ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Вуккерт И.В., учитель английского языка, сшг №17
В последние годы все чаще затрагивается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу учебы. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников.
По моему мнению, задача учителя заключается в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого ученика, выбрать такие методы, которые позволили бы каждому ученику обнаружить свою активность, свое творчество. Учитель должен активизировать познавательную деятельность ученика в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии таковы, как учеба в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий.
Содержательная основа массовой компьютеризации в образовании, безусловно, связанная с тем, что современный компьютер являет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не обнаружит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом содержании применение компьютеров есть, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания”.[1]
Формы работы с компьютерными учебными программами на уроках иностранного языка включают:
- изучение лексики;
- отработка произношения;
- учеба диалогического и монологического языка;
- учеба письма;
- отработка грамматических структур.
На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактичных задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умение письменного языка школьников; пополнять словарный запас учеников; формировать у школьников стойкую мотивацию к изучению английского языка.[2]
Новые информационные технологии в учебе английского языка
В настоящее время стали интенсивно внедряться в учебный процесс новые информационные технологии, такие как использование Интернет-ресурсов, компьютерные программы и, и т.п.
«О том, что компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку, немного потеснив традиционные методики и вынудив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько десятков лет ни один лингвист даже не подозревал» пишет С.В. Фадеев . Нет ничего странного в том, что не все преподаватели оказались готовыми к широкому внедрению компьютеров в такую нетрадиционную сферу, как учеба иностранным языкам.
Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе – не механический педагог, заместитель ли аналог преподавателя, а средство при учебе детей, которая усиливает и расширяет возможности его учебной деятельности. То, что преподаватель желает получить в результате использования машины, у нее необходимо запрограммировать.
Как показывает практика, из всех существующих средств обучения компьютеры лучше „вписываются” в структуру учебного процесса, больше всего полно удовлетворяют дидактичным востребованиям и максимально приближают процесс обучения английского языка к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определенным образом обрабатывать ее и принимать решение, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить изображения, которые двигаются, контролировать работу таких технических средств учебы, как синтезаторы языка, видеомагнитофоны, магнитофоны. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации учебы и активизации познавательной деятельности учеников в учебе английского языка, позволяют максимально адаптировать процесс учебы к индивидуальным особенностям учеников. Каждый ученик получает возможность работать в своем ритме, то есть выбирает для себя оптимальный объем и скорость усвоения материала.
Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается намного большее количество материала, чем это делалось за то время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера лучше усваивается .
Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учеником и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учеников достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебный час, потому что осуществляется одновременная проверка знаний всех учеников. Это дает возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учениками.
Еще одно преимущество компьютера – способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса.
Необходимо отметить, что компьютер снимает такой негативный психологический фактор, как «страх». Во время традиционных аудиторных занятий разные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мнения и т.п.) не позволяют многим ученикам показать свои реальные знания. Оставаясь „наедине” с дисплеем, ученик, как правило, не чувствует скованности и пытается обнаружить максимум своих знаний.
Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка. Ученики могут использовать компьютер, как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причем компьютер является самим терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счете, автоматизации навыка, который отрабатывается.
Формы работы с компьютерными учебными программами
на уроках иностранного языка
Существует множество компьютерных программ, которые помогают учителю английского языка и ученикам при овладении английским языком.
Компьютерные учебные программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать разные виды языковой деятельности и соединить их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые действия, а также обеспечивают возможность учета ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.
При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания и т.д., можно использовать компьютерные программы “Triple play plus in English”, “English on holidays”, “English Gold’ и другие. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.
На примере компьютерной программы „English on holidays” рассмотрим эти этапы.
На I-м этапе - введение лексики, например, по теме „Weather”. Используя демонстрационный компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки, которые изображают природные явления: снег-snow, ливень-shower, гроза-thunderstorm, пасмурно-humidity, изморозь-drizzle, ясно-clear, солнечно-sunny, холодно-cold, облачно-cloudy, град-hail и другие. Потом выплывают фразы:
• What а beautiful day! - Какой прекрасный день!
• What awful weather! - Какая ужасная погода!
• Is it usually as hot as this? - Здесь всегда так жарко?
• Whаt’s the forecast for tomorrow? - Какой прогноз погоды на завтра?
• Іt’s windy! - Дует сильный ветер!
• It’s raining - идет дождь
Ученики смотрят и слушают. Время работы - приблизительно 1 минута.
На II-м этапе идет работа по отработке произношения и закрепления лексики. Ученики повторяют за диктором хором. При наличии в классе нескольких компьютеров, ученики работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы - приблизительно 5 - 10 минут, он зависит от количества слов исследуемой темы.
На III-м этапе проводится контроль изученной лексики. Ученики выбирают задание, которое содержит разное количество вопросов по теме: 10, 20, 30. По окончании сдачи экзамена на экране появляется таблица результатов в процентах. Конечно, каждый ученик стремится добиться лучших результатов.
Если в классе только один компьютер, он используется в качестве демонстрационный при введении и фронтальном закреплении лексики. Контроль тематической лексики можно осуществлять, индивидуально используя раздающий материал - карточки. Задания на карточках могут быть аналогичные заданием компьютерной программы, например:
• Укажите правильный вариант перевода
снег - tennis, shower, snow, umbrella, thunderstorm, boxing, basketball
Какое из написанных слов является лишним по содержанию: winter, February, cool, december, November, January и т.п.
Составление тестов по грамматике, используя компьютер, помогает ученикам лучше освоить грамматический материал. Старшеклассники разрабатывают свои компьютерные программы на проверку лексических и грамматических знаний учеников.
Вывод
Современность предъявляет все высшие востребования к учебе практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объемы информации растут и часто рутинные способы ее передачи, сохранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средство учебы. Компьютерные учебные программы имеют много преимуществ перед традиционными методами учебы. Они позволяют тренировать разные виды языковой деятельности и соединить их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и языковые действия, а также обеспечивают возможность учета ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика. В мультимедийных учебных программах по английскому языку используются разные методические приемы, которые позволяют проводить ознакомление, тренировку и контроль. Кроме использования мультимедийных учебных программ, компьютер является незаменимым помощником для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебного процесса, собственного информационного наполнения инструментальных сред для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактичных материалов, использование ресурсов и услуг Интернета для аудиторной и самостоятельной работы, а также проектной деятельности учеников.
В выводе необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ совсем не исключает традиционные методы учебы, а гармонично сообщается с ними на всех этапах учебы: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многоразово повысить эффективность учебы, но и стимулировать учеников к последующему самостоятельному изучению английского языка.