Технологическая карта урока по русскому языку на тему Единственное и множественное число имён существительных


Технологическая карта урока
Дата: 18.03. 2016______________________________________________________________________________________________
Класс: 2 «б»__________________________________________________________________________________________________
Предмет: русский язык________________________________________________________________________________________
Учитель: Морозова И. А._______________________________________________________________________________________
Тема: Единственное и множественное число существительных __________________________________________
Тип урока: урок усвоения новых знаний __________________________________________________________________________
Цель урока:
формировать понятие у учащихся о единственном и множественном числе существительных; продолжать формирование умений учащихся по созданию текста-миниатюры
Задачи урока: освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; воспитание любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценностиПланируемый результат обучения, *в том числе и формирование УУД:
Предметные: научиться распознавать единственное и множественное число существительных, владеть терминологией_______________________________________________________________________
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению_________________________________________________Метапредметные: умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств _____________________________________________________________
*Познавательные УУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования имён существительных ____________
*Коммуникативные УУД: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия______________________________________________________________
* Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности__________________________________________________________________________________________________
* Личностные УУД: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся__________________________________________________________________________
Ресурсы: Учебник «Русский язык. 2 класс» под редакцией Канакиной;
методическое пособие к учебнику русского языка под редакцией Канакиной;
http://www.игокi.пеt
Этапы урока.
Цель этапа Деятельность
учителя Деятельность
обучающихся Формируемые УУД
1. Мобилизующий этап - Итак, русский язык, друзья,
На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс,
Все получится у нас!
Слайд 3( Запись числа и классной работы. Осанка)Готовятся к уроку, настраиваются на работу 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся - Посмотрите на формулу нашей успешной работы:
Внимание + хорошее настроение+ вера в себя
Посмотрите друг на друга,
Пожмите соседу руку. И, конечно, улыбнитесь друг другу.
Надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение!
И уверенность в себе тоже присутствует.
Отметьте, пожалуйста, у себя в тетрадях цветными карандашами ваше настроение на работу, как обычно мы это делаем.
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: понимают познавательную задачу. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)
3. Актуализация знаний.
-Взялись за руки, друзья, и сказали: «Ты да я – это мы».
А между тем получилась буква «М»
- Кто догадался какую букву мы напишем на нашей минутке чистописания. букву Мм.
-Какие вы знаете города на букву М (Москва, Мурманск, Мадрид, Милан, Минск) (Слайд 5)
- Как называются такие слова.? ( Имена собственные)
- Самая часто встречающаяся вывеска в Москве? (Метро)
В первой строке зачеркните все буквы, которые являются парными звонкими согласными (б.г,ж м в)
Во второй строке вычеркните буквы, которые обозначают твердость предшествующего согласного звука ( у а о е э)
В третьей строке – зачеркните все непарные звонкие согласные
(л м н т р )
В четвертой- зачеркните все гласные.(а и р ы е )
В пятой – все гласные обозначающие
мягкость предыдущего согласного(и е я о ю)
- Какое слово получилось? ( слайд 6)
Метро – сокращенно от метрополитен. Так называлась английская фирма, которая построила первую подземную железную дорогу в Лондоне - столице Англии в 19 веке. Из английского языка слово перешло во французский, когда там была построена подземная железная дорога. Именно французы сократили слово метрополитен и стали называть его метро.
- Запишите его в словарики.
- Скажите, с какой буквы написали слово метро? Почему?
- Составьте предложение со словом метро. (Мы мчимся в метро.)
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы. Работают в тетрадях
Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
4.Первичное усвоение новых знаний. -А теперь мы покинем большой шумный город и отправимся на природу и отгадаем загадки с буквой М .( слайд 5)
( Один ученик работает у доски)
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий весь день хлопочет.
Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
( Медведь, молния, муравьи, мороз)(Слайд 6)
- Поставьте ударения, подчеркните орфограммы
- Что объединяет эти слова? ( они обозначают предмет)
- Чем отличаются эти слова? ( среди них есть слова, которые отвечают на вопрос кто? (медведь, муравьи) – одушевленные
И на вопрос что? (молния, мороз) - неодушевленные- Еще чем отличаются данные слова? (медведь, молния, мороз – по одному предмету обозначает, муравьи – это множественное число)
- Какую тему урока нам предстоит изучить? (Единственное и множественное число имен существительных)
- Скажите, пожалуйста, причем здесь числа ведь это не математика?
(ответы детей)
- Давайте обоснуем.
Вставьте данные отгадки в предложения.
В берлоге живут ______________(медведи)
В дерево ударила молния.
Трещат суровые _______________ (морозы)
Ползет ___________________ (муравей)
Что же получается?
Слайд 8
В русском языке большинство слов употребляется как в единственном, так и во множественном числе. (слайд 9)
Например, зверь – звери, лес – леса. Единственное число имени существительного обозначает, что предмет о котором мы говорим – один
( воробей скворечник, поле), а множественное число обозначает, что предметов больше одного ( воробьи, скворечники, поля)
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану
5. Первичная проверка понимания Работа по учебнику стр.61 упр.105
- Прочитайте.. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
- Как узнать, в каком числе употреблены имена существительные?
- Слушаем задание:
1 вариант выписывает слова в единственном числе;
2 вариант выписывает слова во множественном числе
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о единственном и множественном числе имен существительных Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
6. Физкультминутка Игра «Один – много»(улица, дороги, мысли, край, пурга, метель, озера, мышка, кисти)
- Молодцы! Справились хорошо. Продолжаем наше исследование.
Выполняют упражнение 7. Первичное закрепление - А сейчас мы будем работать над тем, что узнали.
-Отгадайте загадки.
- Записать отгадки в ед.числе и во мн.числе.
( Один ребенок у доски)
Зверька узнали мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
Какая птица в лесу обитает,
Всем своё имя называет.
Белка – белки,
бабочка – бабочки,
кукушка – кукушка.
- Что и Что изменилось в словах? (окончание)
ВЫВОД А если в словах меняется окончание, то изменяется форма слова
форма - Если слово изменяется по числам, то изменяется форма слова
слайд 10
Слайд 1 - Давайте посмотрим, какие предметы изображены в единственном числе, а какие во множественном
Тест. Взаимопроверка по образцу (слайд 11)
В какой строчке все перечисленные существительные множественного числа
Котенок, собаки, петух
Лисята, волчата, зайцы
Стрекоза, воробей, слон
Вставь в предложения слова ( лоси, белка, ворона), которые подходили по смыслу.
Зимой_______________ едят кору деревьев.
__________ прыгает по деревьям.
Черная _____________ сидит на ветке.
Исправь ошибки в существительных
На лугу гуляли конь.
В лесу выросло много ягода.
Громко чирикает шустрый воробьи.
Выполняют задания, предложенные учителем, отвечают на вопросы Личностные:
имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие
трудности, ищут причины и пути их преодоления
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
7. Информация о домашнем задании Базовое: упр. 106 или
Сочинить сказку о именах существительных единственного и множественного числа Записывают домашнее задание, выбирают по сложности Личностные:
имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе
Регулятивные: адекватно оценивают домашнее задание
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) - Ребята, отметьте на полях ваше отношение к сегодняшнему уроку. Сравните его с рефлексией в начале урока. У всех ли все получилось?
Как вы считаете, усвоили ли вы учебный материал и ответьте на вопросы.
- Итак, о каком признаке имени существительного вы узнали? - Какое задание вам показалось интересным?
Определяют свое эмоциональное состояние. Заполняют дневники достижений Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений и навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность