Конспект урока по теме Числа от 1 до 5. Состав числа 5


Тема урока: «Числа от 1 до 5. Состав числа 5.»
Цель: в ходе практической работы определить состав числа 5.
Задача:
научиться определять состав числа 5,
развитие мыслительных операций, творческих способностей, речи учащихся;
развивать навык счёта;
воспитывать чувство товарищества, умение выслушивать ответы товарищей и дополнить по необходимости;
воспитывать интерес к предмету, дисциплинированность
Планируемые результаты:
предметные:
уметь определять место числа в натуральном ряду;
определять состав числа 5;
соотносить цифру и число;
образовывать следующее число прибавлением числа 1 к предыдущему числу или вычитанием числа 1 из следующего за ним числа.
метапредметные:
принимать учебную задачу, выбирать действие согласно поставленной задаче, использовать запись в цифровой форме;
составлять задачи, строить сообщения в устной форме, проводить сравнение.
личностные:
уметь слушать собеседника и вести диалог;
уметь слушать учителя и выполнять его требования.
Оборудование: учебник «Математика. 1 класс» (авт. М.И. Моро и др.); рабочая тетрадь №1, тетрадь для проверочных работ, проектор, ноутбук, презентация в программе Microsoft Power Point, карточки, смайлики для самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Скажите, знаете ли вы сказку про колобка? (Да.)
- Как называется эта сказка? (Колобок.)
- А знаете ли вы, что эту сказку сочинил народ и она является русской народной сказкой?
- Сегодня на уроке мы отправимся в сказку, да не простую, а математическую.
Слайд №2. Математическая сказка о Колобке.
Слайд №3. Жили-были дед да баба. Испекла баба колобка и положила на окно остужаться. А Колобок полежал-полежал на окошке, скучно ему стало и начал он вспоминать состав чисел, сравнивать группы чисел и решать примеры.
II. Актуализация знаний.
Слайд №4. Скажите, какая фигура здесь лишняя. Слайд №5. Игра «Засели домик». (Учитель показывает окошко, учащиеся поднимают соответствующую карточку)
Слайд №6. Решение примеров с опорой на состав чисел. - Решите примеры, опираясь на состав данных чисел. Покажите с помощью карточек, какое число пропущено в составе числа, а затем в примере.
(Дети с помощью карточек сначала показывают пропущенное число в составе чисел, а затем в примере.)
III. Самоопределение к деятельности
- Положите 5 кругов.
- Отодвиньте 1 круг вправо. Сколько кругов слева и справа? (Слева 4, справа1.)
- Отодвиньте еще один круг вправо. Сколько кругов осталось слева, сколько стало справа? (Слева 3, справа 2.)
- Еще один круг передвиньте вправо. Сколько теперь кругов слева и справа? (Слева 2, справа 3.)
- Если мы передвинем еще 1 круг, сколько кругов будет слева и справа? (слева 4, справа 1.)
Слайд №7. (соответствующий рисунок)
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О том, как можно получить число 5.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Слайд №8. Надоело колобку лежать, спрыгнул он с окна и покатился по тропинке нерешённых примеров. А находятся эти примеры в учебнике на стр. 36.
- Рассмотрите рисунок на стр.36. Объясните, как можно разными способами рассадить 5 девочек на 2 скамейки. (4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.)
- Рассмотрите рисунок с шариками. Сколько красных шариков на верхней проволоке? (4.)
- Сколько синих шариков? (1.)
- Сколько всего шариков? (5.)
- Как получили 5? (5 – это 4 и 1.)
- Как это записать? (4+1=5.)
- Всего на проволоке 5 шариков. Из них 1 синий. Как узнать, сколько красных шариков? (От 5 шариков убрать 1, останется 4 шарика.)
- Как это записать? (5-1=4.)
(Аналогично заполняются пропуски в остальных записях.)
V. Физкультминутка
Слайд №9.  Покатился колобок по тропиночке в лесок. Кто-то топает, он слышит. Это топал бурый Мишка. Молвит колобок ему: «Мишенька, я не пойму, что ты топаешь, как слон?
( дети встают и выполняют движения).
Сделай лучше ты поклон, вправо, влево повернись, и назад еще прогнись. Повернись вокруг себя, будешь быстрый ты, как я.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Слайд №10. Покатился Колобок дальше и докатился до ручья несделанных заданий. Задумался Колобок: «Как перебраться через ручей? Давайте сравним числа и поиграем в игру.
- Рассмотрите рисунок на с. 37. Прочитайте задание к нему. Сравните числа.
(Устное выполнение.)
- Авторы учебника предлагают вам сыграть в домино картинками. Поиграйте с соседом по парте.
- Какую карточку можно приложить к бабочке? (5-4, так как бабочка одна, а 5-4=1.)
Работа в тетради с печатной основой
Слайд №11. Перебрался Колобок через ручей и пошёл дальше.
А солнышко посылает ему на лучиках новые задания в рабочей тетради.
- Откройте тетрадь на с.14. Сколько всего фигур в корабликах? (5.)
- Что обозначают красный и синий цвет над клеточками? (В клеточку помеченную синим цветом, нужно вписать, сколько всего синих фигур в кораблике, а в клетку, помеченную красным цветом, - сколько всего красных фигур в кораблике)
- Что обозначают квадрат и треугольник над клеточками? (В клеточку, помеченную квадратом, нужно вписать, сколько всего квадратов в кораблике, а в клеточку, помеченную треугольником, - сколько всего треугольников в кораблике.)
- Вставьте в клеточки нужные цифры.
- Посмотрите на следующее задание. Соедините рисунок, схему и запись. (Первый рисунок – 4+1=5, нижняя схема; второй рисунок – 5-1=4, средняя схема.)
- Посмотрите на лесенки на клеточках. Сколько клеток в следующей ступеньке первой лесенки? (3.)
- Как вы определили? (стоит цифра 3.)
- Дорисуйте лесенки.
VII. Рефлексия
Слайд №12. Увлекся Колобок решением примеров и не заметил, как подкралась Лиса и говорит: « Колобок, Колобок, я тебя съем!»
- Не ешь меня, я выполню все твои задания!
- Откройте тетрадь для проверочных и самостоятельных работ на стр. 8, 9.
- Выполните задания самостоятельно.
- Оцените свою работу с помощью смайликов.
VIII. Подведение итогов урока
  Слайд №13. Справился Колобок с заданиями лисы, и она отпустила его домой. А по дороге он стал вспоминать, что же он сегодня делал?
- Какую задачу ставили мы на уроке?
- Удалось ли нам решить поставленную задачу?
- Назови состав числа 4.
- Назови состав числа 5.
- Встретились ли вы с затруднением при выполнении проверочной работы?
- Что вам сегодня понравилось больше всего?
Слайд №14. Спасибо за работу. До скорой встречи!