Использование метода моделирования на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа №107»
Отчет по теме самообразования:
Использование метода моделирования на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Учителя географии Рябковой Т.В.
г. Н. Новгород,
2016/2017 уч.г.
Программа географии в школе 8 вида включает относительно сложный для учащихся теоретический материал, изучение которого недостаточно результативно без применения особых методов и приемов.
Их эффективность в основном объясняется тем, что при чувственном восприятии (прежде всего зрительном) образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.
Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью на уроках часто сталкиваются с процессами и объектами незнакомыми в их непосредственных ощущениях. Знания, неподкрепленные эмоциями, воспринимаются поверхностно, не вызывают интереса, поэтому не становятся частью их личности. Целью урока в специальной (коррекционной) школе является не столько обогащение знаниями, формирование представлений, сколько овладение способами деятельности. Здесь и приходит на помощь моделирование – создание образа изучаемого объекта или явления. Для этой формы работы я использую пластилин.
Основа ФГОС для детей с интеллектуальной недостаточностью – системно-деятельностный подход. Каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя - организовать деятельность ученика на уроке «научить-учиться». Умения предметные (географические) нельзя сформировать с помощь рассказа, их можно сформировать  используя практические работы. Практические работы на уроках географии в коррекционной школе в основном сводятся к работе с контурными картами (раскрашивание, подписывание объектов). Поэтому включение в практическую работу метода моделирования с помощью пластилина будет способствовать:
- изучению темы более быстрыми темпами;
- облегчают самостоятельное выполнение заданий творческого характера;
- динамичность подачи информации, что позволяет снимать перегрузку учащихся;
- увеличению активности на уроке;
- повышение мотивации учебной деятельности.
Использование моделирования актуально на любых уроках при изучении нового материала, при проверке знаний, умений, обобщении и систематизации.
Работа с пластилином, по сути ручной труд, на уроках географии является коррекцией нарушенных познавательных функций. За счет данной формы деятельности происходит компенсация утраченных функций, т.к. моторная функция находится ближе всего к проблемной лобной доле умственно отсталого ребенка.
В 2016/2017 уч.г. на своих уроках я активно использовала данный вид деятельности в 6 классе при изучении следующих тем:
Явления природы
Овраги
Равнины, холмы
Горы, землетрясения
Острова и полуострова
Река, ее части
Болота
Озера, пруды
Глобус – модель земного шара
В 7 классе возможностей использования метода моделирования на уроке географии меньше. В основном, он применяется при изучении тем «Растительный и животный мир природной зоны».
Наблюдения за обучающимися на уроках с использованием пластилина при создании образа географического объекта/явления позволяет утверждать об активизации деятельности на уроке, снижении процессов возбуждения. Кроме того итоги контрольного тестирования в конце каждой четверти показывает, что дети лучше и правильнее отвечают на вопросы по тем темам, где было использовано моделирование.
Конечно, детские макеты имеют недочеты, но они сразу видны и легко устранимы.
В заключении хочется отметить, что этот вид деятельности учащимся очень нравится. "Плюсами" работы являются:
- расширение географического кругозора;
- развитие сенсомоторики;
- развитие внимания (повышение его устойчивости);
- повышение любознательности (в этой работе есть новизна, творческое искание);
- повышение эмоционального настроя, развитие личности (воспитание усидчивости, настойчивости, умение доводить начатое дело до конца), формирование способности контроля и оценки собственной деятельности;
- получение навыков по планированию своей деятельности, распределению операций, приобретение умения применять теоретические знания на практике.
Такие практические работы содействуют сознательному усвоению учащимися знаний и формированию умений и навыков географического характера.
На следующий учебный год планируется в рамках недели естествоведческого цикла создание физической карты мира методом моделирования в 6 классе, а также карты России в 7 классе.