушкой? Или дома по нему «скучает» подаренный мамой хомячок… Или ему не терпится узнать – из чего сделана ручка, и как из нее вытекает паста… «Проблем» – море!
У каждого ребёночка есть свои чувства, переживания, предпочтения, интересы, планы… Почему он должен, глядя мне в рот, всё выполнять, запоминать, учить? Почему он должен мне верить на слово, что «всё это пригодится в жизни»?
Конечно, здесь частично сможет помочь арсенал технологий, методов и приёмов, приобретенный и накопленный в учебных заведениях, обсужденный на всевозможных совещаниях, педагогических советах, семинарах, курсах, вебинарах, добытый из книг и Интернета! Но только частично.
Его недостаточно для того, чтобы достучаться до КАЖДОГО ребёночка со всем «букетом» его индивидуальности; для КАЖДОГО найти тот «ключик», который можно было бы повернуть, чтобы включить его в работу, удивить, увлечь, дать возможность проявить себя и почувствовать свои силы!
Разве, к примеру, меня может заставить неизвестная «тётя», которая решила, что она учитель, делать то, что она сказала, только потому, что она так сказала?! Да, пусть она хоть пляшет! Заставить не сможет! У меня могут быть свои убеждения и дела поважнее. Но! Я к ней, возможно и скорее всего, прислушаюсь и сменю свою точку зрения, отложу свои дела только в том случае, если она уже заслужила мое доверие, уважение и любовь.
Важно, чтобы ребенок верил своему учителю! А верить гораздо легче тому человеку, которого уважаешь и любишь… А искренне уважать и любить можно того человека, который понимает, уважает, любит тебя и верит тебе…
Так вот оно – ВЕРИТЬ! Я верю в ценность знаний? Верю! Значит, и ребёнок, который мне доверяет, тоже поверит! И будет стремиться обогатить себя знаниями!
А должен ли учитель любить ученика?
Лев Николаевич Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель».
Я считаю, что без любви к ученику, нельзя выстроить доверительные отношения. (ФГОС: «Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю».) И эта любовь учителя к детям должна быть без всяких условий. Доброта, любовь, ласка, отзывчивость, неравнодушие, способность к сопереживанию – качества, которые хочется видеть в любом человеке, но для учителя они профессионально необходимы!
Ребёнка не научишь любить, если сам любить не умеешь. Малыши охотно откликаются на доброту, любовь, ласку и внимание; ценят искренность и мгновенно чувствуют фальшь.
Учитель должен воспитать гармоничную, нравственную личность, обогатить душу ребёнка, вселить в неё идеалы чести и справедливости, красоты и добра; привить любовь к Родине, к людям, к природе, к жизни, к самому себе. (На сухом языке требований стандарта это звучит так: «Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников».) А чтобы воспитать гармоничную и нравственную личность, нужно самому быть личностью.
Верю ли я, что внутренний мир – это ценность? Искренне верю! Верю ли я, что главное КАКОЙ человек, а не КТО он? Верю! Значит, дети смогут это прочесть, почувствовать и поверить!
Знания… Знания – одни пригодятся, другие – забудутся. А личностные качества, заложенные с детства – это на всю жизнь! Личность педагога – зачастую пример для подражания.
Мне очень везло с учителями!
Первая учительница – Ольга Анатольевна Смирнова. Удивительный человек! Молодая, красивая, интеллигентная, тактичная, справедливая, в меру строгая, с чувством юмора, искренне любящая свое дело! Она сумела так сдружить наш огромный класс (сорок человек!!!), что мы до сих пор (спустя двадцать восемь лет) общаемся, дружим и поддерживаем друг друга.
В первом классе я решила быть учителем начальных классов.
Классный руководитель в старших классах – Ольга Васильевна Радкевич. Талантливейший человек и педагог! Как она вела уроки математики! Как она любила этот предмет! Каждый ее урок – это театральная импровизация, это «Эврика!» Просто невозможно было не полюбить математику!
Моя мечта детства укрепилась и стала целью!
На данный момент я работаю учителем уже двадцать четвертый год… За это время я многому научилась, многое поняла… Бывает, ошибаюсь… Но я стараюсь!
Стараюсь быть честной и открытой, доброй и отзывчивой, ласковой и любящей! Стараюсь построить отношения с детками на полном доверии и понимании. Счастлива, когда чувствую отдачу! Верю, что ростки посеянного мной добра и любви обязательно прорастут! Как сказал американский писатель и историк Генри Адамс: «Учитель прикасается к вечности: никто не знает, где заканчивается его влияние».
Влияние учителя… Мне сорок с лишним лет… Двадцать с лишним лет работаю в школе… Влияние моих учителей на меня не закончилось… Вести уроки стараюсь с такой же отдачей, как Ольга Васильевна; работать с классным коллективом, как Ольга Анатольевна; быть внимательной и мудрой, как Ангелина Петровна; верить в то, чему учу, как моя случайная собеседница – пожилая учительница, сказавшая эти слова так уверенно и естественно, что они запомнились на долгие годы… Стараюсь быть на них похожей… До сих пор! А всё потому, что они верили себе, верили в то, чему учили, а я верила и верю им!
Какая же ОГРОМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ быть УЧИТЕЛЕМ!