Роль и значчение спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательной школе в воспитании подрастающего поколения

УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЮРЕНКОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА КГУ СШ № 43 ИМ. Г МУСРЕПОВА
Роль и значение спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательной школе в воспитании подрастающего поколения.
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА


СОДЕРЖАНИЕ
1.Роль и значение спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательной школе
2.Практическая часть
2.1.Классификация и формы физического воспитания по средствам спортивно-массовых мероприятий
3.Влияние физической культуры как главный фактор
оздоровление нации
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы состоит в том, что разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных запросов подрастающего поколения за счет спортивно-массовой и внеклассной работы в школе . специализированных, спортивных, культурно-оздоровительных учреждениях. Физическое воспитание в школе и вне школы требует от учителя определенных знаний, непосредственно опыта и терпения. Спортивно-массовые мероприятия проводимые в школе и в спортивных учреждениях требуют от учащихся более широкий подход .
Поэтому можно сделать вывод, что спортивные мероприятия играют огромную роль в воспитании подрастающего поколения.
Цель исследования: рассмотреть теоретическое и практическое влияние спортивно-массовых мероприятий на развитие подрастающего поколения.
Гипотеза исследования: роль спортивно-массовых мероприятий будет эффективно если:
-учитывать основные особенности детей
-создать условия для формирование ЗОЖ
-совершенствовать формы работы
Объект исследования: физическое воспитание в различных формах
Предмет исследования:
Спортивно-массовая работа
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1.рассмотреть роль спортивно-массовых мероприятий в системе общеобразовательных школ.
2.Раскрыть понятие здорового образа жизни
3.выявить пути приобщения учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
4.Изучить показатели учащихся по результатам городских, и внутри школьных спортивных мероприятий
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: ИКТ., методические пособия. анализ и обобщение проведенных спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательных школах.
Практическая значимость: школа сегодня должна стать и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Роль и значение спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательной школе
1. Участие населения детей в многоэтапных и разовых спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях рассматривается как одна из эффективных форм повышения ДА, улучшения и поддержания на достаточно высоком уровне функциональных показателей организма.
Периодическое участие в многоэтапных и разовых спортивно-массовых и рекреационно-оздоровительных мероприятиях оказывает стимулирующее воздействие на ведение ЗОЖ, поиска резервов в ДА.
Однако следует подчеркнуть, что организовывать и проводить эти мероприятия нужно методически правильно, т.к. в них главенствующим является соревновательный метод, который, в свою очередь, требует от ученика проявления максимальных усилий. Несоблюдение методических требований может принести ребёнку вред. Чаще всего это случается, когда к таким мероприятиям привлекаются неподготовленные педагоги. Соревнования зачастую сопровождаются эмоциональной напряженностью, поскольку играющие стремятся не уступить, выиграть и т.п. И если правильной методикой проведения разовых названных мероприятии пренебречь, то тенденция «выиграть любой ценой» станет преобладающей. В таких случаях физические нагрузки будут чрезмерны и окажут отрицательное воздействие на организм. В связи с этим методика организации и проведения любого спортивно-массового и рекреационно-оздоровительного мероприятия начинается с определения предполагаемых физических нагрузок с учетом возраста, пола и уровня физической подготовленности участников. Все это учитывают при разработке положения (программы, сценария) того или иного мероприятия.
К разовым спортивно-массовым и рекреационно-оздоровительным мероприятиям относятся: дни спорта и здоровья, спортивные праздники, спортивные фестивали, массовые пробеги, поезда здоровья и т.д.
Классификация спортивно-массовых мероприятий и формы физического воспитания
1. ДНИ СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
К числу спортивно-массовых и рекреационно-оздоровительных мероприятий, получивших признание, относятся дни спорта и дни здоровья.
Дни спорта - день пловца, день бегуна, день лыжника и др. являются смотром достижений в массовом привлечении населения к активным занятиям избранным видом спорта. В днях спорта принимают участие спортсмены всех возрастов. Дни спорта открыли дорогу в спорт многим школьникам. Впоследствии они стали известными спортсменами.
Наибольшей массовостью отличаются дни любителей бега.
Дни спорта стали подлинными праздниками. Так, например, выглядит водный праздник в оздоровительном лагере. Его программа состоит из двух частей. Первая — соревновательная, вторая - развлекательная. Соревновательная часть включает заплывы на 25 м способами, доступными ребятам. Эстафеты 8x25 м, игры на воде. Развлекательная часть включает фигурное плавание, показательные выступления и др.
Не менее увлекательны дни здоровья. Они с успехом проводятся в вузах, в школах, в оздоровительных лагерях и др.
Поучителен опыт проведения дня здоровья в оздоровительном лагере «Восток» на Браславских озерах. Готовиться к нему начинают с первых дней. Создается оргкомитет.
Им утверждается дата и сценарий проведения. Основой содержания всей работы по подготовке ко дню здоровья являются обще лагерные спортивные игры «Старты надежд», в программу которых входят следующие виды соревнований: легкоатлетическое четырехборье (бег на 30 м и 60 м, прыжки в длину, метание мяча), легкоатлетический кросс, стрельба из пневматической винтовки, гимнастика (подтягивание на перекладине, лазание по канату, массовые гимнастические выступления), плавание, шахматы, настольный теннис, футбол, подвижные игры.
Подготовительный период связан с предстоящим днем здоровья.
Жизнь отрядов приобретает форму игры под названием «Здоровье», финалом которой является большой театрализованный праздник.
В начале смены на утренней линейке «доктор Айболит» (один из вожатых) поднимает флаг игры (на нем изображен красный крест и бегун).
Врач, медсестра, инструктор физкультуры, старший воспитатель, педагоги проводят в отрядах беседы на темы: «Здоровье в порядке - спасибо зарядке!», « Со спортом дружить - здоровым быть!», «Солнце, воздух и вода- наши

лучшие друзья!», «Спорт нам поможет силы умножить!», «Чистота - залог здоровья!» и др.
Беседы сопровождаются показом диафильмов: «Десять минут зарядки», «Трудная азбука здоровья», «Вечное движение», «Удивительный мир движений», «Закаливание организма» и т.д.
Каждый класс получает задание по подготовке к финалу игры.
В день торжественного открытия игры принимают старт конкурсы «Чистота, красота и уют», «В человеке должно быть все прекрасно».
Учащиеся кружка рисования, например, оформляют места проведения конкурсов и соревнований. Члены музыкального кружка подбирают для праздничного концерта песни и танцы. Юные фотографы оформляют фотостенд, фотогазету под названием «А нечистым трубочистам - стыд и срам!»
Кружок «Мягкая игрушка» готовит призы и сувениры.
Учитель физической культуры при участии ребят из старшего готовит спортивный инвентарь, места соревнований и др.
При открытии спортивного праздника участники несут в руках транспарант с текстом: «Витамины - жизнь». В руках у них таблички с названиями витаминов, нарисованные на бумаге разнообразные продукты, в которых содержатся те или иные витамины.
Впереди и по бокам болельщики с транспарантами с различными надписями: «Гигиена - это здоровье!», «Чистота - залог здоровья!», «С гигиеной дружить - быть здоровым, долго жить!» В руках у ребят сделанные из бумаги, картона, фанеры, пенопласта и материи большие полотенца, зубные щетки, мыло, зубная паста, тазы и другие предметы личной и общественной гигиены.
А так же по очереди появляются плакаты с надписями: «Солнце», «Воздух», «Вода». При появлении «солнца» в руках всех ребят «загораются» маленькие круглые зеркальца, пускающие солнечные зайчики. При появлении «воздуха» ребята машут лоскутами из голубой материи. При появлении «воды» в разные стороны разлетаются струи воды, выпускаемые из баллончиков для шампуня. После этого ребята скандируют: «Наши верные друзья!»
Завершает шествие лучших спортсменов. Впереди транспарант: «Со спортом дружить - здоровыми быть!» Спортивная форма напоминает о том, что занятия различными видами спорта способствуют укреплению здоровья. В руках юных спортсменов спортивный инвентарь.
На середине стадиона образуется большая колонна. Физорги классов или команд сдают рапорт о готовности. Учитель ФК приветствует ребят. Раздается дружный ответ.
Ведущий провозглашает девиз праздника: «Здоровье - всему голова
Затем начинаются спортивные старты. От каждого отряда группа спортсменов участвует в эстафете, в которой представлены бег, прыжки, метания и другие упражнения
Побеждает класс или команда, которая на протяжении «Дороги здоровья» (полоса препятствий) затратил меньше времени.
Первая часть дня здоровья заканчивается награждением победителей, затем следует театрализованное представление.
По аналогичному сценарию проводятся дни здоровья в детских лагерях и т.д.
2. СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК
Спортивный праздник - это разовое мероприятие, длящееся не более 2-3 ч, в котором самое активное участие принимают не ограниченное количество учащихся. В спортивном празднике используется широкий арсенал упражнений, доступных для учащихся разного возраста, а так же разной степени физической подготовленности и состояния здоровья, чтобы каждый мог найти себе занятие по душе. Рекомендуется включать как индивидуальные виды упражнений, так и командные. Программа и положение о празднике разрабатываются в соответствии с уровнем физической подготовленности участников. Для участия в соревнованиях на длинные дистанции (кросс - 2 км и больше, лыжи - 3 км и больше) необходимы предварительные заявки с письменным разрешением врача. Как правило, на такие дистанции выходит небольшое число учащихся, но забеги сильнейших (особенно эстафеты) весьма зрелищны. Спортивные игры как непременная составная часть праздника должны быть сокращены во времени, а их правила упрощены.
Составной частью спортивного праздника является спортивно-театрализованное представление, собирающее многочисленных зрителей, пассивных в собственно-двигательной деятельности. Важной частью таких спортивно-театрализованных представлений считаются показательные выступления известных спортсменов. И каждый номер программы такого мероприятия готовится с точки зрения зрелищного восприятия. Поэтому характер спортивно-театрализованных праздников - это шоу. Тогда как спортивные праздники в отличие от спортивно-театрализованных представлений характеризуются возможностью привлечь в активную двигательную программу как можно большее число участников и зрителей. Главное в них то, что каждый участник может испытать свои способности, проявить не созерцательный, а действенный интерес к спорту. Такие праздники повышают значение рекреации как процесса, направленного на укрепление здоровья.
Эти спортивные праздники имеют свои названия: «Встреча зимы», «Проводы зимы», «Велосипедные старты», «Лыжня зовет», «Бегом и пешком за здоровьем», «Всей семьей на старт», «Конкурсы самых сильных, ловких и смелых», «Самая спортивная семья» и т.п.
3. СПОРТИВНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
Спортивные фестивали как спортивно-массовые мероприятия начали проводиться в 70-е годы в Скандинавии.
Обязательным компонентом фестиваля является театрализованное представление «Путешествие в малознакомый вид спорта». Именно в таком плане участников фестиваля ознакомили с восточными видами оздоровления, австралийскими оригинальными физическими упражнениями (метание бумеранга и др.).
В программы спортивных фестивалей также входит организация выставок.
Проведение фестивалей пока носит эпизодический характер. Они организуются в большей степени на основе какого-то одного вида спортивной деятельности. Например, «Лыжный фестиваль», «Водный фестиваль» и др.
В последние годы в республике Казахстан стали проводиться физкультурно-оздоровительные фестивали «Спорт и искусство» среди детских домов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также школ-интернатов и детских дошкольных учреждений.
Эти спортивные фестивали приобрели большую популярность и стали традиционными.
4. «Я- Чемпион»
Повсеместное проведение соревнований типа « Я-Чемпион!», регулярный показ их по телевидению способствовали тому, что в последние годы значительно повысилась роль подвижной игры в воспитательной работе с детьми. Ее шире используют в оздоровительных лагерях, на уроках физической культуры, в группах продленного дня, на занятиях с юными спортсменами, в организации активного отдыха населения.
В последнее время соревнования по «Я-Чемпион!» проводят не только среди школьников, но и среди детей старшего дошкольного возраста, а также в профессионально-технических училищах, в здравницах, профилакториях и по месту жительства.
Значение не исчерпывается спортивным содержанием. Ее эффект значительно шире, поскольку в играх используется комплекс целенаправленных приемов педагогического воздействия, способствующих гуманистическому воспитанию подрастающего поколения.

Основу содержания соревнований составляют различные двигательные умения и жизненно важных навыков.
Основные средства соревнований - подвижные игры и элементы спортивных игр, упражнения основной и вспомогательной гимнастики, легкой атлетики, спортивных единоборств и других видов спорта в соответствии с требованиями программы по физическому воспитанию. Нередко включают конкурсы с элементами трудовых действий, а также военно-прикладного характера.
Наиболее характерными движениями, действиями в соревнованиях являются следующие: бег - наперегонки, с увертыванием, на скорость с преодолением препятствий, в сочетании с прыжками, с резким торможением, с 8 выполнением других дополнительных заданий; метание в цель, на дальность и по движущейся цели; подлезание и переползание; прыжки на месте и в движении, через статичное и движущееся препятствие; перетягивание и переталкивание, сопротивление силой, переноска тяжестей; передвижение по узкой опоре; ориентирование в пространстве и времени, в том числе и с закрытыми глазами; ловля и передача мяча, разновидности ведения мяча руками и ногами, различные действия с мячом, скакалкой, обручем и другими предметами, спортивными снарядами и приспособлениями.
В соревнованиях часто используют задания, выполняемые двумя или несколькими участниками одновременно: бег в паре, одновременные прыжки, переноска партнера, групповые перетягивания и переталкивания, а также катание на велосипедах, самокатах, импровизированных лыжах.
Содержание, направленность и методика проведения соревнований предполагают соблюдение следующих основных принципов:
-соответствие форм и средств психофизическим особенностям участников;
-доступность для всех участников, в том числе и для тех, кто еще не приобщился к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;
-зрелищность и эмоциональность конкурсов и заданий;
-целостность и логическая последовательность конкурсов и игр;
комплексное воздействие на двигательную сферу и интеллект участников;
- коллективность действий участников; ступенчатость и периодичность проведения соревнований; гласность, сравнимость результатов, определенность цели и задач, единство требований;
-высокая культура организации и проведения соревнований;
-торжественная обстановка, красочное оформление места проведения соревнований, используемого инвентаря, нарядная одежда участников;
сочетание традиционных и новых ритуалов, соответствующих духу времени;
рациональное чередование игровых средств в оздоровительно-тренировочных целях.
В основу проведения «Я – Чемпион!» легли следующие факторы:
Психофизическая нагрузка, испытываемая играющими: малая, средняя, большая.
Организация играющих с одновременным и поочередным участием, с привлечением, всей команды или части ее.
Преимущественное проявление играющими определенных физических способностей: быстрота, ловкость, сила, скоростно-силовые качества, выносливость.
В ходе соревнований возможны любые по сложности и взаимоотношению участников игры действия:
игры с активным единоборством сторон, непосредственным контактом с соперником; игры без соприкосновения, с командой-соперницей;
участники действуют согласованно, но не могут непосредственно влиять на ход игры другой команды или затруднять действия отдельных ее игроков;
игры-эстафеты, где действия каждого участника имеют одинаковую направленность и связаны с перемещением по площадке и выполнением определенных заданий; участники выступают в порядке очередности, но непосредственного контакта с соперником нет.
5.Эстафеты классифицируют по различным признакам, позволяющим систематизировать их и облегчить подбор игровых заданий. Эстафеты подразделяются:
по количеству включаемых заданий - на простые и сложные; если на всех одно задание (бег на определенное расстояние, ведение мяча, переноска груза и пр.), это простые эстафеты, если два и более - сложные (в качестве последних можно использовать полосу препятствий);
по требованиям к выполняемым заданиям - на строго регламентированные и произвольные; первые требуют выполнения задания заранее оговоренным способом, вторые - любым способом, наиболее рациональным или удобным для игрока; по характеру перемещений - на линейные, круговые, встречные; в линейных эстафетах участники передвигаются прямолинейно или выполняют задание по цепочке, выстроившись в колонну или шеренгу; в круговых - игроки перемещаются по кругу или построены в круг и, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону; во встречных - половина участников каждой команды (девочки или мальчики) располагается на противоположной стороне площадки и передвижение игроков или передача эстафеты (например, переброска мяча) идет навстречу друг другу;

по способу действий участников - на индивидуальные и коллективные; в индивидуальных эстафетах все участники по очереди выполняют обусловленные действия: на месте, с передвижением различными способами, с передвижением и дополнительными заданиями; в коллективных совместных эстафетах участники передвигаются группами, и успех обеспечивает согласованность действий всей команды.
Для детей начальных классов организовывают эстафеты сюжетного или тематического плана. Каждый игрок или группа участников выполняет свое задание. Здесь широко применяют игры-аттракционы, игры-поединки, в процессе которых соперники выявляют преимущество в единоличной борьбе. Они могут протекать в различных сочетаниях по сложности действий и взаимоотношений играющих: с активным единоборством, связанным с непосредственным контактом, соприкосновением с соперником, а также без соприкосновения с соперником.
Предлагаемые сценарии и игровые комплексы рассчитаны на участников различного возраста и конкретные условия проведения эстафет. Они составлены с учетом основных методических требований: соответствие сюжета и двигательного содержания возрасту, соблюдение логической последовательности и взаимосвязи игрового материала, правильная дозировка нагрузки, а также общих педагогических требований, способствующих большему воспитательному эффекту проводимых соревнований.
Влияние физической культуры как главный
фактор оздоровления нации.
В нашей стране функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников и в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации спортивно-массовых мероприятий.
Физкультурно массовые мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях является организация активного отдыха, физическая подготовка школьников. Укрепление их здоровья.
Здоровье-по концепции стандартов, понимается. Как физическое, психологическое, духовное состояние здоровья. Одной из важных задач образования является сохранения и укрепления здоровья детей. Физическая культура-это часть общечеловеческой культуры, совокупность материальных и духовных ценностей создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательных качеств. Заключение
Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить применять эти знания в повседневной жизни. Включение в учебные планы школы занятий, позволяющие целенаправленно подготовить к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, формировать у них культуру здоровья. Самый эффективный метод в физическом воспитании является соревновательно-игровой метод.
Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности как на уроках так и на внеурочной деятельности ,за счет подключения эмоций учащихся. Спортивно-массовые мероприятия исключают принуждения к учению: обучение идет через игру и соревнования. Такое обучение вызывает у ребенка радость, способствует движению вперед, обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Проведение спортивно-массовой работы, дней здоровья и просто активный отдых является необходимым условием для воспитания здорового подрастающего поколения. Позволяет в полной мере реализовать программу сохранения здоровья школьников и развитие их физических способностей.
Рекомендации
1.привлечение детей в разработку и проведение спортивного мероприятия
2.заинтересовывать родителей в спортивной жизни школы
3.привлечь детей группы риска (участие, судейство, обслуживание соревнований ).
4.организовывать физминутки на больших переменах (проведение учащиеся дежурного класса)
5.проводить утреннюю гигиеническую зарядку (перед первым уроком, ответственный учитель и физорг класса)
«Моя педагогическая философия».
Цель: показать значимость и любовь к своей работе, поможет учителям взглянуть на свою педагогическую деятельность другим взглядом. А самое главное не навредить и не покалечить хрупкую душу ребенка!
Ни с чем не сравнится радость появления ребенка в семье. Ведь каждый рожденный ребенок талантлив. Но этот талант нужно вовремя заметить и развить. Порой родители не уделяют нужного внимания своему чаду, так как заняты работой. И ребенок, как не распустившийся цветок, попадает в руки учителя. Как педагог, ощущаю большую ответственность за ребенка, за сбережение его здоровья.
Всегда вспоминаю себя в возрасте тех ребят, к которым иду на урок, и стараюсь относиться к ним так, как бы я хотела, чтобы ко мне относились мои учителя. На своем опыте знаю, как чреваты ошибки учителя – это могут быть не только физические травмы, но и психологические. Параллельно с этим соизмеряю свой возраст с возрастом, который был у моих учителей в то время. Стараюсь не упустить возможность творить добро, как словом, так и делом.
На своих уроках, развивая двигательную активность, использую различные подвижные игры, которые необходимы каждому ребенку.
А использование игровых методов на уроке является ключевым условием воздействия на учащихся. Дети в своем возрасте очень много играют, не уставая. Поэтому на уроках физической культуры, чтобы не травмировать хрупкий, слабый организм ребенка, я использую игры. Ведь игра освобождает подсознание, делает процесс воспитания и обучения свободным, притягательным и не навязчивым. Все, к чему я стремлюсь на уроке – это создать школу движений: заложить основы техники выполнения действий, научить управлять своими движениями. Научить стойко переносить неудачи и поражения и, во что бы ни стало, добиваться поставленной цели, достигая душевного равновесия.
В то же время, не могу сказать, что я творец, который лепит как из пластилина каждый лепесток. Но мне очень хочется из маленького человека вырастить полноценную здоровую личность. Я ощущаю себя лишь солнечным лучиком, который разжигает огонь в их сердцах, позволяя им распуститься в красивый цветок. То, что я сумею сейчас заложить в ребенке, останется с ними на всю жизнь, поможет ему стать достойным гражданином ХХI века. Я педагог. Я не имею права на ошибку. Ведь ошибки педагога остаются жить в вечности.
…На пороге сентябрь. Заканчивается лето, впереди новый учебный год. Снова интересный, яркий, с новыми победами. Как приятно осознавать, что с тобой ждут встречи сотни глаз, полных радости и эмоций, жаждущих поделиться впечатлениями от прошедшего лета. Звенит звонок … Душа трепещет, вот оно, понимание, что я – учитель. За 20 лет работы учителям я ни разу не пожалела о своем выборе. Я люблю свою профессию, потому что она не дает мне права стоять на месте, заставляет все время искать и находить что – то новое, не спать и переживать за детей, за результаты, за все что происходит. Сегодня я не представляю себя ни в какой другой роли. Мне необходим этот ритм жизни, детский смех, тренировки, соревнования, дни, наполненные заботами и тревогами, радостью и сомнениями, вечным поискам….
Для меня урок физической культуры - это не погоня за результатами, а кропотливая работа над укреплением здоровья детей. Не навредить здоровью детей - именно этот принцип считаю самым важным. Урок физической культуры – это, прежде всего, позитивное настроение, улыбки на лицах детей, веселый смех и наслаждение от происходящего на уроке. Мне доставляет большое удовольствие следить за детьми на моих уроках, видеть радость, когда они играют в подвижные игры, счастье, когда получилось выполнить сложный акробатический элемент, лицо озаряется улыбкой победы, когда их команда приходит первой к финишу. Нельзя давать ребенку чувствовать, будто он хуже других, нельзя унижать его достоинство. А вот согреть каждого, не оставить никого в тени, быть мудрым, очень осторожно и бережно помочь раскрыться, вселить в каждого ребенка уверенность, помочь в преодолении трудностей и гордиться его успехами – задача каждого учителя и лично моя.
Еще одной из задач своей работы вижу изменение отношения к уроку физической культуры, как самих детей, так и их родителей. Как обидно слышать о том, что есть важные предметы и не очень, что физическая культура не относится к тем, самым важным. И в самом деле, разве можно сравнить физкультуру с математикой или химией? Ведь экзамен по этому предмету сдавать не нужно, да и в будущем от умения прыгать через "козла" ребенок не получит никакой выгоды. К большому сожалению, примерно так рассуждают родители, которые "идут на поводу" у своих детей и тем или иным способом освобождают их от занятий физкультурой. При этом они забывают, что занятия физкультурой - это, прежде всего, здоровье, от состояния которого зависит не только будущее школьника, но и его жизнь. Я считаю, что успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Процесс обучения в школе ни в коем случае не может строится за счет ресурсов здоровья детей, а должен быть направлен на его сохранение и укрепление. Поэтому недооценивать значение физкультуры в жизни школьников недальновидно и опасно. Моя задача – переубедить, доказать, что постоянное посещение уроков физкультуры положительно сказывается на формировании таких важных для современного общества ценностей, как стремление к достижению успеха, желание побеждать, умение противостоять не только своим соперникам, но и собственным слабостям.
Как много сегодня должен знать и уметь школьный учитель физкультуры, чтобы быть нужным и полезным современным детям! Курсы повышения квалификации, чтение дополнительной научной литературы, посещение уроков у коллег – это, конечно, все немаловажно, но мне кажется, главное в работе с детьми - найти с ними общий язык, взаимопонимание, взаимоуважение, быть, как говориться, с детьми на одной волне. По трудоемкому и тернистому пути мы, учителя, шагаем изо дня в день, из года в год. Этот путь и закаливает у каждого учителя свой характер, свои требования к окружающим. Один мягок, другой строг, один вспыльчив, другой ровен. Но все они похожи в главном: нет среди них ни одного, кто не желал бы добра своим ученикам, кто не прилагал бы всех своих сил, чтобы помочь им вырасти честными, смелыми, здоровыми людьми. Всю жизнь учитель незримо идет рядом с детьми, во всем хорошем, что они делают, есть частица его труда.
Физическая культура – одно из самых активных средств формирования у человека высоких моральных качеств. Но это средство приходит в действие, когда его использует не просто профессионально подготовленный учитель или тренер, а человек увлеченный своим делом, болеющий за детей и их будущее, человек, у которого есть душа, открытая детям, есть потребность общения с ними. Именно такой стараюсь быть я.
На своих уроках я учу детей преодолевать себя, быть дисциплинированными. Ведь именно в школе должны закладываться эти столь важные качества, которые помогут им не только в спорте, учебе, но и будущей взрослой жизни. Я считаю, что очень важно правильно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни в обществе, воспитывая у них чувства долга и ответственности за собственное здоровье. Каждый день, проведенный мной в школе – это возможность научить детей любви к себе и своему здоровью. Но самое сложное – нельзя самому нигде оступиться, быть всегда и во всем примером для своих учеников, только тогда у них раскрываются души и горят глаза, только тогда они идут за тобой и ведут товарищей. Невозможно быть учителем только на уроке, а выйдя на улицу, стать обывателем. Настоящий педагог будет сохранять свой образ и дома, и в отпуске, и даже в длинной очереди. Быть учителем сложно, так как нужно все время следить за собой, за своей речью, поступками, внешним видом, ведь «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель», - так сказал А. Дистервег. Моя работа очень важна. В каждом из моих воспитанников заложен большой потенциал, который предстоит мне раскрыть.
Я считаю себя счастливым человеком. Я — учитель! А это значит творчество и движение вперед! Я - учитель! Школа – мое призвание. Я пришла в школу, чтобы остаться там надолго. На всю жизнь!