Интегрированный урок «Не игла шьет, а руки». Русский язык. Части речи. ИЗО. Вышивка. Платок. ( 3класс)


Урок 2.
Тема урока. «Не игла шьет, а руки». Русский язык. Части речи. ИЗО. Вышивка. Платок.
Цели и задачи урока. 1. Создать условия для знакомства с малым жанром русского фольклора (пословицами и поговорками); формирования умения выделять в письменной речи слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, какой? какая? какое?, что делает? что делают?; закрепления умений и навыков в построении орнаментальных композиций в квадрате. Выполнить декоративную композицию для платка по мотивам Старооскольских платков.
2. Содействовать развитию художественного мышления, творческих способностей детей.
3. Воспитывать бережное отношение к традициям родного края.
Оборудование. 1. Образцы платков, фотографии и рисунки орнаментов Белгородской области.
2. Листы бумаги в клетку, фломастеры.
Ход занятия.
I. Оргмомент.
II.Сообщение темы урока.
Учитель. – Сегодня на уроке, ребята, мы узнаем новые пословицы. Определим их тему. Они помогут нам научиться отличать части речи, грамотно ставить к ним вопросы и записывать в тетрадь.
Тема нашего занятия «Не игла шьет, а руки». Кто может объяснить эту пословицу? (Любые инструменты без человека ничего не могут сделать, всюду необходимы умелые руки матера).
- Каждый из вас сегодня попробует стать мастером и сделает эскиз вышивки платка согласно традициям нашего края.
III.Проверка организации рабочих мест.
IV.Закрепление изученного материала.
Работа над смыслом пословиц.
Учитель.- Прочитайте пословицы и объясните их значение.
Каков мастер, таково и дело. Не кует железо молот, а кует кузнец. Не топор тешет, а плотник. Не игла шьет, а руки.
Учитель. – Определите, к какой теме можно отнести все эти пословицы. Объясните свой ответ.
*РЕМЕСЛО ( О РЕМЕСЛЕ) *О ТРУДЕ, ТРУДОЛЮБИИ *О МАСТЕРЕ И МАСТЕРСТВЕ
Учитель. – Поставьте устно вопросы к выделенным словам. Что они обозначают ( предмет или его признак или действие)?
- Выпишите слова в два столбика: в 1-й слова, обозначающие предмет; во второй - его действие.
Работа в парах.
Мастер кует
Дело
Железо тешет
Кузнец
Топор шьет
Плотник
Игла
Руки
Учитель. – Найдите в первом столбике слова, обозначающие профессии людей. (Кузнец, плотник).
*Устно составить предложения о работе мастеров.
Учитель. – А какой мастер работает с этим инструментом? ( Учитель загадывает загадку)
У хвастушки
хвостик в ушке. ( Игла)
Учитель. - Узнали? (Портной, швея).
Художественно-практическое задание. Выполнение эскиза узора для платка в квадрате.
А) Вводная беседа.
- Приходилось ли вам видеть вышитые платки? Где вы их встречали?
- Какие узоры, элементы вам запомнились?
- Знаете ли вы мастериц вышивальщиц в вашем селе?
Б) Игра «Не ошибись».
Из предложенных узоров или платков выбрать узор Белгородской зоны.
В) Рассказ учителя о традициях края.
В начале XIX века пользовались успехом Старооскольские платки, ткань для которых изготавливалась на мануфактурах. Отсюда часть из них была покупными, но другую часть мастерицы вышивали растительными мотивами, особенно угловую часть платка.
Орнаментальные композиции из таких элементов как: гвоздика, тюльпан, роза, василек. Иногда можно было увидеть на платках цветочный вазон, представляющий собой мотив «Древо жизни».
Г) Демонстрация мотивов на образцах.
Д) Выделение в орнаменте знаков огня, солнца, неба, земли.
Е) Постановка учебной задачи.
- На клетчатой бумаге нарисовать эскиз орнамента платка, используя традиционные элементы вышивки Белгородской области. (Какие для этого потребуются цвета?)
Ж) Практическая работа.
*В свободную минуту:
- О каком мастере сегодня говорим? Какие изделия могут украсить вышивкой мастерицы? Где работает мастерица? Какие у нее инструменты? Какой вы ее себе представляете? Что значит выражение «Не игла шьет, а руки»? Побери слова, подходящие по смыслу:
РУКИ ( какие?) умелые
проворные
золотые
V.Анализ и оценивание работ. Организация выставки работ.
VI.Итог занятия.
Учитель. – Какие пословицы сегодня узнали? О каком мастере говорили7 Что узнали о вышивке Белгородской области?
VII.Задание на дом.
Найди дома платки с традиционным Белгородским орнаментом.