План-конспект урока по биологии на тему Деление клетки. Митоз (10 класс


План-конспект открытого урока по биологии в 10 классе на тему«Деление клетки»
Цели и задачи урока:
обучающие: сформировать понятия о «жизненном цикле клетки» и «митотическом цикле клетки» сформировать понятие о митозе как об универсальном способе, сохраняющем постоянство числа хромосом в клетках
развивающие: развивать навыки изучения явлений в сравнительном плане, делать выводы, тренировать учащихся в умении анализировать известный и новый материал, составлять обобщающие таблицы, развивать умения устанавливать взаимосвязи строения и функций органоидов клетки, развивать умения работать с микроскопом, описывать микропрепараты
воспитательные: рассказать об использовании приобретенных знаний о митотическом цикле клетки в практической деятельности и повседневной жизни человека
Формируемые и развиваемые понятия: митоз, жизненный цикл клетки, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, редупликация, амитоз.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Используемые технологии: развитие критического мышления, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативные.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, практический, беседа.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, микроскопы, микропрепараты «Митоз в корешках лука», презентация к уроку.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся
Здравствуйте ребята! Наша сегодняшняя тема «Деление клетки»
Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала (этап «вызов»)
-Скажите, какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «деление клетки»? (все учащиеся предлагают версии: размножение, развитие, ядро, хромосомы, рост, митоз, мейоз).
В 9 классе вы уже получили первоначальные представления о способах деления клетки, о митозе, амитозе, мейозе.
Сегодня мы с вами будем дальше развивать и расширять знания по теме «Деление клетки. Митоз».
А сейчас проверим, что мы уже знаем.
Беседа по вопросам, которые необходимо вспомнить для изучения нового материала:
-что такое клетка? (клетка представляет собой структурную и функциональную единицу всех живых организмов)
-что такое деление клетки? (деление – это жизненное свойство клетки, процесс образования из родительской клетки двух и более дочерних клеток);
-что такое ядро и какие функции оно выполняет? (важнейшая составная часть клетки, органоид, выполняющий функции хранения и воспроизведения генетической информации и регуляции процессов обмена веществ)
-что такое хроматин и его функции? (глыбки, гранулы, сетевидные структуры ядра, интенсивно окрашивающиеся некоторыми красителями и отличающимися по форме от ядрышка, содержит ДНК и белки и представляет собой спирализованные и уплотненные участки хромосом. Свою специфическую функцию – передачу генетической информации – могут осуществлять только деспирализованные)
-что такое хромосомы? (носители наследственной информации, становятся легко заметными в определённых фазах клеточного цикла (во время митоза или мейоза))
-что такое ДНК? (хранитель наследственной информации);
-что такое редупликация ДНК? (удвоение молекул ДНК);
-что такое кариотип? (соматический хромосомный набор данной особи или вида)
-что такое диплоидный набор хромосом? (двойной набор, характерный для соматических клеток);
-чему равен диплоидный набор хромосом у человека? (46)
-что такое гаплоидный набор хромосом? (одинарный, характерный для половых клеток)
- чему равен гаплоидный набор хромосом у человека? (23)
В ходе беседы проводится работа по коррекции знаний.
Молодцы, вы успешно справились с вопросами, и мы переходим к изучению нового материала.
Изучение нового материала (этап «осмысление)
Рассказ учителя с использованием слайдовой презентации.
Прочитайте 1, 2 и 3 абзац учебника на стр. 167 и потом я попрошу кого-нибудь из рассказать о том, что прочитали.
Клеточный цикл (жизненный цикл клетки) – это период существования клетки от момента ее возникновения путем деления материнской клетки до собственного деления
или гибели.
Митотический цикл = подготовка клетки к делению (интерфаза) + митоз (тип деления клетки, в результате которого образуются дочерние клетки с таким же набором хромосом, как и у материнской клетки).
- что такое митоз? (способ воспроизведения (репродукции) клеток, обеспечивающий тождественное распределение генетического материала между дочерними клетками)
После завершения митоза клетка может приступить к подготовке к новому делению, вступив в интерфазу.
Интерфаза
Период Процессы
Пресинтетический период (G1) синтез РНК, формирование рибосом, синтез АТФ, белков, формирование одномембранных органоидов
Синтетический период (S) удвоение ДНК (хромосомы состоят из 2-х хроматид), синтез белков
Постсинтетический период (G2) синтез АТФ, удвоение массы цитоплазмы, увеличение объёма ядра
Митоз
Профаза
Рисунок спирализация хромосом (укорачиваются), ядерная оболочка и ядрышко распадаются, центриоли расходятся к полюсам и формируется веретено деления
Метафаза Рисунок расположение хромосом в плоскости экватора, клетки состоят из двух сестринских хроматид, соединённых центромерой (перетяжкой)
Анафаза
Рисунок центромеры делятся, сестринские хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки
Телофаза
Рисунок формируется оболочка новых ядер (завершается кариокинез); деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко; происходит разделение клетки на две дочерние (цитокинез)
Посмотрим с вами под микроскопами микропрепарат «Митоз в корешке лука»
Сообщение учащегося «Биологический смысл митоза» (стр. 173).
Сохранение одинакового набора генетического материала в бесчисленных клеточных поколениях без которого не было бы возможно постоянство строения и правильность функционирования органов и тканей многоклеточного организма
Митоз обеспечивает такие процессы, как эмбриональное развитие, рост, восстановление органов и тканей после повреждения (репаративная регенерация), поддержание структурной целостности тканей при постоянной утрате клеток в процессе их функционирования: замещение погибших эритроцитов, слущивающихся клеток кожи, эпителия кишечника и др. (физиологическая регенерация).
Помимо непрямого деления клетки (митоз), также существует и прямое деление (амитоз). Об этом типе деления клеток нам расскажет … … .
Сообщение учащегося. Амитоз.
Молодец, … , спасибо за доклад.
А сейчас посмотрим видеофрагмент «Митоз» (длительность 1:35).
Сейчас также хочу показать видеофрагмент «Митоз» (длительность 2:06), правда он на английском языке, не смотря на это, думаю, что всё будет понятно.
Перевод видеофрагмента митоз на английском языке
Well if the process of mitosis leaves in a daze
then you need to focus on each separate phase
The letters: «P», «P», «M», «A», «T»
Will help you memorize them individuallу Если процесс фотосинтеза остается непонятным
тогда вам нужно обратить особое внимание на каждый отдельный этап
Буквы: «Р», «Р», «М», «А», «Т»
Поможет вам запомнить по отдельности
Prophase
Chromosomes condense and become visible
Mitotic spindle starts to form
Prometaphase
Nuclear envelope dissolves
Spindle fibers attach to kinetochores
Metaphase
Chromosomes line up at the equator of cell
Anaphase
Chromatides are pulled apart
Telophase
New nuclear envelopes form
Cell begins to pinch in two (citocinesis) Профаза
Хромосомы спирализуются и становятся видимыми
Начинает формироваться митотическое веретено
Прометафаза
Ядерная оболочка растворяется
Нити веретена прикрепляются к кинетохорам (это специальные белковые структуры, большей частью располагающиеся в зонах центромер хромосом)
Метафаза
Хромосомы выстраиваются на экваторе клетки
Анафаза
Хроматиды расходятся к полюсам клетки
Телофаза
Формируются новые ядерные оболочки
Клетка делится на две (происходит цитокинез)
Первичное закрепление универсальных учебных действий, подготовка к ЕГЭ.
Выполнение заданий ЕГЭ, содержащих вопросы по теме «Митоз».
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Д.з.: изучить § 5.3, зарис. рис. фаз митоза стр. 170 (рис. 5.20), подг. к сам раб., доклад по теме «Нарушения в ходе митоза».
Учебник: Общая биология: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.Б. Захаров, С. Г. Мамаонтов, Н.И. Сонин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 352 с.
Адрес видеофрагментов с youtube :
https://www.youtube.com/watch?v=DHuNo7FB6Kg
https://www.youtube.com/watch?v=HYKesI9jL8c