Сообщение Использование ИКТ технологий на уроках в начальной школе

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции ФГОС 2-го поколения. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
игровая деятельность;
создание положительных эмоциональных ситуаций;
работа в парах;
проблемное обучение.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Всё, что накоплено за многие годы работы, устарело. А учитель-человек, который учится всю жизнь.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. И с появлением сначала компьютера, а потом и интерактивной доски в классе начала осваивать новые технологии в обучении.
Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится компьютер.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся:
1.ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
2.овладеть практическими способами работы с информацией,
3.развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на уроках:
-усиливает положительную мотивацию обучения,
- активизирует познавательную деятельность учащихся.
Использование ИКТ позволяет мне проводить уроки:
на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке;
даёт возможность индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Применение ИКТ:
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
ВСЁ ЭТО СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряет оригинальные находки, стимулирует активность, инициативу, самостоятельность.
Применение на уроках ИКТ способствует так же:
проведению урока эмоционально выразительным и наиболее наглядным;
обучению ребят навыкам контроля и самоконтроля.
сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
Сейчас существует большое количество электронных пособий по разным предметам, поэтому используя на уроках демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки, картины, анимации, видеозаписи) способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий.
В своей работе использую следующие компьютерные программы: учебные, тренажёры, контролирущие, демонстрационные, справочно-информационные, мультимедийные. Применяю их на уроках объяснения и закрепления, повторения и систематизации, оценки и проверки знаний.
Основной целью применения ИКТ является:
развитие мышления
формирование приемов мыслительной деятельности.
При подготовке к урокам использую электронные ресурсы учебного назначения:
мультимедийные зарисовки
презентации к урокам
логические игры
тестовые оболочки
ресурсы Интернета
электронные энциклопедии.
На уроках русского – показываю мультимедийные презентации, создаю таблицы и опорные схемы. Удобно подбирать материал к урокам по развитию речи.
. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, подбираем материал к нетрадиционным урокам, составляем таблицы к устному счёту и решению задач, схемы к решению задач на движение.
Учусь оформлять презентации к урокам чтения и окружающего мира.
В поурочный план включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз с использованием элементов здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний
продвигает ребенка в общем развитии
помогает преодолеть трудности
вносит радость в жизнь ребенка
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.
ОФОРМЛЯЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ следую РЕКОМЕНДАЦИЯМ :
1) Не загромождать отдельный слайд большим количеством информации!
2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).
5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).
Фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали уверено высказывать свое мнение, рассуждать.
Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ .
Для работы с применением ИКТ нужно:
Владеть основами работы на компьютере.
Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
Владеть основами работы в Интернете.
При всех достоинствах ИКТ имеет и свои недостатки.
Отрицательные аргументы:
Утрачивается навык каллиграфически правильного письма и орфографическая зоркость.
Отрицательное влияние на здоровье учащихся.
Снижение коммуникативных навыков.
Формируется клиповое сознание.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяют за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать Уроки с использованием ИКТ повышают мотивацию обучения.
Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, соответствует требованиям века грядущего.







15