Конспект урока по окружающему миру на тему Отечественная война 1941-1945 года (4 класс) по ФГОС


Класс 4-а
Предмет окружающий мир
Час: 2 (из 3-х)
Тип урока Открытие нового знания
Тема: Великая Отечественная война 1941-45 гг.
Цель: сформировать представления учащихся о Великой Отечественной войне и героизме советского народа; расширить мировоззрение школьников на основе изучаемого материала
Задачи познакомить с основными битвами войны ,
формировать умения работать с историческими документами;
продолжать учить получать историческую информацию из разных источников;
обогащать словарный запас на историческую тематику.
развивать мышление, умение сравнивать и делать выводы, речь учащихся
Воспитательная задача содействовать воспитанию патриотизма на примере героизма советского народа в годы второй мировой войны
Планируемые результаты личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
предметные: научиться систематизировать знания, обобщать и делать выводы, работать с текстом, самостоятельно добывать информацию.
метапредметные:
познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, находить нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и дополнительный материал ;
регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, контролировать результаты деятельности;
коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, работать в группе, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения;
Методы частично-поисковые, объяснительно — иллюстративные, словесные, наглядные
Формы деятельности фронтальная, групповая, индивидуальная
Технологии ИКТ, педагогика сотрудничества
Оборудование видеоролик, презентация, проектор, раздаточный материал
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний учащихся
5. Вхождение в тему
5. Решение проблемы
6.Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.
7. Целеполагание8. Изучение нового материала
1)Работа с картой
2)Чтение текста из учебника
3)Выборочное чтение
4)Пересказ самостоятельно подобранного материала.
9.Рефлексивно- оценочный этап.
10.Домашнее задание Приветствие учащихся
Вспомните название нашей общей темы (Человек – защитник своего Отечества)
- От кого защищать надо Отечество?
- Почему бывают войны?
Вспомните основные события по теме.
Раздаёт карточки каждому ученику.
- Проверьте правильность выполнения по слайдам, поставьте +, если ответ правильный, ? , если неправильно.
- У кого все задания на +? Молодцы. Тем, у кого стоит ? нужно ещё повторить
– Много событий произошло в конце XIX – начале XX века. Войны, разруха, голод – всё обрушивалось на Россию. В двадцатых годах началась мирная жизнь нашего народа. Много было сделано, многое можно было ещё сделать. Но начинались новые суровые испытания.
Видеоролик «Священная война»
- О каких событиях в истории нашей страны мы будем сегодня говорить?
- Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
- Когда враг перешел границу нашего государства?
– Почему наши войска не смогли сразу дать отпор врагу?
- Почему она так называется?
- На ваших столах лежат отрывки из писем немецких и русских солдат. Внимательно изучите их, сопоставьте и скажите, какую цель преследовали русская и немецкая армии? Работаете в парах.
(Приложение 1)
- Опираясь на содержание писем, скажите, какой характер войны был у немецких солдат?
- А за что сражались русские солдаты?
Итак, со стороны немцев велась война захватническая, несправедливая.
- А какую войну вёл наш народ? (справедливую, освободительную)
– Почему фашисты хотели захватить нашу столицу?
- Расскажите о битве под Москвой.
- Ребята второй группы подготовили рассказ о защитниках Москвы. Приложение 2).
- О чём бы вы хотели ещё узнать?
- Определите цель нашего урока.
Получив отпор под Москвой, фашистские войска летом 1942 года двинулись к реке Волге, к Сталинграду. Так тогда назывался город Волгоград.
Показ по карте (ставит флажок)
- Если бы им удалось захватить Сталинград, то над всей Россией нависла бы угроза разгрома. За рекой Волгой находились главные резервы нашей армии. Попади они в руки фашистов – и лишилась бы она и танков, и самолётов, и снарядов– словом, всех резервов, накопленных для дальнейших ударов по врагу.
- Прочитайте стр.148 , задайте друг другу вопросы.
- Когда фашисты подошли к Сталинграду? Прочитайте.
- Какой приказ дал Гитлер своим войскам?
-Сколько месяцев продолжалась Сталинградская битва?
-Чем закончилась?
-Как понимаете слова «Дорога была цена победы под Сталинградом»?
Ещё об одной крупной битве подготовили рассказ ребята 2 группы. (Приложение 3).
- Ребята, давайте вернёмся к названию нашей темы. День за днём приближались защитники к победе, но до неё ещё было далеко. О том, как помогали одержать победу люди тыла, чем закончилась эта страшная война, мы узнаем на следующем уроке.
-А сейчас мы продолжим знакомиться с героями Великой Отечественной войны.
( Приложение 4).
А теперь подведём итоги нашего урока. Мы поставили цель: узнать о ВОВ, о защитниках Родины.
- В группах обсудите и выскажите мнение, что вы узнали.
- Что бы вы хотели узнать ещё?
- Оцените работу членов своей группы. Кто в вашей группе был самый активный, помог больше узнать нового по теме.
- Страницы 148, 149 пересказ, 1 группа готовит рассказ партизанах в годы ВОВ, 2 группа – о детях- героях ВОВ, 3 группа - рассказ о герое Советского Союза Алёшине Николае Сергеевиче, проживавшем в нашем селе. Приветствуют учителя, подготовка рабочего места
Отвечают на вопросы, рассуждают
Индивидуальная работа по карточкам с проверкой по слайдам
Смотрят видеоролик, определяют тему урока, обобщают знания по теме
Работают в группах, решают проблему
Один из группы отвечает на поставленные вопросы (вопросы на слайде)
Обобщают, читают со слайда.
Отвечают на вопрос.
Пересказывают текст «Битва под Москвой».
Ставят флажок на карте
Ученик рассказывает о подвиге панфиловцев при обороне Москвы.
Определяют цель урока.
Слушают, определяют по карте город Сталинград.
Работа в парах.
Находят ответы в тексте учебника.
Рассматривают слайды о Сталинградской битве.
Рассказывают о Курской битве
Читают по слайду.
Рассказ ученика о своем прадедушке, полном кавалере ордена Славы (по слайдам).
Подводят итоги, что узнали на уроке.
Оценивают свою работу и работу одноклассников.
Записывают задание
Личностные: правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: работают по плану, сверяют ответы, исправляют свои ошибки.
, оценивают свою работу
Личностные: Познавательные: перерабатывают полученную информацию, делают выводы.
Регулятивные: определяют тему урока.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других, оформляют свои мысли в устной речи, высказывают свою точку зрения. Умеют работать в группе.
Регулятивные : определяют цели урока.
Познавательные: слушают, перерабатывают полученную информацию, делают выводы
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.Регулятивные : ориентируются в тексте учебника. Коммуникативные : умеют работать в парах.
Личностные: осознают, исследуют и принимают жизненные ценности.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Приложение 1
1 группа
Немецкий ефрейтор Вагнер 26 июня 1941 года.
«Всё отлично. Мы снова разобьём страну, победив на этот раз Красную армию. Наша рота первой переправилась через Буг, уничтожила 3 бункера и за первый день продвинулась вглубь на 40 км».
Последнее письмо А. Голикова жене. 28 июня 1941 года.
«Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, как эти цветы, и счастливая. За неё умереть не страшно».
2 группа.
Письмо немецкого ефрейтора Брауна 27 июня 1941 года.
«За сегодняшний день мы сильно продвинулись вперёд. Авиация ведёт активные действия. Наши бомбардировщики сбивают один русский самолёт за другим. Их почти уже не осталось».
Письмо Героя Советского Союза В. Клочкова жене и дочери.
25 августа 1941 года.
«Для будущего всех детей, для своей дочки я готов отдать всю кровь каплю за каплей. В случае чего, жалей и воспитывай нашу дочку, говори ей, что отец любил её и за её счастье бил паразитов».
3 группа.
Письмо немецкого унтер-офицера Бернга.
«И большую Россию мы тоже захватим. Ведь если Гитлер предпринимает что-либо подобное, ему это удаётся всегда».
Из письма русского солдата дочери.
«Надо победить фашистов, чтобы больше не было таких войн, чтобы дети жили и учились спокойно. И чтобы их не убивали. За это, Нинуся, борется и за это страдает сейчас наш народ».
Приложение 2
Тревожное время переживала наша Родина осенью 1941 года. Ожесточённые бои шли в 100 километрах от Москвы. Вражеские крупные танковые группы пытались прорваться по Волоколамскому шоссе к столице нашей Родины. Советские войска, оборонявшиеся на этом направлении, получили приказ командования: задержать врага, во что бы то ни стало. 16 ноября 1941 года бессмертной славой покрыли себя 28 гвардейцев стрелковой дивизии под командованием генерал-майора И.В.Панфилова  в бою у разъезда Дубосеково. Свыше пятидесяти вражеских танков двинулись на рубежи, занимаемые гвардейцами. В течение четырех часов панфиловцы под шквальным огнем артиллерии и бомбежками с воздуха сдерживали танки и пехоту врага. Они отразили несколько атак противника и уничтожили 18 танков из 50. Ценой своей жизни они остановили немецкие танки и не дали пройти им к сердцу нашей Родины – Москве. Но большинство бойцов отряда погибли, остальные были тяжело ранены.
Приложение 3
Курская битва продолжалась с 5 июля  по 23 августа 1943 года. Немцы собирались молниеносным ударом захватить курский выступ и начать полномасштабное наступление. Но это им не удалось. Во время сражений на Курской дуге, у деревни Прохоровка произошло крупнейшее в истории танковое сражение. В бою сошлись по 800 танков с каждой стороны.     Сражение на Курской Дуге продолжалось примерно 50 дней. За это время русская армия уничтожила 30 немецких дивизий, в том числе и 7 танковых, 1,5 тысячи самолетов, 3 тысячи пушек, 15 тысячи танков, 500 тысяч человек. Курская Битва являлась переломным моментом в Великой Отечественной Войне. После мощнейшего танкового сражения, Советская Армия повернула события войны вспять, взяла инициативу в свои руки и продолжила продвижение на Запад, освобождая при этом российские города.
Приложение 4
В одной из известных песен есть такие слова
Нет в России семьи такой,Где б не памятен был свой герой…
В нашей семье такой герой есть. Это мой прадедушка Бухаев Юсуп Рахметович, полный кавалер ордена Славы.
Ему было 17 лет, когда началась Великая Отечественная война. Он, как и многие, хотел пойти на войну добровольцем, но его не взяли, потому что ему было только семнадцать лет, да и трактористы нужны были в колхозе.
И только в сентябре 1942 года был призван в Красную Армию и направлен в 121-й отдельный понтонно-мостовой батальон 28-й армии по охране реки Караульная Красноярского района Астраханской области. Так в восемнадцать лет он стал бойцом и защитником нашей Родины.
Мой прадед был сапёром. В апреле 1944 года батальону инженерных сооружений было дано задание «обеспечить минную безопасность» наступающих войск и создать штурмовые группы для атаки. Но сильный автоматно-пулемётный огонь не давал возможности выполнить задание. Особенно мешал атакующий немецкий дзод. Штурмовой группе, в которую входил мой дед, было приказано дзод уничтожить, и они выполнили задание. 8 апреля 1944 года, красноармеец Юсуп Бухаев в составе штурмовой группы недалеко от посёлка Армянска в Крыму проделал проход в проволочном заграждении и обезвредил около четырёх десятков мин. Он одним из первых ворвался в расположение противника и уничтожил несколько вражеских солдат. 11 апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях, красноармеец Бухаев Юсуп Рахметович награждён орденом Славы 3-й степени.
В 1943-1944 годах принимал участие в боях по освобождению Ростова, Донбасса, Приднепровья, Крымского полуострова от Перекопа до Севастополя. Каждую минуту мой прадед был на волоске от смерти. Под бомбами и снарядами минировал и разминировал проходы на своей и вражеской стороне.
12 января 1945 года, уже будучи командиром инженерно-сапёрного батальона ефрейтор, Юсуп Бухаев с группой сапёров при наступлении в районе польского населённого пункта Шидлув обезвредил до шестидесяти противотанковых мин, провел через проход в минном поле стрелковые подразделения, за что был награждён орденом Славы 2-й степени.
25 апреля 1945 года командир младший сержант Юсуп Бухаев с бойцами вверенного ему отделения вывели из строя три вражеские огневые точки и большое количество солдат противника. За мужество и отвагу, проявленные в боях, 16 июня 1945 года он был награждён орденом Славы 1-й степени.
Его награды - свидетельство его мужества, силы, отваги, героизма. Кроме орденов Славы, у него множество медалей за отвагу и юбилейных, Орден Отечественной войны 1 степени.
Закончилась Великая Отечественная война, люди праздновали победу. Но для сапёров война продолжалась, им нужно было очистить от мин города и дороги. Мой прадед служил на австралийско-чехословацкой границе. Домой в родное Лебяжье возвратился в 1947 году.
Мой прадедушка прожил 92 год и оставил о себе добрую память. И я горжусь, что у меня такой прадед.