Социальный проект с элементами исторического краеведения Музей под открытым небом!


МКДОУ "Новохоперский детский сад общеразвивающего вида
"Ласточка"
Социальный проект
с элементами исторического краеведения
"Музей под открытым небом!"
возраст детей 3-7 лет
Автор проекта:
старший воспитатель
Рудчик Лариса Ивановна
р.п.Новохоперский
2017 год
Краткое описание проектной идеи
Полное наименование проекта "Музей под открытым небом"
Разработчик проекта Старший воспитатель Рудчик Л.И.
Период и этапы реализации проекта Март 2017 - август 2017.
I. Информационно-накопительный: март
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический: апрель - июнь
III. Контрольно-рефлексивный: июль - август.
Подведение итогов. Мониторинг и оценка
результатов проектной деятельности.
Беседа с детьми «Что мы хотели узнать, что узнали,
для чего узнали?»
Цель/задачи проекта Цель:
приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Задачи:
- создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края через организацию музея под открытым небом.
- вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города, поселка;
- сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном поселке, городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
Краткое основное содержание проекта Актуальность:
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это-опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
Поскольку патриотизм воспитывать нужно с раннего детства, в дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды - местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.
Сегодня дошкольные образовательные учреждения являются участниками многочисленных конкурсов, фестивалей, акций, учреждаемых правительством и различными общественными организациями, посвященных вопросам краеведения. Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогические коллективы, родительскую общественность, и, конечно, детей.
Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.
Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович - организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: "Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы".
1. Проведение цикла познавательных занятий с детьми на темы: "Р.п. Новохоперский – прошлое и настоящее", "Край мой родной мы гордимся тобой".(воспитатели Клепикова С.И., Шарапова И.В.)
2. Знакомство с книгой В.Т. Петрова - главы Новохоперского муниципального района, кандидата исторических наук и Г.А. Анчукова – краеведа «Из истории земли Новохоперской».
3.Показ спектакля театром «В гостях у сказки» «Наш заповедный уголок», под руководством воспитателя Цепляевой В.Н.
4. Оформление альбома "Достопримечательности Новохоперского района". (педагоги, дети, родители).
5. Словотворчество с родителями «Придумай рассказ о Новохоперске».
6.Оформление дидактических игр по краеведению: «Собери картинку» , “Узнай, где я нахожусь?», «Мой край родной», «Вот моя улица, вот мой дом родной» (педагоги ДОУ).
7. Оформление выставки детских рисунков "Родной мой поселок».
8. Экскурсии и фото экскурсии по поселку Новохоперский, по городу Новохоперск. (дети старшей и подготовительной группы)
9. Разучивание стихов песен о Новохоперске.(дети всех возрастных групп ДОУ)
10. Посещение Новохоперского краеведческого музея (дети старшей и подготовительной групп)
11. Создание на территории ДОУ "Музея под открытым небом" (педагоги ДОУ, родители).
Методическое и кадровое обеспечение реализации проекта. Педагогический состав, реализующий образовательные программы в рамках Проекта Книга «Из истории земли Новохоперской».
Воспитатели старших и подготовительной групп.
Ожидаемые результаты проекта Создание условий для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края через создание на территории МКДОУ Новохоперский детский сад общеразвивающего вида "Ласточка" "Музея под открытым небом".
Освоение доступных знаний об истории родного Новохоперского края.
Активное участие детей и их родителей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Дети умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Дошкольники приобретают навыки социального общения со взрослыми.
Смета проекта
№ п/пНаименование статьи Собственные средства Средства из других источников
(руб)
1 Консультация специалистов Новохоперского района по вопросу исторического краеведения. - -
2 Встреча с авторами книги «Из истории земли Новохоперской». В.Т.Петровым и Г.А. Анчуковым. - -
3 Подборка, разработка педагогами ДОУ цикла бесед, наблюдений для детей старшего дошкольного возраста. Педагоги ДОУ -
4 Оформление альбомов по темам Педагоги ДОУ, родители -
5 Подготовка площадки для создания музея. Сотрудники ДОУ, родители 6 Пол - 5100
7 Металлический профиль для каркаса - 6100
8 Профлист- 5400
9 Тент - 800
10 Расходные материалы (краска, саморезы, гвозди) - 1500
11 Оснащение помещения музейными экспонатами - -
Итого: 18900
Приложение 1
Диагностическая карта по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
ФИ ребёнка Родной город, символика История народной культуры, традиции Историко-географический и природный компоненты Личностный компонент
  Название города Дом. адрес Достопримечательности родного поселка Герб, города, его автор Предметы быта, жилище человека Русские народные праздники Народные умельцы города Народные игрушки, промыслы Природные богатства города, края Любимый уголок природы Животные нашего края Растит. мир Отношение к окружающей природе Забота о своих близких Умение управлять своими чувствами Умение анализировать свои и чужие поступки
                                        В - высокий уровень, С – средний, Н - низкий
Уровни оценки усвоения материала по нравственно-патриотическому воспитанию:
Высокий - Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей.
Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность.
Средний - Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.
Низкий - Знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.