Конспект урока Чтобы жить и светиться, надо много трудиться (по произведению А.Платонова Неизвестный цветок)




"Чтобы жить и светиться,
надо много трудиться"
(урок по произведению
А. Платонова
"Неизвестный цветок")








МОУ БСОШ №1
2007
"Чтобы жить и светиться,
надо много трудиться"
урок по произведению
А. Платонова
"Неизвестный цветок"

Цели урока:
1.Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.
2. Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что все хорошее достигается большим трудом.
3.Выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыкам выразительного чтения.
4. Воспитание читательского вкуса.

План урока.
1.Вступительное слово учителя о писателе и его судьбе.
2. Экскурсия по книжной выставке, подготовленной на материале имеющихся книг Платонова и о Платонове.
3. Подготовка к восприятию сказки.
4. Чтение произведения учителем.
5. Работа с текстом (беседа по вопросам, цитирование, выборочное выразительное чтение, наблюдения над языком, обобщение, выводы).
6.Оценка работы учащихся.
7. Объяснение домашнего задания.

Оборудование урока.
1.Тексты сказки.
2. Портрет писателя.
3. Запись романса Шостаковича из кинофильма "Овод" в исполнении ансамбля скрипачей Большого театра).
4.Книжного выставка.
5. Оформленная доска.
6. Тетради учащихся.

Предварительная подготовка
1. Выразительное чтение отрывка учащимися в музыкальном сопровождении (3-6 абзацы).
2. Выразительное чтение в лицах (автор, цветок, Даша) эпизода встречи с цветком, начиная со слов: « На краю пустыря Даша почувствовала благоухание..." и кончая словами: "Даша склонилась к нему и поцеловала его светящуюся головку". (Осуществляется как индивидуальная работа с четырьмя учениками.)

Ход урока.
1. Слово учителя.
Посмотрите, пожалуйста, на портрет.
Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, много видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Прекрасный русский писатель. Он родился в Воронеже. Здесь прошли его детство и юность. Многое из того, что написано им, связано с Воронежем.
В Воронеже есть памятные платоновские места. На центральной улице - мемориальная доска на здании бывшей типографии, где работал Платонов; есть улица, школа, библиотека, носящие имя Платонова. В Воронежском экскурсионном бюро есть экскурсия "По литературным местам". Значительное место в ней занимают материалы о Платонове. Подрастете, и мы с вами, я думаю, сможем совершить увлекательное путешествие в Воронеж, чтобы поближе познакомиться с жизнью и творчеством А.Платонова.

Экскурсия по выставке.
Итак, мы сегодня открываем дверь в страну этого писателя и интересного, талантливого человека. Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова. Удивительный мастер прозы окончательно вернулся в литературу и, как живой, присутствует в нашей жизни.
Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима.
Что такое псевдоним?
(Псевдоним - вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имен.)
Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестер (всего детей было десять).
За свою жизнь Андрей Платонов прошел через много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник - это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начинает писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни.
Наследие писателя Платонова велико. Чтобы понять и оценить по достоинству значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы сегодня стоим на пороге этой школы и сделаем первый шаг.
Сегодняшний урок - наше первое знакомство с писателем. Впереди еще много встреч с книгами Платонова. И я надеюсь, что вы достигнете в своем литературном образовании тех высот, которые помогут испытать чувство радости и счастья от приобщения к миру, созданному писателем. Счастливого вам пути!

3. Подготовка к восприятию сказки.

Запись темы и эпиграфа в тетради.
"Чтобы жить и светиться,
надо много трудиться"
А.Платонов.
Андрей Платонович Платонов
(Климентов)
1899-1951
"Неизвестный цветок"
(сказка-быль)
1950
Притча, сотканная из мелодий
надежды, тоски, веры в справедли-
вость детей...
Чистое золото поэзии сердца.
В.Чалмаев.

На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена из юности, когда он, старший, по-матерински заботился о своих сестрах и братьях.
Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворенная детская теплота и нежность - вот о чем писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя. Она называется "Неизвестный цветок". У нее есть подзаголовок "Сказка-быль". Чуть позже мы попробуем разобраться, почему у нее такой подзаголовок.
Это произведение было написано в ноябре - декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя. Платонов щедро расходовал силы своей чрезвычайно одаренной души. Трагедия войны подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу, хотя ему было чуть больше пятидесяти. Он был безнадежно болен. В маленькой квартирке на столичном бульваре друзья заставали его в неизменном черном диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с друзьями. Безденежье. Ничего из написанного не печатают. Он не жаловался.
5 января 1951 года он умирает. Но эта ранняя смерть станет началом пути в "бессмертие, к всемирной известности, в нашу благодарную память" (В. Свительский).
Сказку "Неизвестный цветок" писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. "Неизвестный цветок" - один из последних рассказов писателя. Спустя
годы это маленькое произведение будет высоко оценено.
Посмотрите на доску и обратите внимание на то, как называли эту сказку-быль исследователи-литературоведы.

Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски,
веры в справедливость детей.
Чистое золото поэзии сердца.

Мы познакомимся с содержанием произведения и вернемся к этим оценкам сказки.

4. Чтение сказки учителем.
Беседа по содержанию сказки-были.
* О чем и о ком рассказывается в произведении?
(О цветке, который вырос между камнем и глиной, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)

* Что рассказано об этих героях?
(Цветок много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнем, стать похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь, и они удобрили землю.)

* Почему у этого произведения подзаголовок "сказка-быль"?
(Повествование о Даше и детях - быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.)

"Неизвестный цветок" назван золотом поэзии сердца. Чтобы это произведение так звучало, надо верно прочитать его. Сегодня мы поработаем над выразительным чтением художественной прозы.
Чтобы правильно определить тональности исполнения (а мы знаем, что слово может быть и живописью, и музыкой), попробуем понять настроение и чувства автора и героев сказки. В сказке-были есть места, в которых и персонажи, и читатель испытывают печаль, грусть и одновременно надежду. Некоторые строчки повествования вызывают восхищение и радость. Это надо учесть во время чтения.

5. Работа над текстом.
Сейчас мы с вами поучимся ориентироваться в содержании произведения, определять главную мысль прочитанного отрывка. Раскройте книги.
Итак, начало сказки.
*Просмотрите первый абзац. Найдите цитату, которой можно было бы озаглавить этот отрывок.
("Жил на свете маленький цветок".)
*Проделаем такую же работу со вторым абзацем.
("Однажды упало из ветра семечко, выпустило корешки в камень и глину и стало расти".)
Найдите в тексте отрывок, который рассказывает о том, как удалось вырасти цветку в сложных условиях. Прочитайте. Не забудьте выбрать верную интонацию.
(3-6 абзацы читает заранее подготовленный ученик в музыкальном сопровождении. Шостакович. Романс из к\ф "Овод".)
*Определите с помощью цитаты главную мысль отрывка.
("Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть",)

* Понравилось ли вам чтение вашего товарища?
*Удачно ли подобрано музыкальное сопровождение? Соответствуют ли интонация, темп, выбранные чтецом, главной мысли отрывка?
(Цветок появился нечаянно, случайно. Он очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, неустанное упрямство, чтобы выжить. Чувство грусти пронизывает прочитанные строчки. Это же мы слышим и в прекрасной музыке. Не хватало уже сил жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться. Ансамбль скрипачей своим исполнением помогает нам почувствовать это.)
* Найдите самый радостный отрывок, утверждающий, что труды не пропали даром. Выберите верную интонацию, прочитайте этот отрывок.
("В середине лета цветок... и уносил его запах с собою" - 7-й абзац.)

*В чем убеждает нас автор?
(Чтобы жить и не умереть, нужно много трудиться. И труды будут вознаграждены.)
*Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор?
(Настоящим цветком. Со звездой, с мерцающим огнем в темной ночи.)

* Какой глагол использует автор для характеристики настоящего цветка?
(Светился.)

* Считает ли цветок себя звездой?
(Нет, таким его видит автор, таким, напоминающим светящуюся звезду, он кажется Даше и другим детям, которые любовались им, как героем.)

А сейчас мы прочитаем эпизод встречи цветка с Дашей. Этот отрывок будет прочитан в лицах: автор, Даша, неизвестный цветок.

* Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки?
(Цветок не уверен в себе, он будто извиняется за свою непохожесть на других. Он чувствует себя виноватым за свое нечаянное появление на пустыре.)

* Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?
(Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.)

* Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной?
(Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдыхает, а из семян вырастут "самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде".)

* Как земля отблагодарила ребят?
(На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)

* Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала.
Прочитайте.
( Конец сказки: два последних абзаца).

* В чем же убеждает Платонов читателя данной сказки-были? Какова идея сказки? Прочитайте запись на доске, что такое идея художественного произведения.
(Идея художественного произведения - главная мысль, к которой приводит автор своего читателя.
А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить живым огнем другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.)

* А теперь вернемся к высказыванию об этом произведении. Согласны ли вы с ним? Почему критик так отзывается о "Неизвестном цветке"?
(Это поучительная история о том, как "меж камнем и глиной" вырос цветок, который много трудился, чтобы выжить и светиться, как звезда, живым мерцающим огнем. Второй цветок, что появился на следующий год на облагороженном детьми пустыре, был еще лучше. Он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что жил в камне. Это повествование печальное. Грустно автору, грустно Даше, грустно нам. Но справедливость торжествует. Дети не позволили погибнуть цветку. У читателя рождается вера в доброе начало жизни. Печаль и надежда, тоска и радость, отчаяние и вера, как в хорошо сотканной ткани, слились в произведении и превратились в "чистое золото поэзии сердца".)

(Вывод о сделанном уроке, оценки за ответы на вопросы, за выразительное чтение.)
7.Домашнее задание.
Подобрать отрывок из сказки, нарисовать иллюстрацию к нему, дать название. Выучить отрывок наизусть.














13PAGE 141215




рисунок 00115