Нестандартный интегрированный урок математики в 3 классе


Технологическая карта нестандартного интегрированного урока математики в 3 классе.
Тема: Решение задач. ( Повторение и закрепление изученного).
Цели:
- образовательная: формирование умения работы над задачей по алгоритму;
- развивающая: развитие логического мышления, внимания, вычислительных навыков, умение решать задачи;
- воспитательная: воспитание у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать и высказывать свою точку зрения; воспитание самостоятельности, творческой активности, любви к народным сказкам.
Организационная структура урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД, формирующиеся на данном этапе
1. Организационный момент, положительный психологический настрой детей - Здравствуйте, ребята. Вот такая замечательная песенка подняла нам настроение перед уроком. Давайте продолжим его четверостишием.
Дети заходят в класс под куплет из песни « В мире сказок». Здороваются с учителем и гостями.
Хором декламируют четверостишие:
Хорошо уметь считать! Это лучше, чем летать! Это - здорово и весело! Если хочешь, сможешь ты Сосчитать свои мечты И друзей своих, и песенки!
Личностные: осознают возможности в учении на основе сравнений «Я» и «хороший ученик».
Коммуникативные: развивают умения слушать и вступать в диалог; строят продуктивное взаимодействие.
2. Устный счёт - Мы действительно будем много считать на уроке. Только сегодня у нас не совсем обычный урок, нестандартный. Мы отправляемся с вами в Страну Сказок. Чтобы туда попасть, мне придётся превратить каждого из вас в «живые математические знаки и цифры». Готовы? Тогда надеваем волшебные короны и работаем группами. Задача каждой группы – придумать по три математических выражения, которые должны решить остальные дети и показать запись этих выражений, выстроившись «живой математической записью». Дети надевают на голову заранее сделанные короны с цифрами и знаками на них, объединяются в группы по рядам, придумывают выражения и выстраиваются в линию, образуя, таким образом, запись этого выражения. Остальные учащиеся решают данные выражения. Регулятивные: обеспечивают организацию своей деятельности; выделяют и осознают то, что уже усвоено.Познавательные: готовят и представляют необходимую информацию.
Коммуникативные: коллективно обсуждают вопросы, сотрудничают с одноклассниками и учителем.
3. Актуализация знаний: повторение таблицы умножения - Молодцы! Двигаемся дальше. И не забываем, что в любом путешествии нам очень важна и дорога помощь и поддержка друга. Согласны? Тогда предлагаю вам продолжить работу в парах с компьютерами и повторить таблицу умножения. Ведь какое же движение, без знаний таблицы умножения? – Предлагаю набрать по 200 очков за знание таблицы умножения. Дети работают в парах с игровыми детскими компьютерами и повторяют таблицу умножения.

Личностные: проявляют познавательный интерес к математике; положительное и адекватное представление об учебной деятельности.Коммуникативные: сотрудничают в парах с одноклассниками, выслушивая мнение других.
4. Защита детского проекта: « Математические сказки» - Молодцы. Пока вы работали парами, наше движение по Стране Сказок не прекратилось. Посмотрите, до чего мы дошли.
- Вспомните, что в сказках обычно говорят избушкам, чтобы они перевернулись?
- Только наша избушка повернётся тогда, когда услышит от вас хоть одну математическую сказку. Кто готов рассказать нам свою сказку?
- Скажите, какого сказочного героя напоминает вам Катина точка?
- Действительно, Колобка. А кто написал сказку «Колобок»?
- Давайте попросим наших ребят показать нам начало сказки с кукольными героями. - Это Избушка на курьих ножках.
- Избушка-избушка, встань к лесу задом, ко мне – передом.
Одна девочка рассказывает свою математическую сказку из проекта « Математические сказки».
- Колобка.
- Русский народ.
Заранее подготовленные дети показывают кукольное представление начала сказки «Колобок».
Регулятивные: строят работу по предложенному плану.
Познавательные: строят логические цепочки рассуждений; выдвигают гипотезы и их обоснование.
Коммуникативные: умеют выслушивать мнение других; вступают в диалог с учителем и одноклассниками.
5. Создание проблемной ситуации - Так начиналась сказка, только злой волшебник Чародеус похитил нашего Колобка и закрыл его в своём замке на 7 замков. Вам он оставил послание. Готовы его прослушать?
На слайде включается запись со словами:
Решили Колобка спасать?
7 ключей вам придётся тогда отыскать.
Ум и логику проявить,
Чтобы тему урока открыть.
Много разных препятствий пройти,
Чтоб до замка смогли вы дойти.
Только, думаю, что это всё зря.
Не спасти Колобка вам, друзья!
Ха-ха-ха-ха!!!!!
Ребята, попробуем спасти Колобка?
- Тогда начнём с открытия темы урока. Найдите рабочие листы и таблицу в них. Ваша задача заполнить верхнюю строку таблицы числами, о которых будет говориться в продолжение истории о Колобке. Готовы? Слушайте внимательно.
Дети прослушивают послание и проявляют желание спасти Колобка. Личностные: осознают свою значимость в сложной жизненной ситуации.Коммуникативные: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении.
6. Открытие темы урока - Чтобы наскрести муки, Бабке пришлось подметать столько раз, сколько букв в слове «скребочек». На выпечку Колобка пошло столько пригоршней муки, сколько согласных звуков в слове «оса». Когда он остывал на окошке, ветерок подул на него столько раз, сколько гласных в слове «ураганище». Колобок выкатился на крыльцо и перепрыгнул через столько ступенек, сколько слогов в слове «дом». В лесу Колобок увидел столько ягод, сколько всего гласных в словах «земляника», «малина», «голубика», «черника», «ежевика», «брусника», «костяника». А ещё столько грибов, сколько всего слогов в словах: « подберёзовик», «мухомор», «белый».
- А теперь используя знания алфавита, вставляем под каждое число ту букву, которая соответствует этому порядковому номеру в алфавите.
- Какая же тема нашего урока?
- Правильно. Решение задач.
- Если это наша тема урока, скажите, как вы думаете, что мы будем делать на уроке, какая цель урока?
- Правильно, мы будем закреплять умение решать разные задачи, а ещё развивать свои вычислительные навыки и логическое мышление.
- Молодцы. Два ключа вы уже отыскали.
Учитель прикрепляет картинки двух ключей на доску.
Дети работают на приготовленных для них распечатанных листах, в которых есть таблица и напечатаны названия ягод и грибов.
9 1 5 1 25 10
После этого они подставляют под каждое число соответствующую ему букву и получают слово «задачи»
- Задачи.
- Решать разные задачи.
Регулятивные: составляют последовательность действий; развивают саморегуляцию.
Познавательные: проявляют знания фонетики и русского алфавита; овладевают анализом и синтезом.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении и выполнении задания.
7.Физкультминутка - Предлагаю вам, прежде чем двигаться дальше, немного отдохнуть и провести разминку с нашими колобками. Под музыку показывает детям танцевальные движения с колобками. Выполняют танцевальные движения с колобками, сделанными из ваты и марли, повторяя за учителем. Личностные: осознают важность сохранения и укрепления здоровья.
8. Алгоритм решения задач - А сейчас давайте вспомним, как мы работаем над задачами. Выведем алгоритм. С чего всегда начинается наша работа над задачей? Что дальше? Потом? - Надо внимательно прочитать задачу.
- Представить о чём говорится в задаче и что говорится.
- Выделить вопрос задачи.
-Посмотреть, что известно, что неизвестно в задаче. Составить план решения задачи.
- Решить задачу и записать ответ. Регулятивные: составляют последовательность действий; развивают саморегуляцию, контроль.
Познавательные: фиксируют открытый способ работы над задачей.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблемы.
9. Индивидуальная и групповая работа - Молодцы. Отправляемся с вами дальше и смотрите, что на нашем пути?
- Вспомните, что обычно в сказках написано на таких камнях?
- На нашем камне надписи вот такие. Давайте их прочитаем все вместе, хором.
Налево пойдёшь – в Царство задач на нахождение суммы попадёшь и ключ найдёшь.
Направо пойдёшь – в Царство составных задач деления суммы на число попадёшь и ключ найдёшь.
Прямо пойдёшь – в Царство геометрических задач попадёшь и ключ найдёшь.
- Что же нам делать? Ведь мы не можем сразу идти в трёх направлениях, а так хочется поскорее найти все три ключа.
- Кто же самый смелый и отправится налево и направо за ключами?
- А мы с вами отправляемся прямо и находим на листах для работы четвёрками геометрическую задачу. Обсуждаете решение задачи и готовите обоснование своего ответа.
На слайде высвечивается задача и три квадрата с ответами. После правильного ответа детей, квадрат убирается и под ним дети видят ещё один ключ. - Волшебный предсказывающий камень.
- Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – богатство найдёшь. Прямо пойдёшь – смерть свою найдёшь.
Читают хором.
- Надо разделиться. Кто-то отправится в одну сторону, кто-то – в другую, кто-то – в третью.
Желающие выходят к доске, на которой прикреплены листы с разными задачами, выбирают один лист и садятся работать самостоятельно на переносных дощечках.
Дети разворачиваются для работы в четвёрках и находят листы с задачей: Когда сторону квадрата увеличили на 3 см, его площадь стала равна 36 квадратным сантиметрам. Чему была равна площадь первоначального квадрата?
После обсуждения решения всех задач, учитель вывешивает на доску ещё три ключа. Регулятивные: составляют план решения проблемы.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний; преобразуют информацию, анализируя её для получения необходимых результатов.Коммуникативные: умеют донести свою позицию до других, владеют приёмами диалогической и монологической речи.10. Составление обратных задач - Молодцы! И вот мы уже стоим перед замком волшебника Чародеуса. Осталось перейти по волшебному мосту. Для этого вы должны составить две обратные задачи к данной.
- Но сначала давайте её решим, пользуясь нашим алгоритмом.
- Шаг первый – внимательно прочитайте задачу.
- Шаг второй – представьте о чём говорится в задаче?
- Что известно?
- Какой главный вопрос задачи?
- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Как же будем решать задачу.
Кто подскажет, какой ответ я должна буду записать после решения?
- Кто готов составить нам обратные задачи к данной?
- Вот и последние два ключа. В лесу по дороге Колобку встречались деревья и кустарники, всего- 79 насаждений. Сколько деревьев встретилось Колобку в лесу, если кустарников было 24?
- В задаче говорится о зелёных насаждениях, которые Колобок встретил в лесу.
- Известно, что всего их было 79, из них – 24 кустарника, остальные – деревья.
- Сколько деревьев встретил Колобок?
- Да. Нам известно общее количество насаждений и известно, сколько было кустарников.
Надо из общего числа насаждений отнять число кустарников.
- 55 деревьев встретил Колобок в лесу.
- В лесу по дороге Колобок встретил 55 дерева и 24 кустарника. Сколько всего насаждений встретил Колобок?
- В лесу Колобку встретились деревья и кустарники. Всего – 79 зелёных насаждений. Сколько кустарников встретил Колобок по дороге, если деревьев было 55? Регулятивные: сопоставляют свою работу с образцом; оценивают её.
Познавательные: структурируют знания, умения; предполагают, какие ошибки можно допустить при решении данных заданий.
Коммуникативные: формируют межличностное общение в совместной деятельности.11. Подведение итогов. Рефлексия - Смотрите, Колобок снова с нами. Просит он вас высказаться по ходу нашего урока, дополнив фразы.
- Но сначала давайте вспомним, какую цель мы с вами ставили в начале урока?
- Как вы думаете, достигли мы этой цели?
- Тогда закончите фразы. - Решать разные задачи
- Да, мы решали много разных задач, развивали вычислительные навыки.
- Я узнал сегодня, что наши знания алфавита могут быть связаны с математикой.
- Мне понравилось составлять «живые выражения».
-Я хочу похвалить Катю за интересную математическую сказку.
- Я научился решать задачи по алгоритму.
Регулятивные: умеют соотнести результат своей деятельности с целью.Личностные: формируют самоопределение в системе знаний и действуют в соответствии с этим.
12. Самооценка - Посмотрите, что скрывали ключи.
Переворачивает картинки с ключами и дети из букв складывают слово: «Молодцы».
- А сейчас я хочу, чтобы каждый из вас сам оценил свою работу на уроке и опустил наших замечательных колобков в одно из трёх ведёрок.
- Спасибо, ребята, за урок. Мне было очень приятно с вами работать.
Дети выходят и опускают колобков в ведёрки, на которых следующие надписи:
Мне было интересно работать на уроке, я был активным, узнал много нового.
Было интересно работать на уроке, но мне нужна была помощь при выполнении некоторых заданий.
Мне было неинтересно на уроке, у меня ничего не получалось. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения учебного материала; занимаются саморегуляцией.