Урок культуры: Будь всегда опрятным, аккуратным и организованным.


Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну "Чистюль".
Я приведу вам слова замечательного русского полководца А.В.Суворова, в своей книге " Наука побеждать " он писал: ”Чистота, здоровье, опрятность, гордость, смелость, храбрость - Победа! Слава!"
643128034163000Почему великий полководец в один рад со смелостью и храбростью поставил чистоту и опрятность, считал их необходимыми условиями победы и славы?
Правильно. Неряшливый, грязный, небрежно одетый человек обычно бывает и внутренне несобранным, недисциплинированным, не умеет контролировать свои поступки. Для того чтобы быть всегда чистым и опрятным, надо иметь немногое: воду, мочалку, мыло и полотенце. Все остальное зависит от самого себя. Все эти правила гигиены нужно выполнять постоянно, самостоятельно, на основе самодисциплины, а не только по указанию родителей и воспитателей.
Аккуратность, внутренняя собранность, организованность нужны всегда и во всем: и на уроках, и во время выполнения дом. заданий, и на занятиях во внеурочное время - спорте, занятиях музыкой, рисованием, выполнением общественно полезного труда, поручений.
Невнимательный на уроках, часто опаздывающий школьник, не умеет работать сосредоточенно, доводить начатое дело до конца. Он не только не достигает хороших результатов в учебной и общественной деятельности, но и приносит своим поведением неприятности остальным ученикам, сбивает общий ритм работы. Так, например, появление на уроке опоздавшего ученика отвлекает учащихся и для них немало труда стоит новое включение в работу, да и сам ученик много потерял не только времени, но и сил, т.к. опоздание не могло не волновать его. Дослушайте стихотворение С. Маршака
" Ты думал школа - не вокзал,
Не страшно опоздать.
Но тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час."
Мешают на уроке и те дети, которые нарушают установленные правила порядка организации и дисциплины: еще не говорилось о том, что нужно открывать книгу, а уже кто-то шумно ее перелистывает; одни ученики заканчивают письменную работу, а другие уже начинают громко переговариваться, часть ребят вскакивает с мест, тем самым показывая, что им нет дела до остальных.
Во время объяснения нового материала, некоторые ученики не только не умеют внимательно слушать, но и занимаются посторонними делами. Послушайте, какой совет дает С.Маршак. «Школьнику на память».
"Парта-это не кровать,
И нельзя на ней лежать,
' -I
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.”
Учитель спросит - надо встать,
Когда он сесть позволит - сядь,
Ответить хочешь - не шуми,
А только руку подними.”
А сейчас мы о вами поговорим о том, что нужно выполнять и что делать, чтобы быть честным и опрятным.
Что должен иметь каждый в своем кармане'? ( носовой платок ) Дослушайте, что бывает в кармане у некоторых учеников.
” Любимая коллекция ”Все в кармане Витя тащит,
И набит карман, как ящик.
Медяшку в карман, деревяшку в карман,
Нет в кармане пустяка - носового платка."
Дети, пустяк ли носовой платок?
Правильно. Носовой шаток - необходимая вещь.
Зачем он нужен?
Чтобы быть чистым, что нужно -делать? ( Надо умываться.)
” Рано утром на рассвете умываются Мышата, и котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался и грязнулею остался.
И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки.”
Есть ли в нашем классе грязнули?
Чтобы быть чистым, чем надо пользоваться?
(На выставке: полотенце, мыло, мочалка, щетка, паста, расческа ).
Ученики хором: "Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое,
И зубной порошок, и густой гребешок."
” Кто не любит мыло, воду, не идет к водопроводу,
Не причешет и макушку, тот похож на хрюшку.”
Ученики хором:" Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок."
" Ручеек."
Полотенце возьму, рубашечку сниму и бегом,
Босиком по песку, к ручейку!
Ручеек, ручеек, ты широк и глубок.
Вот я лягу поперек, запрудил ручеёк!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, корыте, в лохани, В
реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане - Всегда и везде - Вечная слава воде!"
В каком стихотворение говорится, что делать хорошо, а что плохо?
В.Маяковский " Что такое хорошо, и что такое плохо".)
Крошка сын к отцу пришел и опросила кроха:
" Что такое хорошо, и что такое плохо?"
Если сын грязнее ночи,
Грязь лежит на рожице,
Ясно - это очень плохо для ребячьей кожицы,
Если мальчик любит мыло и зубной порошок,
Этот мальчик очень милый, поступает хорошо.
Этот в грязь полез и рад. что грязна рубаха.
Про такого говорят: он плохой, неряха.
Этот чистит валенки, моет сам калоши,
Он хотя и маленький, но вполне хороший."
Кто знает правила, как над о умываться и чистить зубы?
Ученик. Умываться надо каждое утро и каждый вечер.
Прежде всего надо чисто вымыть руки с мылом.
Лицо, уши, шею надо мыть чистыми руками.
Вытираться надо чистым полотенцам.
Зубы чистить щеткой с пастой утром и вечером.
Руки надо мыть после каждой еды и перед едой, перед самоподготовкой.
Что еще надо делать для укрепления здоровья?
Дышать чистым воздухом, проветривать комнату, содержать в чистоте одежду, класс, квартиру. (один из учеников показывает, как надо чистить костюм, ботинки;
Я умею на кроватке простыню расправить гладко.
И у скомканной подушки кулачком задвинуть ушки.
Я сегодня, утром рано умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею вымыть личико и шею.
За что мы всегда боремся с вами? (за чистоту ) С неумытыми ребятами и неряхами лохматыми
Мы недаром воевали,
Чтоб они не забывали, что мол надо быть опрятными.
А они совсем забыли о мочалке и о мыле.
А мы?
Хором: Мы моемся, купаемся, с мочалкой мы в ладу,
И мыла не пугаемся, мы все за чистоту.
Ученица: Все смеются над неряхою:
Смотрят на него и ахают:
Он к обеду рук не моет, говорит:
Что мыть не стоит.
А уж если он пугается, то слезами обливается
И кричит еще: "Постойте, мылом мне лицо не мойте!"
А мы?
Хором: Мы моемся, купаемся, с мочалкой мы в ладу.
И мыла не пугаемся, мы все за чистоту!
Чем ещё полезно заниматься?
Заниматься физкультурой, кататься на коньках, лыжах, играть в хоккей, футбол, купаться.
Ученик. Мы занимаемся физкультурой!
Мы любим физкультуру.
Физкультура помогает нам быть здоровыми,
Закаляет нас.
Ученик: Будь аккуратен, забудь лень, делай зарядку каждый день. Все ли ребята, делаете так, как Рома?
Ученик: Прогоню остатка она,
Одеяло в сторону!
Мне гимнастика нужна - Помогает здорово!
С шумом струйка водяная
На руках дробится.
Никогда не забываю
По-утру умыться!
физкультминутка.
Надо всем нам постараться физкультурой подзаняться:
Руки выше подними, а потом их опусти.
Руки шире отведи, а потом вперед сведи.
А потом поживей хлопай, хлопай скорей.
(Несколько гимнастических упражнений ) Мы уже много сказали о том, как надо делать, и как нельзя. Послушайте стихотворение Лифшиц " Неряха”.
Тротуар ему не нужен.
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам Он шагает напрямик!
Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок,
Из штанины вырван клок.
Мне признаться непонятно-
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином?
И расстегнут воротник?
Кто он - этот ученик?
Ребята, а теперь давайте послушаем внимательно сценку рассказа про двух котят.
Встал давно котенок «белый»
"Как не стыдно спать лентяй?"
Я умыт, зарядку сделал, полдевятого, вставай.
Дай-ка, сделаю прическу, я хоту красивым стать.
Нет, не дам! Свою расческу, никому нельзя давать!
Тюбетейку неопрятный отбирать у брата стал,
Но котенок аккуратный, лапку черному не дал.
Оба вышли прогуляться. Черный ящик увидал,
Начал в мусоре копаться, и еще чернее стал.
Белый дома долго мылся мылом, чистою водой.
Черный каждый раз. ленился лапы мыть перед едой.
Тихий час. После обеда Черный вздумал с Белым спать.
Убирайся, непоседа, на свою кровать!
Только Черному не спится, шерсть дерет когтями он.
Что же с ним могло случится?
Белый очень удивлен.
Что с тобою черный стало? Трудно мне тебя узнать.
На макушке шерсть пропала.
Надо к доктору бежать!
" Ты любил в грязи возиться? Почему ко мне попал?
Положу тебя в больницу",- доктор Черному оказал.
Все его не забывали, ждали Черного домой.
И в окно ему кричали: «Выздоравливай больной».
Стал он чистый и здоровый, научился лапы мыть.
И теперь котята снова будут крепко с ним дружить.
Ребята, какой котенок вам понравился? Какой не понравился? Почему? Что вы должны запомнить из этой оценки? Что для себя взять?
Каким стал Черный в конце рассказа?
И в заключение дослушайте обращение польского поэта.
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо
Я прошу Вас мыть почаще
Ваши руки и лицо.
635-123126500Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца
Или просто дождевой.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем-
Перед каждою едою,
После она и перед оном.
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите - не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень Вас прошу!
Мойтесь чаще, мойтесь чаще-
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!
Ваш Тувим.
Итак. Чему же вы научились сегодня? Что нового узнали в стране "Чистюль”?
Чистота и аккуратность —необходимые условия для .жизни человека.