Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи для детей подготовительной группы «Тигрёнок Рома»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи для детей подготовительной группы «Тигрёнок Рома»
Составлено старшим воспитателем ДОУ
Шитовой Еленой Геннадьевной
г. Оханск, 2015
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Тигрёнок Рома».
Задачи:
образовательные:• закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках; • уточнить правильную артикуляцию звука [Р]; • упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой; • закрепить зрительный образ буквы [Р].
развивающие:• развивать мимическую мускулатуру детей; • развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую , общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
воспитательные:• формирование положительной установки на участие в занятии; • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
Ромашка с отрывными лепестками, с написанными на них слоговыми цепочками
Техническое оснащение: видеопроектор, экран, магнитофон;
Видеоматериал: изображения тигрёнка, гнома, изображения предметов, в названии которых есть звук [р],
Музыкальные и шумовые инструменты: ложки
Музыкальный материал: распевка «Здравствуйте», песенка Фунтика (минусовка)

Ход занятия.
Орг. момент. 
Воспитатель: Сегодня к нам на занятие придёт гость, а что это за гость вы узнаете отгадав загадку.
Он пушистый, полосатый, да к тому ж еще  усатый.
 Озорной, ну как котенок, а зовут его …  (Тигренок)
(слайд с изображением тигрёнка)
Воспитатель: Вот он и сам. Тигренок умеет рычать: р-р-р, это его любимый звук. И мы с вами сегодня будем учиться говорить звук [р] красиво и правильно в слогах и словах. А тигрёнок нам поможет. Он приготовил вам много разных заданий.
Подготовительная часть.
Давайте поздороваемся с тигрёнком и нашими гостями.
Логоритмическое упражнение «Здравствуйте»
Развитие артикуляционной моторики. 
Воспитатель: Теперь надо подготовить наш язычок. Чтобы язычок стал сильным и ловким, надо заниматься упражнениями.
Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.
(слайд с упражнением «качели»)
Хотя это нелегко, потянулся высоко.
Опустился низко, к подбородку близко. (качели)
(слайд с упражнением «горка»)
Ловко сделал мостик, вниз он спрятал хвостик.
(слайд с упражнением «лошадка»)
Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом.
(слайд с упражнением «грибок»)
Язычок остановился, в гриб на ножке превратился.
(слайд с упражнением «Барабан»)
А теперь язык как мячик за зубами сверху скачет.
(слайд с упражнением «Парус»)
Язычок у нас гимнаст, завернулся вверх сейчас.
(слайд с упражнением «Лопатка»)
Язычок у нас устал и немножко полежал.
(слайд с изображением тигрёнка)
Основная часть.
Воспитатель: Как думайте, какой любимый звук у тигрёнка Ромы?
Дети: [р]
Воспитатель: правильно. И он хочет, чтоб мы с ним порычали. А для того чтобы красиво зарычать надо вспомнить, где должен находится язычок, в каком положении губы и зубы.
Посмотрим на картинку
(слайд с профилем артикуляции звука [р]).
 Ротик свой мы открываем, язычок приподнимаем,  в бугорочки упираем,
 Краешки к зубам прижмем, да и сильно дуть начнем
         Язычок наш задрожит,  никуда не убежит.
А теперь рычим как тигры: р-р-р-р-р. Молодцы. А теперь вы сами порычите. Не забывайте, что рот приоткрыт.
Воспитатель: Ребята, тигрёнок очень любит гулять в джунглях по различным тропинкам, давайте, прогуляемся вместе с ним. А делать мы это будем с помощью карандаша.
(дети рисуя на карточках (индивидуальных досках для рисования) «проходят» - рисуют тропинки, произнося [р])
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием Ромы, заодно и прогулялись. А тигрёнок принёс вам свой любимый цветок – ромашку. На ней нарисованы буквы. Чтобы увидеть какая буква находится в серединке надо сдуть листик с цветка. В серединке буква Р, а на лепестках: А, О, У, Ы, Э.
Воспитатель: Нравится вам играть с тигрёнком?. Давайте выучим про него стихотворение:
У меня живет тигренок,Он товарищ моих игр.Он почти совсем ребенок,Но рычит, как взрослый тигр.Заучивание текста.
Физминутка.
Воспитатель: Давайте немного поиграем, вставайте из-за стола.
Логоритмическое упражнение на развитие чувства ритма - игра «Звуковое эхо» (дети деревянными ложками отбивают ритмический рисунок, одновременно проговаривают слоговые цепочки со звуком [р], вслед за педагогом)
Воспитатель: А сейчас, Рома приготовил для вас очень интересное задание – пройти по лабиринту. Начинается лабиринт с картинки со звёздочкой, пройди вместе с тигрёнком  по лабиринту по стрелкам и называй картинки и направление стрелок: вверх, вниз, вправо или влево. Названия всех  картинок в этом лабиринте начинаются с любимого звука тигрёнка [р]. В конце лабиринта под весёлым экраном спрятан друг тигрёнка. Ты узнаешь, кто это, когда доберётесь до конца лабиринта.
Слайд с изображением гнома
Дети: (называют)
Логопед: Гномы – маленький народ и все  у них маленькое. Проведите тигрёнка по лабиринту к выходу и все картинки назовите ласково, чтобы они превратились в маленькие картиночки. Звук [р]  надо произносить чётко. Очень хорошо.
Игра на образование слов «Большой – маленький»
Воспитатель: Молодцы. Сейчас тигрёнок с гномиком хотят проверить вашу память и, поиграть с вами в игру «Прятки».
Игра на развитие зрительной памяти «Прятки»
Воспитатель: Молодцы. Все картинки запомнили. Вам понравились задания тигрёнка? Надо его поблагодарить, подарить ему бусы из слов с его любимым звуком. Вы помните, какой это звук? Правильно, звук [р].  
Игра «Весёлые звуки»
Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы. Мы хорошо потрудились. А тигрёнок Рома тоже приготовил вам в подарок вот такие рисунки, но, к сожалению, у него не было карандашей. Я предлагаю взять эти рисунки и раскрасить их вечером.