Технологическая карта урока Внутренние силы Земли 5 класс


Технологическая карта урока «Внутренние силы Земли» 5 класс.
Учебник: «География. Планета Земля» А.А. ЛобжанидзеТип урока Комбинированный
Цели деятельности учителя Способствовать формированию представлений о землетрясениях, вулканизме, горячих источниках и гейзерах, медленные вертикальные движения земной коры;
Создать условия для формирования умения выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма, устанавливать с помощью географических карт главные сейсмические пояса на Земле.
Образовательные ресурсы Электронное приложение к учебнику «География. Планета Земля» к учебнику А.А. Лобжанидзе, презентация «Внутренние силы Земли».
План урока 1. Движение земной коры.
2. Землетрясения и сейсмические пояса , вулканы и горячие источники.
3. Медленные вертикальные движения земной коры.
Методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальные, фронтальные
Основные понятия Литосферные плиты, сейсмические пояса, землетрясения, очаг, магма, лава, вулканический остров, горячие источники, гезеры.Планируемы результаты
Личностные УУД
Метапредметные УУД Предметные
Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач; читают схемы, создают рисунок залегания горных пород в Ленинградской области по картам атласа Ленинградской области Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: принимают активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: составляют, корректируют план и последовательность действий, оценивают результат. Научатся: называть и приводить примеры характерных природных явлений в земной коре.
Получат возможность научиться выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма, устанавливать с помощью географических карт главные сейсмические пояса на Земле.
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма организации совместного взаимодействия на уроке Формы контроля
I. Мотивация
к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, Уточняет тематические рамки. Обсуждают тему, цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Фронтальная работа II. Актуализация знаний Тестирование Организует тестирование
(приложение 1) Выполняют задания теста Фронтальная работа Письменные ответы
III. Изучение
нового материала Беседа
Организует беседу о причинах и последствиях землетрясений с опорой на рис. 4.12в учебнике
Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию Фронтальная работа Устные ответы
Работа с таблицей (на доске) и картой Работа с таблицей «Крупные землетрясения»
(Приложение 2) и картой.
Задание:
Показать на карте страны, на территории которых происходили землетрясения.
Вводится понятие сейсмические пояса Находят районы землетрясений на карте, сейсмические пояса Фронтальная работа и индивидуальная работа Устные ответы
Работа с электронным приложением к учебнику «Вулканы. Гейзеры»

Комментирует информацию. Знакомит с понятиями: Очаг магмы, лава, вулканический остров, горячие источники, гейзеры Отвечают на вопросы, усваивают понятия. Фронтальная работа Устные ответы
Работа с таблицей (на доске) и картой Организует работу с таблицей на доске и картой
(Приложение 3)
Работают с картами атласа, находят вулканы Фронтальная и индивидуальная
работа Устные ответы
Работа с текстом учебника Организует работу с текстом учебника
стр. 72-73, Выполняют задание 4,стр 73 Объясняют причины совпадения зон вулканизма с зонами землетрясений. индивидуальная
работа Устные ответы
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного. Работа с текстом учебника и рисунками учебника Организует работу с текстом учебника, с. 72 и рисунками 4.9 и 4.10
Выполнение тестовых заданий (приложение 4) Выполняют тестовые задания Индивидуальная работа Письменные ответы
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль Выполняют задания Индивидуальная работа Оценивание работы учащихся на уроке
Домашнее задание §28, рисунок «Залегание горных пород своей местности» Конкретизирует домашнее задание
Ресурсы урока: учебник, с. 72-73; атлас, с. 8-9, 20-23; контурные карты, с. 10-11 (№ 4), с. 24-25 (№ 3); тетрадь- тренажёр, с.48 (№10-12), с. 50-51 (№2-4), с. 56-57 (№ 12-16), с. 59 (№ 4,5); электронное приложение к учебнику Записывают Д/З
Приложение 1
Тест
1. Внутренне строение Земли:
а) мантия, ядро, земная кора; б) ядро, мантия, земная кора; в) ядро, земная кора, мантия.
2. Самую высокую температуру вещества имеет:
а) земная кора; б) ядро; в) мантия.
3. Эта оболочка Земли бывает материковой и океанической:
а) земная кора; б) ядро; в) мантия.
4. Толщина материковой коры в среднем:
а) 30-40 км; б) 50-100 км; в) 3-7 км.
5. В материковой коре выделяют слои:
а) осадочный, гранитный; б) осадочный, гранитный, базальтовый; в) осадочный, базальтовый.
6. Осадочные неорганические пород:
а) гранит, известняк; б) нефть, гранит; в) песчаник, известняк
7. Метаморфические горные породы:
а) гнейс, кварцит, мрамор; б) кварцит, глина, гнейс; в) стекло, фарфор, гранит.
8. Магматические излившиеся породы:
а) диорит, гранит, мрамор; б) габбро, базальт, андезит; в) базальт, андезит, пемза.Приложение 2
Таблица «Крупные землетрясения»
Страна,
год Китай,
1556 Япония,
1830 Индия,
1737 Италия,
1908 Китай,
1927 Япония,
1923 Китай,
1927 Перу
1970 Китай,
1976 Армения,
1988 Иран,
1990 Япония,
2011 Непал,
2015
Число жертв 830 000 137 000 300 000 77 000 180 000 143 000 200 000 67 000 650 000 555 000 50 000 1217 6 200
Приложение 3
Работа с таблицей на доске и картой
Вулканы называют «огнедышащими горами». Само название этих гор происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. Извержение вулканов – еще одно грозное, опасное для людей природное явление.
При извержении на поверхность выходят не только лава, но и различные газы, пары воды, вулканическая пыль, тучи пепла. Пепел и пыль разносятся ветром на сотни и тысячи километров. Во время грандиозного извержения вулкана Кракатау в Индонезии (1883г.) частички вулканической пыли два раза облетели вокруг Земли. Сейчас на суши насчитывается несколько сотен действующих вулканов.
Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называются действующими. Если извержения прекратились совсем, их называют потухшими, но иногда они могут проснуться, вновь ожить. Однажды в Исландии проснулся вулкан, который, по мнению ученых, не извергался 5 тыс. лет.
Ежегодно происходит 20-30 извержений. В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке и Курильских островах. Самый большой их них – Ключевская Сопка – расположен на Камчатке. Его высота 4750 м. Много вулканов на дне океана. Там происходят подводные извержения.
Задание:
1) Назовите и покажите действующие и потухшие вулканы.
2) Сопоставьте с картой, назовите, чему соответствуют «цепи» вулканов.
Крупнейшие извержения вулканов
Вулкан Год Число жертв
1. Везувий (Италия)
2. Тамбора (Индонезия)
3. Кракатау (Индонезия)
4. Мон-Пеле (Вест-Индия)
5. Невадо-дель-Руис (Колумбия79
1815
1883
1902
1985 Около 2000
82 000
36 000
30 000
20 000
Приложение 4
Тестовые задания
1. Мягкие осадочные горные породы сминаются в складки. Такую форму залегания горных пород называют:
а) складчатой; б) глыбовой; в) складчато-глыбовой.
2. По линии разломов одни участки земной коры поднимаются, образуя выступы, другие опускаются, образуя впадины. Такую форму залегания горных пород называют:
а) складчатой; б) глыбовой; в)складчато-глыбовой.
3. Установите соответствие:
1) грабен а) выступы
2) горст б) впадины
4. Установите соответствие:
1) кратер а) канал, идущий из глубин земной коры
2) жерло б) отверстие на вершине
3) очаг магмы в) изливающая магма
4) лава г) вещество мантии, которое плавится в трещинах земной коры.
Д/З: §28
учебник, География . Планета Земля. с. 72-73; атлас, с. 8-9, 20-23; контурные карты, с. 10-11 (№ 4), с. 24-25 (№ 3); тетрадь- тренажёр, с.48 (№10-12), с. 50-51 (№2-4), с. 56-57 (№ 12-16), с. 59 (№ 4,5); электронное приложение к учебнику.