Урок по теме Разоблачение идей механизированного общества в романе Е Замятина Мы

Разоблачение идей механизированного общества в романе Е.Замятина «Мы»

Учитель: Гладышева Т.А.,
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №37» г.Барнаула


Цели урока:
образовательные:
содействовать формированию представлений учащихся о противоречиях в творческой судьбе писателя и романе «Мы»; создать условия для ознакомления с жанром произведения и путях его реализации в романе; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации;
развивающие:
способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной и исследовательской компетенции;
использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности;
воспитательные:
приобщить учащихся к нравственным ценностям, способствовать формированию гражданской ответственности.
Методические приёмы:
работа в малых группах;
выразительное чтение фрагментов из романа;
написание сочинения-размышления на тему: «Нельзя молчать»
Тип урока: урок-исследование
Метод урока: комбинированный (знакомство с биографией Е.Замятина, закрепление теоретических знаний жанра утопии и антиутопии, работа с текстом художественного произведения)
Тип учебного занятия: изучение нового материала с использование опорных схем.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация.

Ход урока

Организационный момент. Знакомство с темой и целями урока
Учитель. Запишите тему урока, эпиграф, проблему: «Выстоит ли человек «нового мира перед всё усиливающимся насилием над его совестью, душой и волей?»
(Слайд 1)
К уроку вам было предложено подготовить сообщения на темы «Жизненный и творческий путь Евгения Ивановича Замятина», «Е.Замятин – продолжатель традиций Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыковв-Щедрина, Ф.М.Достоевского.», «Взаимоотношения личности и государства в романе Е.Замятина «Мы»
Сообщение 1-го учащегося.
Е.И.Замятин родился в г. Лебедянь Тамбовской губернии в семье священника.
(Слайд 2)
Стал кораблестроителем. О выборе профессии писал так: « в гимназии я получал пятёрки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума». Дух противоречия привёл Замятина, выросшего в патриархальной семье, в партию большевиков. С 1905 года он участвует в нелегальной работе, подвергается аресту и проводит несколько месяцев в «одиночке». Вся жизнь Е.И.Замятина построена на противоречиях
В годы Первой мировой войны Замятин уезжает в Англию экспертом по строительству ледоколов для русского флота. Однако в сентябре 1917 года он возвращается в революционную Россию. В 1922 году Замятин публикует рассказы «Пещера», «Дракон» и др., в которых революционные события предстают как разгулявшаяся стихия, которая разрушает сложившееся бытие.
Замятин не встал в оппозицию большевикам, но спорил с большевизмом, не мог примириться с господством диктатуры, её жертвами.
Судьба Е.И.Замятина – одна из многих драм нашей культуры. Считался неугодным писателем, шёл вразрез с господствующей идеологией. Печатать его перестали. Критика травила писателя даже за неопубликованные произведения. В октябре 1931 года Замятин выехал за границу, в Париж.
Е.И.Замятин по натуре и миросозерцанию был бунтарём. «Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, быть католически – правомерным, должен быть сегодня полезнымтогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, которую читают сегодня и в которую завтра заворачивают глиняное мыло » - писательское кредо Замятина ( статья «Я боюсь»).
После полувекового забвения, запретов произведения Замятина нашли своего читателя только в 90-е годы XX века.
(Слайд 3)
Сообщение 2 учащегося.
М. Е. Салтыков-Щедрин занимает в русской литературе особое место. Искусство сатиры требует смелого, бескомпромиссного подвига писателя, решившего посвятить свою жизнь беспощадному развенчанию зла. М. С. Ольминский был уверен: «В наше время уже не может быть сомнений в том, что Щедрину принадлежит одно из первых мест в истории русской литературы». М. Горький утверждал, что «невозможно понять историю России XIX века без помощи Щедрина». Россия же Салтыкова особенная, ее можно понять, только глубоко задумавшись и проникнув в ее тайны, приблизив ее к себе, и тогда слова сатирика найдут своего внимательного читателя: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. <...> Вот этот-то культ, в основании которого лежит сердечная боль, и есть истинно русский культ. Болит сердце, болит, но и за всем тем всеминутно к источнику своей боли устремляется...» Начиная работать над романом «История одного города», Салтыков-Щедрин признавался: «Меня ужасает эпоха, ужасает историческое положение...» Рассказывая якобы о прошедших временах, писатель тем не менее говорил о проблемах современного ему общества, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны. «История одного города» - пророчество неизбежного краха самодержавной власти, основанной на угнетении народа, поругании его чести и несоблюдении его прав и свобод. «История одного города» один из первых опытов антиутопии в русской литературе. Не случайно произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина послужило материалом для таких антиутопий XX в., как «Город Градов» Андрея Платонова и «Мы» Евгения Замятина.
Любимым писателем с детства был Н. В. Гоголь. Влияние Гоголя отчетливо проявилось впоследствии в ответе Замятина на анкету: "Явилась у меня склонность к шаржу, гротеску, к синтезу фантастики и реальности".
Восторженно отзывался о Замятине К. И. Чуковский: «новый Гоголь явился».
В своей автобиографии Замятин рассказывает, что он очень рано познакомился с Достоевским: «Достоевский долго оставался – старший и страшный даже». От него Евгений Иванович заимствует мотивы мучительства, мученичества.

(Слайд 4 )

Учитель. История романа Замятина «Мы» трагична. Роман был написан в 1921 году. Писатель мечтал опубликовать его в России, но цензура сказала: «Нет!». В 1924 году роман получил известность за границей, он тепло был встречен американской критикой. Только в 1952 году был опубликован русский текст, но не на родине писателя, а в США. И лишь в 1988 году, почти 70 лет спустя после его написания, роман вышел в России.
Вопросы для выявления восприятия прочитанного произведения
Что же столько лет мешало встрече романа «Мы » с русским читателем?
Что является предметом изображения Замятиным в романе?
(Далёкое будущее, 31 век )
Для чего изображается это далёкое будущее?
О чём роман?
( о великом техническом прогрессе; о счастье, каким его представляли люди в31 –м веке; о бездуховном обществе; о любви и предательстве; о тоталитаризме, о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор).
В литературе мы встречались с таким жанром, как утопия (роман Чернышевского «Что делать, 4-й сон Веры Павловны»).
Что это за жанр?
(Утопия – литературный жанр, описывающий искусственно созданное государственное и общественное устройство).
А как вы объясните, что такое антиутопия?
(Это показ идеального государства, которое дошло в своём развитии до абсурда . Нам знакомы его черты по «истории одного города » Салтыкова-Щедрина)
Фантастический сюжет обретает достоверность, поскольку основывается на античных мифах, библейских сюжетах.
Кто вспомнит миф об изгнании из рая?
(Р 13)
О распятии Иисуса?
( Благодетель)
Легенду о Прометее?
(Д-503 и некий государственный поэт)
С кем сопоставима судьба героя романа, видящего в Благодетеле своего Бога и относящегося к законам Единого Государства как к Божьим заповедям?
(С Адамом)
Как вы поняли смысл названия романа?
(Несмотря на «мы», вынесенное в заглавие, автор показывает трагедию одного человека)

(Слайд 4)

Учитель. Как правило, герой ссылается или пересказывает содержание того или иного мифа для прояснения определённых ситуаций, душевного состояния. И здесь противопоставление Я – МЫ.
Выступление 3 учащегося.
Роман назван необычно – «Мы». В нём представлена модель идеального государства. Взаимоотношения личности и государства. (Зачитываются записи 3,4, 20-я)

(Слайд 5)

Замятин прибегает к пародии для разоблачения идей механизированного общества, которое обезличивает человека. Это описание – пародия на общество, которое не даёт возможности для индивидуального мышления, подчиняет общему режиму психологию целого класса.

(Слайд 6, 7)
Все личные, родственные, семейные, товарищеские связи в этом обществе враждебны и деформировались в сознании нумеров.

(Слайд 8, 9,10 )
Финал: подвергаются Великой операции – удаляется фантазия.
Учитель. Проблемный вопрос: найдена ли долгожданная гармония общественного и личного?
(Стопроцентное счастье оплачено утратой личности, отказом от отцовства и материнства, изгнанием за пределы города, а главное – несвободой.)
Что же такое счастье для Единого государства7
( Это избавление от мучений выбора между возможностью поступать так или иначе, это «идеальная» несвобода, это рабство, воспринимаемое как высшее счастье. Но без свободы нет счастья.)
Каковы же лозунги Единого Государства?

(Слайд 11)
Может ли человек быть счастливым в таком обществе?
Учитель. Проблемный вопрос.
Что побеждает в романе: разум или чувства?

Представление любовных треугольников.(Сообщение подготовленного учащегося.)

(Слайд 12)
Вывод.
Обезличиванию человека в романе противостоит любовь. Ребёнок О-9 и Д -503 оказывается за Зелёной Стеной и вырастет свободным
Подведём итоги.
(Слайд 13)
Учитель.
В годы написания Замятиным романа вопрос о личности и коллективе стоял очень остро
(Слайд 14)
Одна из главных у Замятина мысль о том, что происходит с человеком, государством, обществом, цивилизацией, когда они добровольно отказываются от свободы и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем. Люди превращаются в придаток машины. От потери собственного «я» предостерегает роман Е.И.Замятина.
Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему: «Нельзя молчать!» (по роману Е.Замятина «Мы») или «Что бы взяли в будущее из нашего общества?»

15