Обеспечение защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


ГБОУ Саратовской области «Школа-интернат г. Пугачёва»




Обеспечение защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



































Подготовила
Социальный педагог
Мещерякова Татьяна Александровна




В 2014 -2015 учебном году перед педагогическим коллективом ГБОУ Саратовской области «Школа-интернат г. Пугачёва» поставлены следующие цели и задачи:
Основной целью является: формирование личности ребенка и адаптация его к жизни в обществе, развитие его творческих начал и общечеловеческих ценностей.
Основными задачами являются:
- освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;
- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей воспитанников в самообразовании и получении дополнительного образования;
- обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;
- защита прав и законных интересов воспитанников.
- формирование у воспитанников комплекса социальных знаний и умений, необходимых для самопознания, формирование нормативного социального поведения, оптимального выстраивания своих отношений с окружающими.
- ориентация процессам обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на социальную адаптацию.
- подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и оказания им помощи в выборе профессии.
Основные направления деятельности
- создание благоприятных, условий, приближенных к домашним, способствующих, интеллектуальному, эмоциональному и физическому развитию личности;
 - обеспечение социальной защиты, медико - психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников.

В нашей школе-интернате большое внимание уделяется созданию благоприятных, условий, приближенных к домашним, способствующих, интеллектуальному, эмоциональному и физическому развитию личности.


Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение пенсий и алиментов.
14 воспитанников, у которых умерли родители или родители, по решению суда признаны безвестно-отсутствующими, получают пенсию по СПК от УПФР в Пугачёвском районе : 6 – сироты, 8 человек получают пенсию по потери одного кормильца, из них у 3 детей родители признаны безвестно-отсутствующими .
В 2015 г получены свидетельства о смерти на 11 родителей наших воспитанников
произведено начисление пенсии или сделан перерасчет 11 воспитанникам
С 1.10.2013 г по 1.011.15 г. нами была оформлена пенсия 51 воспитаннику.
получены пенсионные удостоверения на 26 человек
Проводится работа по установлению отцовства и по назначению пенсии в случае установления факта смерти родителей.

Пенсия на счета воспитанников поступает своевременно.

На 1.10. 2015 г. 18 родителям 19 воспитанников присуждены алименты
выплачивают алименты 6 родителей 5 воспитанникам
не выплачивают алименты12 родителей 14 воспитанникам
находятся в розыске 3 родителя 3 воспитанников
В 2015 г найдены 3 родителя 3 воспитанников
задолженность по выплате алиментов 5 960 641 руб.
Если несовершеннолетний поступает в школу-интернат и в его пользу, по какой либо причине ранее не были взысканы алименты, то от администрации нашего образовательного учреждении, независимо из какого района прибыл несовершеннолетний, направляется исковое заявление мировому судье судебного участка № 1 Пугачёвского района о взыскании с бывших родителей алиментов.
В 2015 г. исковые заявления были направлены на 5 родителей (5 воспитанников). По всем заявлениям мировым судьёй Пугачёвского городского суда были приняты решения в пользу несовершеннолетних.
При поступлении детей в наше учреждение на имя каждого ребёнка открывается личный счёт в Пугачёвском отделении Сбербанка № 3973. Этот счёт вместе с реквизитами банка, сообщается в районный отдел судебных приставов по месту жительства родителей с просьбой возбудить исполнительное производство и направить исполнительный лист по месту работы родителей. Ежеквартально проверяется зачисление алиментов на личные счета воспитанников совместно с контролёрами Пугачёвского отделения сбербанка. Если выясняется, что алименты на счёт воспитанника не поступили, то об этом сообщается приставам-исполнителям с просьбой, выяснить причину.
В 2015 г подготовлено и направлено 124 запроса в Службы судебных приставов о направлении в наш адрес копий исполнительных листов и постановлений о возбуждении исполнительного производства на взыскание алиментов, по выяснению причины невыплаты алиментов и величине задолженности по алиментам.
С 1.01. 2013 г. по 1.04. 2015 г. 54 бывших родителя 67 воспитанников за неуплату алиментов были привлечены к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ, они приговорены к обязательным работами, исправительным работам, 8 человек не исполнили решения суда и были арестованы.
В настоящее время подготовлены документы и возбуждены уголовные дела еще на 2 человек.

2. Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одним из важных направлений в работе социального педагога школы-интерната является контроль над сохранностью закрепленной жилой площади наших детей, постановка воспитанников на очередь в Министерство ЖКХ и строительства.
Постановления о гарантии предоставления жилой площади имеются у 25 воспитанников (100%)
Получены извещения о постановке на очередь «Министерстве строительства и ЖКХ» на получение жилья по соц. найму на 23 человека.
учетные дела 2 воспитанников сданы в отдел опеки и попечительства Пугачевского района, получен документ о подготовке документов для постановки на очередь в «Министерстве строительства и ЖКХ».
В 2015 г получены извещения о постановке на очередь «Министерстве строительства и ЖКХ» на получение жилья по соц. найму на 39 человек.
В 2015 г проведена работа по контролю за закрепленным жильем у 7 человек (ведомственное у 2, муниципальное у 4, приватизированное у 1). Из них только у 5 человек закрепленное жилье соответствует нормам и находится в удовлетворительном состоянии, 2 воспитанника поставлены на очередь «Министерстве строительства и ЖКХ» на получение жилья по соц. найму.
На 1 воспитанницу было заведено наследственное дело о вступлении в право наследования части жилого дома и земельного пая. Мы обратились 28.05.2015 г. в нотариальную контору с заявлением о введении несовершеннолетней в право наследства по закону на имущество. Однако получить свидетельство о праве на наследство по закону на вышеуказанную часть жилого дома не смогли, так как договор купли –продажи не был зарегистрирован, после получения отказа у нотариуса, обратились в суд с заявлением о признании права собственности в порядке наследования на часть жилого дома и земельного пая. Было признано право собственности в порядке наследования после умершего. Девочка в настоящее время продолжает обучение в Вольском строительном лицее, но работа по оформлению документов продолжается. В настоящее время ведется оформление документов в регистрационной палате.
У всех детей имеются правоустанавливающие документы на жилье: подлинные постановления и заверенные копии извещений о постановке на очередь.

3. Жизнеустройство выпускников, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их постинтернатное сопровождение за последние 3 года.

Ведется постоянный контроль над жизнеустройством выпускников.
В целях решения проблемы по социальной адаптации воспитанников, по профессиональному самоопределению воспитанников и оказанию им помощи в самостоятельном и осознанном выборе дальнейшего жизненного пути, а также по внедрению семейной модели воспитания коллектив школы-интерната в 2013-2015 г работает по программам: «Правовая культура и профессиональное самоопределение воспитанников ГКОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г.Пугачева», «Программа реабилитации воспитанников, состоящих на профилактическом внутришкольном учете и учете в ОДН», Трудового воспитания. С целью помочь детям адаптироваться в новых жизненных условиях была разработана программа «Как отогреть детскую душу».
Воспитанники школы-интерната – особые дети, требующие много внимания. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы помочь ребенку стать полноценным членом общества, осознающим свои права и умеющим ими пользоваться, знающим свои обязанности и гарантии детей-сирот, способным отстаивать свои права и исполнять обязанности гражданина РФ.

При прогнозировании жизнеустройства учащихся 9,11 классов социальными педагогами учитываются индивидуальные, возрастные и физические особенности ребенка, его мнение при выборе профессии.

Информация о жизнеустройстве выпускников 2011 – 2015 гг.
Год
Всего выпускников
Из них:
выпускники 9 кл.
выпускники
11 кл.
10 кл
НПО
СУЗ
ВУЗ
Иное(вечерняя школа, трудоустройство, ПУ для инвалидов и т.д.)
Устроены ли в общежитие
Поставлены на гос.
Обеспечение



Дети-сироты
ОБПР
Дети по заявлениям родителей










2011
29
7
22

23
6
10
6
13
-
-
29
29

2012
23
7
16

18
5
0
10
11
2
-
23
23

2013
32
9
23

23
9
12
8
7
5
-
32
32

2014
22
3
14
5
22
-
-
12
10
-
-
22
17

2015
31
9
22
8
20
11
8
10
13
-
-
31
31


Работа по реализации программы дала, несомненно, положительные результаты, так как увеличилось количество детей, пробующих поступить в ВУЗы и СУЗы г. Саратова. И как следствие, это явилось стимулом для улучшения качества знаний по предметам учащихся 9-11 классов, так как стало больше желающих после получения среднего образования продолжить обучение в высших учебных заведениях. В 2015 году 3 воспитанницы подавали документы в СГУ, но к сожалению не прошли по конкурсу на бюджетные места.
За последние 5 лет все выпускники школы-интерната поступили на учёбу в ВУЗы, СУЗы, ПЛ и ПУ. Им был выдан пакет документов для постинтернатной адаптации. Они были обеспечены единовременным денежным пособием в сумме 200 рублей и комплектом новой одежды согласно перечню, утверждённому Правительством РФ.
За выбывшими воспитанниками ведётся постоянный контроль. С этой целью в администрации профессиональных учебных заведений направляются письменные запросы, в которых запрашивается информация о здоровье, успеваемости, поведении и материальном обеспечении воспитанника. По этим же вопросам поддерживается связь с социальными педагогами профессиональных образовательных учреждений по телефону. Постоянно поддерживается связь с бывшими выпускниками социальными педагогами, воспитателями по телефону, через социальные сети Интернета. Все выпускники 2014, 2015 годов продолжают обучение по выбранным специальностям. 6 выпускников 2013 года были отчислены.

4. Работа с кровными и замещающими родителями
Большая работа проводится в нашем учреждении с родителями по восстановлению в родительских правах. Правда, родителей, которые ради детей готовы на все, очень мало. В 2013 г восстановилась в родительских правах мать двух мальчиков. А в 2014 г восстановились в родительских правах 3 родителя.
Имеется наличие системы работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, семьями, имеющими детей-инвалидов и детей, обучающихся по адаптированной программе. Социальными педагогами в течении года проводится социальная диагностика семей, составляется программа помощи семье, организовывается патронат и консультирование родителей в вопросах воспитания детей. Педагогами –психологами оказывается квалифицированная психологическая помощь.
В нашем учреждении работает «Школа принимающих родителей»
Согласно приказу № 535 от 10.03.10 г министерства образования Саратовской области на базе школы-интерната с 1.04.10 г создана «Школа принимающих родителей», которая работает с 1.11.2012 г по «Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и их сопровождения в Саратовской области». В соответствии с планом работы в течение года членами администрации, социальными педагогами, педагогом-психологом школы-интерната с гражданам, выразившим желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание разъясняются основные направления современного Российского законодательства в сфере преодоления сиротства, последние изменения в действующем законодательстве об опеке и попечительстве, усыновлении

Педагогами-психологами проводится анкетирование будущих родителей и занятия по моделированию присутствия ребенка до его появления в семье.
На базе центра социальной защиты населения совместно с органами опеки и попечительства 18 ноября проводилась встреча с опекунами и приемными родителями, где была дана краткая консультация по защите прав детей-сирот в судах по установлению факта признания отцовства, признанию родителей безвестно отсутствующими и по взысканию алиментов, по привлечению родителей к уголовной ответственности по ст. 157 ч.1 (за невыплату алиментов), по назначению пенсии в случае установления факта смерти родителей, так же были затронуты вопросы о взаимоотношении родителей и детей в приемных семьях.
Членами администрации и социальными педагогами школы-интерната совместно с сотрудниками органов опеки и попечительства в соответствии с графиком проводятся осмотры социально-бытовых условий проживания родителей.
С 2011 г. по настоящее время прошли обучение и получили сертификаты – 110 человек.
В настоящее время ведется работа с 12 кандидатами в опекуны, которые могут стать в дальнейшем приемными родителями.

5. Организация деятельности по профилактике противоправных действий со стороны воспитанников.
Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних становится наиболее актуальной, так как появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков. Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывают, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся. В школе-интернате работают 27 кружков и спортивных секций. Каждый ребенок нашел занятие по душе. Трое воспитанников посещают МОУ дополнительного образования детей «Детская школа искусств города Пугачева Саратовской области». 20 воспитанников посещают МОУ ДОД «Пугачевская ДЮСШ» и проводят занятия по рукопашному бою. Трое воспитанников посещают «РИФ». 55 воспитанников посещают МАУ ФОК «Олимп» Пугачевского муниципального района. На протяжении нескольких лет сотрудничаем с Муниципальным учреждением дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества». С целью совершенствования профилактики наркомании, алкоголизма, социального сиротства, преступности среди несовершеннолетних, пропаганды здорового образа жизни, развития активной формы проведения досуга наши воспитанники активно участвуют в реализации программ и проектов Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья и Ассоциации скаутов Саратовской области.
В рамках работы по профилактике противоправных действий и профессионального самоопределения воспитанников коллектив школы-интерната работает по программе «Твоя жизнь. Твой Выбор» 2015 -2019уч.гг.
Целями, которой являются:
-Формирование правового сознания школьников. Повысить уровень  и значимость правовой культуры среди  учащихся и родителей, вовлечь учащихся в практическую деятельность, направленную на изучение законов и правовых норм Российской Федерации. Профилактика правонарушений несовершеннолетних
-Создание системы действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в стране.
Реализацией Программы занимается весь педагогический коллектив: классные руководители, воспитатели, социальные педагоги, педагог-психолог. Особую роль при этом отводится работе Совета по профилактике асоциального поведения воспитанников.
Педагогический коллектив школы-интерната взаимодействует с комиссией по делам несовершеннолетних администрации КДН Пугачевского района, сотрудниками МО МВД России «Пугачевский». Имеется совместный план взаимодействия школы-интерната и МОМВД РФ Пугачевского района по профилактике асоциального поведения воспитанников, план по предотвращению самовольных уходов воспитанников. По итогам на 1 ноября 2015 года на учете ОДН состоит 1 воспитанник, на внутришкольном учете 5 воспитанников, в том числе один за табакокурение.
Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время, поэтому в нашей школе проводятся открытые мероприятия, соревнования, турниры, беседы и встречи с интересными людьми.

6. Организация досуга несовершеннолетних
№п/п.
Наименование направлений, по которым организованы досуговые объединения
Наименование досуговых объединений
Охват воспитанников

1
Физкультурно-спортивные
Баскетбол-К
15ч.-14,5%



Баскетбол
14ч.-13,5%



Л/атлетика
17ч.-16,5%



Волейбол
23ч.-22%



Футбол
55ч.-68% (три группы)



Настольный теннис
18ч.-17%



Рукопашный бой
20ч.-19%



Шахматы
19ч.-18%(две группы)

2
Естественнонаучные
«Глобус»
10ч.-10%



«БИОС»
11ч.-11%



«Математическая шкатулка»
10ч.-10%



«Занимательная математика»
11ч.-11%



«Друзья немецкого языка»
8ч.-8%



«Юный филолог»
9ч.-9%

3
Социально-педагогические
«Зарница»
20ч.-19%

4
Художественно-эстетические
Вокальное пение
43ч.-42%(четыре группы)



Хоровое пение
33ч.-32%



Сольное пение
16ч.-15.5%



ВИА
19ч-18%



«Художник»
10ч.-10%



Игра на гитаре
11ч.-10%



Фольклорный кружок «Околица»
35ч.-34%(три группы)



Танцевальный
41ч.- 39% (три группы)



Театральный кружок «Зеркало»
27ч.-26%(три группы)

5
Декоративно-прикладное
Тех.творчество «Умелые руки»
23ч.-22%



«Дизайн»
19ч.-18%

6
Гражданско-патриотическое
«Патриот»
17ч.-16,5%

Итого
Всего 103 воспитанника
(1 дошкольник)

27
100%


№п/п
Наименование муниципальных учреждений культуры и спорта, которые посещают воспитанники (наличие договора о сотрудничестве)
Наименование досуговых объединений (кружков, секций)
Охват воспитанников

1.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств города Пугачева Саратовской области»
Хоровое отделение
3ч.-3%

2.
МОУ ДОД «Пугачевская ДЮСШ»
Кружок «Рукопашный бой»
«РИФ»
20ч.-19%

3ч-3%

3.
МАУ ФОК «Олимп» Пугачевского муниципального района

Футбол,
плавание
55ч.-68% (три группы)

4.
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества»
Сотрудничество в рамках реализации программ, проектов и мероприятий.
103ч. 100%


Участие воспитанников в региональных, окружных, всероссийских мероприятиях
Международный турнир по мини – футболу «Открытый кубок Поволжья памяти Константина Еременко на призы МФК «Динамо» среди команд детских домов и школ-интернатов для детей, оставшихся без попечения родителей. 2 место
Пять воспитанников приняли участие в V Всероссийской выставке живописи, графики, рисунка, и изделий прикладного творчества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «КРАСКИ ВСЕЙ РОССИИ
Пять воспитанников приняли участие в окружной выставке прикладного творчества воспитанников детских домов «МастерОК». Выставка проводится в рамках проекта ПФО «Вернуть детство»
11.09.2015-13.09.2015 года воспитанники школы – интерната приняли участие в окружной спартакиаде для воспитанников детских домов «Спортивный Олимп Поволжья», в составе команды. Окружная спартакиада проходила в г. Кирове. Старшая группа заняла третье место. Младшая - четвертое.
(2 м. - плавание, 2м.- шашки, 2м. - волейбол., 1м. - стритбол, 2м. - настольный теннис, .1м.- стритбол,3м. - мини-футбол, .3м. - мини- футбол, 2м. - шашки, 2 м. - дартс.,3м. – футбол, 1м- дартс., 2м-волейбол, 1м. - стритбол., 3м - плавание, 3 мини-футбол., 2м - волейбол.,1 м. - стритбол., 3м. - мини-футбол. 3м. – плавание)
23 сентября 2015 года подведен итог школьного этапа конкурс декоративно-прикладного искусства среди воспитанников детских домов Приволжского федерального округа «На берегах Волги семьей единою живем». В школьном этапе приняли участие 23 воспитанника. Лучшие работы отобраны для участия в следующем этапе. Работа С. Нины, заняла 1 место в номинации «Кукольное счастье»
3воспитанника приняли участие в VI региональном заочном конкурсе детского творчества «Возраст делу не помеха!». Золотова Полина - Лауреат регионального этапа.
15 октября 2015 года в школе – интернате прошел « Самый Большой Урок в Мире». Урок «Школа для всех» проведен с целью толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, при поддержке заместителя Министра образования и науки РФ В.Ш. Коганова и основателя фонда «Обнаженные сердца» Н.М.Водяновой.
16 октября 2015 года воспитанники школы – интерната приняли участие в XXI областном культурно-спортивном фестивале уч-ся ГБУ ДО СО ОК ДЮСШ «Риф» «Спорт! Творчество! Дружба!» проводимых в ГАУ ЦР «Лазурный» Балаковского района Саратовской области. Участники: дети с ограниченными возможностями здоровья.
8 ноября 2015 года подведен итог школьного этапа областного конкурса «Экологическая безопасность – безопасность жизни». На областной этап отправлено 14 работ.
Две работы отправлены на конкурс среди образовательных учреждений Саратовской области «Заботимся о животных»
10ноября 2015 года подведен итог школьного этапа 11-го областного детского конкурса фотографических работ «Природа вокруг нас». На областной этап отправлено 30 работ.
20 октября 2015 года в школе – интернате прошел школьный этап областного конкурса изобразительного искусства «Человек – Земля – Космос». На областной этап отправлено20 работ.
XXIII областной заочный фольклорно-этнографический конкурс «Рождественские встречи». Отправлена работа «Велика Россия наша и талантлив наш народ» фольклорного коллектива «Околица».
31 октября 2015 года отправлены материалы для участия во Всероссийском фестивале детского и юношеского творчества. 6 работ. Эстрадный вокал -2 работы; буктрейлер – 1 работа; эстрадный танец – 1 работа; фольклор – 1 работа; авторский фильм – 1 работа.
17ноября 2015 года подведен итог школьного этапа областного конкурса детского рисунка «Моя любимая сказка». На областной этап отправлено 16 работ.
В рамках проведения всероссийского Дня правовой помощи детям 20 ноября 2015 года была организована и проведена экскурсия учащихся 10 класса в Пугачевский отдел ЗАГС, где начальник Бабухина И.В. провела консультацию и ответила на вопросы воспитанников.
7. Совершенствование работы социально-психологической службы учреждения

Как известно, одной из важнейших социально-политических задач современного развития в России является формирование гражданского общества. Процесс этот тесно связан с формированием современной правовой системы в стране. Умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства - одни из главных направлений образования личности. Это требует серьезной и систематической работы по правовому образованию и воспитанию школьников.
С этой целью в школе – интернате разработана программа «Правовая культура и профессиональное самоопределение воспитанников», которая рассчитана на 2012 -2015уч.гг., где отражена работа всего педагогического коллектива, органов ОВД и КДН.
Основными направлениями Программы являются:
-обучение компетентности в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина);
- компетентности в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей;
- приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т.д.).

Реализацией Программы занимается весь педагогический коллектив: классные руководители, воспитатели, социальные педагоги, педагог-психолог. Особую роль при этом отводится работе Совета по профилактике асоциального поведения воспитанников.
Педагогический коллектив школы-интерната взаимодействует с комиссией по делам несовершеннолетних администрации КДН Пугачевского района. Имеется совместный план взаимодействия школы-интерната и МОМВД РФ Пугачевского района по профилактике асоциального поведения воспитанников.
Педагогам необходимо усилить работу с детьми группы «риска» в направлении их занятости и контроля над выполнением домашнего задания, необходимо усилить контроль над посещением учащимися дополнительных занятий по предметам и тем самым работать над повышением качества знаний уч-ся. Необходимо активизировать работу
- по участию детей в конкурсах, фестивалях, смотрах разного уровня;
- по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- по созданию условий для самореализации личности каждого учащегося;
- по усилению работы по воспитанию гражданственности, патриотизма, духовности; формированию у детей нравственной и правовой культуры;
Таким образом, направить всю воспитательную систему школы на осмысление человека как самоценности, на воспитание человека как личности, способной не только осваивать ценности культуры и ориентироваться в системе социальных ценностей, но и быть субъектом своей жизнедеятельности, стратегом собственной судьб.

Современный мир ставит человека в достаточно жесткие условия. Поэтому, он должен обладать рядом качеств, которые бы помогли ему приспособиться к быстро меняющейся ситуации. Это, прежде всего социальная активность и коммуникабельность; умение получать, перерабатывать информацию и принимать правильные решения; законопослушание и одновременно инициативность; здоровый образ жизни и умение экономить время; настойчивость и психическая пластичность. Поэтому на первый план выдвигается развитие функциональной грамотности человека. С воспитанниками проводится работа по правовому, нравственному, духовному воспитанию. В школе-интернате стало традицией ежегодное проведение заседаний «Круглого стола» по правовым вопросам. В течение года ведется работа по подготовке вопросов к заседанию «Круглый стол», дети задают вопросы интересующие их. В ГКОУ школа-интернат работает почтовая служба для обращения детей с интересующими их вопросами к администрации, соц. педагогу, психологу. В кабинете социального педагога находится информационный стенд, где имеется почтовый ящик. Выемка почты происходит один раз в неделю. 12 марта 2015 г. состоялись очередные заседания «Круглого стола» для учащихся 8-11 классов по теме «Чужих детей не бывает», где на вопросы воспитанников отвечали директор школы-интерната и его заместители, руководители разных ведомств: старший судебный пристав-исполнитель, начальник отдела ЗАГСа., начальник КДН, зам. начальника отдела по делам несовершеннолетних начальник отделения участковых майор полиции, начальник отделения призыва военного комиссариата, начальник отдела начисления пенсий, ведущий специалист отдела опеки и попечительства.
На заседании присутствовали социальные педагоги школ города. Ребята обратились за консультациями по 56 вопросам, которые затрагивали правовые вопросы, жилищные проблемы, улучшение бытовых условий, взыскание алиментов, назначение пенсий, сдачу экзаменов и многое другое. Были затронуты темы об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних, особенности призыва и службы в армии детей-сирот, порядок получения документов при установлении отцовства и смене фамилии. Беседа прошла в дружеской обстановке. Воспитанники школы-интерната в благодарности за оказанное внимание к их судьбе подготовили небольшой концерт.
В рамках проведения всероссийского Дня правовой помощи детям, членами администрации, социальными педагогами, педагогами-психологами, классными руководителями и воспитателями с воспитанниками была проведена работа по правовому, нравственному, духовному воспитанию. Были затронуты вопросы по соблюдению законодательства РФ, защищающие интересы и права детей – сирот и детей-инвалидов.
Проведены следующие мероприятия:
Классный час по теме: «20 ноября – День правовой помощи детям» для уч-ся 5-10 классов.
19 ноября была организована встреча с сотрудником МО МВД России «Пугачевский» для уч-ся 9-10 классов
20 ноября 2015 года была организована и проведена экскурсия учащихся 10 класса в Пугачевский отдел ЗАГС, где начальник ответила на вопросы детей о регистрации брака, о регистрации рождения ребенка, о порядке получения документов при установлении отцовства и смене фамилии.
Социальными педагогами оформлен стенд «Я ребенок и я имею право».
На 30 ноября запланировано родительское собрание по теме «Защита прав ребенка и правовое воспитание. Права и обязанности участников образовательного процесса»

С целью формирования у воспитанников трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни, воспитания уважения к своему труду и труду других людей разработана программа Трудового воспитания (рассмотрена на педагогическом совете протокол №1 от 31 августа 2012 г и утверждена директором школы- интернат приказ № 443 от 31 августа 2012 г). В школе-интернате используются звеньевая и индивидуальная формы работы. В ходе деятельности у детей воспитывается трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности. Воспитанники, достигшие 14 летнего возраста трудоустраиваются через ЦЗН г. Пугачева, заработная плата зачисляется каждому ребенку на его личный счет, открытый в Сбербанке. Социальными педагогами ведется постоянный контроль за перечислением заработной платы воспитанников на их сберегательные книжки. Материальная заинтересованность является одним из стимулов трудовой деятельности старшеклассников.
Благодаря реализации данной программы учащиеся стали более ответственными и прилежными в учебе, у них появился интерес к технике и производству, расширился кругозор. Труд превратился в активный стимул для получения новых знаний

Так же проводится работа по защите прав воспитанников согласно утвержденным планам по программе «Твоя жизнь. Твой выбор». Проводимая работа направлена на создание благоприятных условий для обучения, воспитания, саморазвития и соблюдения Правил поведения, формирование интереса к здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек, изучение интересов и склонностей своего «Я».
Педагогом-психологом с учащимися старших классов проведен классный час: «Закон и какие бывают преступления» с целью рассмотрения таких понятий, как преступление, наказание и возраст, последствия правонарушений; проводятся дискуссии на темы: «В чём смысл жизни?», «Законы и их соблюдение», «Как избежать преступлений?» «Законы нравственности». Учащиеся приняли участие в деловом практикуме: «Как уберечь себя от вовлечения в преступление» целью которого было : воспитание гражданско-правовой позиции., учащиеся 5-6 классов приняли участие в викторине: «Я. Мои права и права моего друга», что способствовало формированию у учащихся выражать свои взгляды, аргументировать их, вести дискуссию.
Работа коллектива в рамках реализации Программы «Школа здоровья и развития» проводится согласно утвержденного плана в начале учебного года. Основной целью проводимых мероприятий, занятий, бесед является:
- пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников;
- выявить на каком уровне у учащихся формируется здоровьесьерегающие мировоззрения, правильное отношение к семье и к окружающему миру;
Задачами проводимой работы было:
- Осуществление социальной, психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности;
-Формирование критического отношения к вредным привычкам;
С воспитанниками были проведены занятия: «Зачем нужно знать себя?», которое способствовало развитию самопознанию самого себя; «Ищу друга» с целью формирования доверительных отношений, процесса самораскрытия; «Я – глазами других» с целью осознания особенностей своего поведения и других; тест-рисунок: «Я – за здоровый образ жизни», анкетирование: «Почему вредно курить?», беседы: «Твоё здоровье», «Здоровый образ жизни и привычки человека», «С чего начать самовоспитание?», «Умей сказать – «нет»», «Вред алкоголя и табакокурения на здоровье человека», «Факторы, влияющие на здоровье человека» , социально-педагогический практикум: «Десять заповедей здоровья или рецепт долголетия».
В результате проводимой работы воспитанники вырабатывали у себя потребности в здоровом образе жизни, составляли «рецепты долголетия», учились обсуждать внутреннюю силу воли человека, которая способствует получать тот результат, который нужен человеку для того, чтобы победить вредные привычки, если таковы имеются. Ребята активно принимали участие, выполняли заданные упражнения, соблюдали предложенные правила, высказывали свои суждения о своих поступках, сами подводили итоги, анализировали свои поступки и поступки своих друзей, научились регулировать свои эмоции, давали моральную оценку различным ситуациям. В индивидуальной беседе с каждым учеником большое внимание уделяется ответственности каждого воспитанника за своё здоровье. Воспитанники ознакомились с приемами саморегуляции своего состояния ( смех, улыбка, юмор, наблюдение за природой, расслабление мышц, комплименты, правильное дыхание). Всё это способствует формированию здорового образа жизни.
Психологический климат в воспитательных группах и в классах – благоприятный, взаимоотношения среди воспитанников – дружеские.












13PAGE 15


13PAGE 14815




Заголовок 1 Заголовок 215