Классный час Гость в дом — радость в дом (7 класс)


Классный час в 7 классе
Тема: Гость в дом – радость в дом
Форма проведения: этическая беседа о правилах и нормах поведения
Цели: дать понятие о вежливости как о важном моральном качестве человека;
раскрыть основные пути и способы приучения себя к вежливому поведению
Оборудование: оформление доски, плакат со словами Сервантеса: «Ничто не даётся нам так дёшево
и не ценится так дорого, как вежливость», реквизит для сценок, мультимедийное
оборудование, колонки, запись м/ф с песней
Ход занятия:
I. Организационный момент
Просмотр м/ф прослушивание песни «Человек собаке друг»
II. Что такое вежливость
И дома, И в школе, и на улице – везде тебя окружают люди. Это твои родители, соседи, друзья, учителя, прохожие, пассажиры в трамвае, автобусе, покупатели в магазине. Вот сколько людей встречается на твоём пути ежедневно. С одними ты делишься своими горестями, с другими перекинешься несколькими словами, а с третьими тихо поздороваешься.
- Всегда ли ты думаешь о других?
- Как ты относишься к своим родителям?
- Как нужно поступать, чтобы не обидеть человека?
В этом тебе помогут правила хорошего тона. Они в течение столетий вырабатывались для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
- Что значит быть вежливым человеком?
- Значит ли это, что ты должен знать только вежливые слова?
Знать их надо непременно, но этого недостаточно. Надо уметь ими пользоваться так, чтобы людям приятно и радостно было от общения с тобой.
«Есть немало людей, которые неуклюжестью своей сразу внушали людям такое отвращение, что все достоинства их были потом перед ними бессильны. Хорошие же манеры располагают людей в твою пользу, привлекают их к тебе и вселяют в них желание полюбить тебя» (Честерфилд).
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Этим словом называли человека, который знал, как себя вести в той или иной обстановке. От слова «вежа» возникло другое – «вежество», позднее превратившееся в «вежливость».
Вежливость – ценное качество, обязательное для всех. На Руси детей в школах вместе с грамотой и молитвами учили вежливости. Был даже специальный учебник «Гражданство обычаев детских».
Вежливость – моральное качество, характерное поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Вежливость – элементарное требование культуры поведения; она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт.
Противоположностью вежливости является грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительное отношение к людям.
Грубость – отрицательное моральное качество, характерное пренебрежение культурой поведения.
Грубость – выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим своей воли и желаний, в неумении сдерживать своё раздражение, в оскорблении достоинства окружающих, в развязности, в сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.
Многие из вас, хотя и хорошо знают правила вежливости, не всегда поступают по всем правилам хорошего тона.
Одни, как это ни странно, стесняются проявлять знаки внимания к другим людям. Им неловко, они чувствуют себя неуклюже, им кажется, что на них обращают внимание окружающие. Между тем обращает на себя внимание как раз невежливость и грубость.
Некоторые из вас считают, что можно обойтись без хороших манер, и с пренебрежением относятся к правилам приличия.
Настоящая вежливость – это вежливость везде и во всём. Вежливый человек приветлив, радушен, внимателен по отношению ко всем людям. Не стесняйся быть вежливым, придерживаться правил приличия. Это доставит тебе и другим только радость.
III. Правила поведения хозяина и гостя
1) Ребята, о вежливости вы говорили ещё в начальных классах. И вы знаете, чтобы на капельку радостнее сделалась жизнь, нужно поздороваться. А умеете ли вы здороваться? Сейчас проведём небольшой тест. Вы ответите на вопросы, а затем мы их проанализируем.
1. Кто здоровается первым: младший или старший?
2. Кто здоровается первым: мальчик или девочка?
3. Кто здоровается первым из двух мальчиков?
4. Кто первым подаёт руку: младший или старший, мужчина или женщина?
5. Ты идёшь с товарищем по улице, он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился.
Надо ли здороваться тебе?
6. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоит друг. Надо ли
поздороваться с ним и как это сделать?
7. Полагается ли здороваться с теми людьми, которых вы не знаете, но часто с ними встречаетесь.
8. Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»?
9. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя
и, проходя мимо, вежливо поздоровался: «Здравствуйте, Игорь Семёнович!» Правильно ли поступил
Олег?
2) Анализ теста, зачитывание правильных ответов. Для подобных случаев существуют определённые правила поведения, которые вместе называются красивым словом ЭТИКЕТ.
3) С такими правилами мы будем знакомиться на наших занятиях. Сегодня первая наша беседа посвящена теме: «Гость в дом – радость в дом».
- Вы не задумывались, а зачем, собственно, люди ходят в гости? На это, наверное, есть много причин:
1. Приятно, когда кто-нибудь, увидев тебя, обрадуется и тепло улыбнётся;
2. В гостях собираются разные люди, поговорят о том, о сём - и всем польза;
3. Привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Родился сын – зовут гостей разделить радость.
4. А если горе - звать не надо. Те, кто приходил в дни радости, придут разделить и горе.
Вот почему с давних пор до наших дней ходят люди в гости. Разумеется, за такое долгое время выработались очень чёткие и определённые представления о том, как вести себя хозяину и гостю.
4) Заранее подготовленные ученики ставят сценку «Добро пожаловать» (Б.Бушелева «Поговорим
о воспитанности» с.17-18)
5) Анализ сценки.
- Кто поступил правильно, а кто не соблюдал этикет?
- А у вас, ребята, были такие гости? Как вы к ним относитесь?
- Предлагаю вам исправить ошибки «актёров» и показать, как должен был поступить Витя.
6) Заранее подготовленные ученики инсценируют 3 ситуации (Б.Бушелева «Поговорим
о воспитанности» с.19-20, 1-ая, 2-ая, 4-ая сценки)
7) Анализ ситуаций.
- А как бы вы поступили в данных ситуациях?
- Вспомните, пожалуйста, подобные случаи из своей жизни и проанализируйте их.
8) Теперь, поразмыслив над этими задачами, вы, ребята, сами ответите на вопрос: «Как же должен вести себя хозяин, чтобы его гостям было хорошо и уютно?»
Приходим к выводу:
- нужно быть приветливым хозяином
- внимательным
- предупредительным
- щедрым
- бескорыстным
- практичным
- воспитанным
«Расшифруем» эти понятия.
IV. Как выработать у себя вежливое отношение к окружающим
А сейчас поговорим о том, как же учиться вежливости. Посмотрите на наш плакат, прочитайте и подумайте над словами Сервантеса (Б.Бушелева «Поговорим о воспитанности» с.123-130)
Советы детям:
- самонаблюдение
- самооценка (о роли дневниковых записей)
- изучать мнение других людей
- соблюдать три условия воспитанности: знание общепринятых норм и правил поведения, тренировка и упражнение в правильном поведении, прочные и устойчивые привычки поведения
V. Итоги занятия
Закончим нашу беседу словами великого педагога Сухомлинского В.А.:
«Ваши желания – это радость или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобства близким людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо».