Конспект урока по русскому языку на тему Части речи — местоимение


Тема: Части речи – местоимение.
Задачи урока:
Формировать представления:
– о личных местоимениях;
– о том, что местоимение — это часть речи;
– о том, что личные местоимения имеют формы ед. и мн. числа;
познавательные УУД:
– выделять и осмысливать в определении новой части речи существенную информацию;
– осуществлять декодирование/считывание информации из иллюстраций учебника
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 52–55); Рабочая тетрадь 1.
Кинезиологические упражнения
Шапка размышлений (используется для настрояУхо – нос
«Ленивые» восьмёрки
Словарная работа.
-Спишите слова, вставляя пропущенную орфограмму:
-г-род, фу-бол, п-года, б-лот-, тр- -вай.
- Сверьте свою работу с образцом (эталоном) , оцените свою работу в баллах.( Перед оцениванием вырабатываются критерии для оценивания).
- Какой частью речи являются записанные слова? Докажите.
- Составьте предложение с любым из записанных слов.
- Запишите:
Огородники собрали богатый урожай овощей. Огородники заготавливают на зиму компоты и варенье.
- В первом предложении подчеркните главные члены предложения. Объясните свой выбор.
- Прочитайте ещё раз второе предложение. Что вы заметили?
- Какое слово вы бы заменили? Почему?
- Каким словом можно заменить слово огородники?
- Определите тему нашего урока.
- А зачем мы будем учиться заменять повторяющиеся слова в предложениях?
III.1. С. 52–53. Упражнение 46.
Цель упражнения – создать условия для наблюдения за
значением личных местоимений.
Сначала дети, выполняют вопросы-задания учебника на с. 53, подставляя вместо выделенных
цветом местоимений подходящие по смыслу существительные. Так они практически убеждаются
в том, что местоимения используются вместо имен существительных и указывают на те
предметы, которые были названы ранее. Это возможно сделать в силу того, что в тексте стихотворения чередуются местоимения женского и мужского рода: за ним (за Карлом Иванычем Шустерлингом); за ней (за обезьяной);
за ним (за хозяином); за ней (за коровой); за ним (за петухом).
III.2. Знакомство с определением местоимения как части речи.
Чтение слов Анишит Йокоповны на с. 53.
После прочтения слов Анишит Йокоповны, посвященных местоимениям, дети перечитывают
только слова, выделенные цветом, – это будет первой частью определения местоимения.
(Второй частью будут сведения о личных местоимениях на плакате Летучей Мыши на с. 54, которую прочитают после работы с упражнением 47).
IV.1. С. 54. Упражнение 47.
Цель упражнения – на основе наблюдений привести детей к определению личных местоимений.
Сравнив два предложения из упражнения по заданиям учебника, дети должны прийти к
выводу, что местоимение не называет предмет, но указывает на него; местоимение указывает на
тот предмет, о котором уже шла речь раньше.
IV.2.Прочитывается вторая часть определения на плакате Летучей Мыши на с. 54
IV.3.Предложение вернуться к стихотворению Хармса и сказать еще раз, на кого указывают
там личные местоимения, адресовано не очень сильным детям: им будет несложно сделать это,
поскольку эта работа уже была проделана.
V.С. 55. Плакат на всю 55-ю страницу (на котором изображены хорошо знакомые детям Маша, Миша и Костя Погодин) раскрывает смысл того, почему местоимения называются ЛИЧНЫМИ.
Обратите внимание детей на то, что одним из значений слова ЛИЦО является
«человек». Билет на два лица – это билет на двух человек.
Рассмотрите с детьми каждую картинку. Задайте вопросы:
– Кто это говорит о себе «я»?
(Правильно, это Маша Иванова.)
– А кто говорит о себе «мы»?
(Действительно, это Маша, Миша и Костя.)
– Кто говорит «ты»?
Это и Костя говорит, обращаясь к Маше, и Маша, обращаясь к Косте.
– А кто и кому говорит «вы»?
Костя Погодин, обращаясь к Маше и Мише.
– Можно ли, говоря «вы», обращаться к одному человеку, а не к нескольким? В каком
случае?
– Правильно, когда младший обращается к старшему, малознакомому человеку или к
старшему, хорошо знакомому человеку, который не является родственником. Это форма
вежливого обращения.
– А кто и о ком говорит «он»?
Маша с Костей так говорят о Мише.
– А можно ли сказать «он» не о человеке, а о предмете, например о портфеле, о банте, об
уроке?
– В каком случае можно сказать «она»? Кто так может сказать, судя по картинке, и о ком?
– А можно ли сказать «она» не о человеке, а о предмете, например о сумке, о ленте, о тетради?
– А кто и о ком говорит «они»?
– Правильно, Миша о Маше и Косте.
– А можно ли сказать «они» о предметах, а не о людях?
Обратите внимание детей на то, что местоимения 1-го и 2-го лица указывают только на
людей. А вот местоимения 3-го лица – на людей и на предметы, о которых уже шла речь.
Отметьте, что все местоимения имеют формы ед. и мн.ч., но лишь местоимения 3-го лица
имеют в единственном числе еще и род, могут быть местоимениями м.р., ж.р. и ср.р. А
местоимения 1-го и 2-го лица не имеют рода. «Я» и «ты» – так могут сказать о себе или
обратиться к другому и мальчик, и девочка.
VI. Самостоятельная работа.
Карточка: Спишите предложения, заменяя где нужно существительные местоимениями. подчеркните местоимения:
Вариант №1.
Над луговыми цветами летали насекомые. Насекомые собирали с цветов нектар.
Вариант №2.
Мама купила на рынке овощи. Мама приготовит салат.
- Оцените свою работу. Объясните товарищу правильность выполнения работы. Пусть вас оценит товарищ.
VI. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 30.
VII Рефлексия