Урок по теме «Эмбриональный период онтогенеза»


Урок по теме «Эмбриональный период онтогенеза»
Учитель: Трясцына Е.М., МР Караидельский район,
МОБУ Артакульская СОШ
Цель - Углубить и расширить знания об основных этапах эмбрионального развития организмов, полученных в 9 классе.
Задачи:
Обучающие – изучение особенностей этапов эмбрионального развития организмов.Воспитательные – воспитание чувства взаимопомощи и ответственности перед своими товарищами в группе.
Урок был призван способствовать развитию у учащихся формирования умений работать с учебником, развитию речи и коммуникативных навыков.
Тип урока: комбинированный, с применением игровых технологий.
Оборудование и материалы: презентация, фишки, рабоче-оценочные листы, карточки с заданиями, бумажные фигуры разного цвета.
Приветствие, актуализация, повторение знаний
Здравствуйте ребята, готовимся к уроку, присаживайтесь.
Слайд. Посмотрим на экран. Как вы думаете, ребята между этими фото есть что-то общее? (Пары живых организмов)
С какой целью живые организмы образуют пары? (Размножение)
Вы напомнили название раздела, который мы сегодня продолжим изучать.
А какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Онтогенез, индивидуальное развитие организмов)
У вас ребята, на столах есть разные бумажные фигурки. Попробуйте создать модель того, с чего начинается онтогенез,…Что у вас получилось? (Зигота)
А чем он заканчивается? (Гибелью, смертью)
Какие периоды выделяют в онтогенезе (Эмбриональный, постэмбриональный)
Как вы считаете, какой период нам надо изучить в первую очередь? (Эмбриональный)
Итак, мы определили тему и цель сегодняшнего урока.
Запишем в тетрадь: «Эмбриональный период онтогенеза»
Какой параграф нужно будет прочитать дома? (§36 и +задание по выбору на оценку «3», «4», «5»)
Постараемся определить задачи урока
Слайд. Как протекает…?, что влияет…?
Чтобы эти задачи решить, необходимо, использовать, какие-то источники знаний, где мы можем во время урока найти информацию? (Учебник, книга-источник знаний)
Слайд. Блез Паскаль «Величие человека – в его способности мыслить». Давайте сегодня мы будем размышлять, находить правильные ответы, делать выводы в ходе игры.
Изучение новой темы (работа в группах)
Правила игры. В ходе игры разыгрываются разные фишки, каждая группа должна постараться заработать как можно больше фишек, каждый участник должен постараться дать больше ответов и заработать хорошую оценку. Соблюдать порядок и очередность. В рабоче-оценочных листах в первой колонке будем делать краткую запись, во вторую колонку приклеивать заработанные фишки, а третья колонка пусть пока будет «темной лошадкой».
С чего начинается? На вопрос ответили. (В рабочих листах приклеить зиготу во 2-ю колонку).
1 конкурс. Разыгрываются дробофишки.
(Дать ответы на вопросы – работа по карточкам)
Какие изменения начинают происходить с зиготой, после того как она образуется?
Что такое морула?
Сравнить зиготу и морулу, что у них общего и в чем различия?
Как вы думаете, каким способом делятся клетки на этой стадии развития?
(в рабочих листах 1 колонка Вывод: дробление, 2 колонка приклеить дробофишки)
2 конкурс. Разыгрываются бластофишки.
Слайд. Какое задание нужно выполнить? (выяснить, что обозначено на рисунке цифрами)
Бластула, 2. Бластомер, 3. Бластоцель, 4. (физминутка) Выявить взаимосвязь физминутки и данной стадии развития зародыша. (Футбольный мяч по строению похож на бластулу)
(в рабочих листах 1 колонка Вывод: бластула, 2 колонка приклеить фишки)
3 конкурс. Разыгрываются гастрофишки.
Слайд. Проблемные вопросы
Что вы видите на экране? (магазин, гастроном), что продают в гастрономах? (продукты)
Как вы думаете, почему продуктовые магазины называют гастрономами? (на стадии гаструлы появляется первичный рот и кишка, а продукты, которые продают в гастрономе, мы кушаем, они попадают в рот)
Как вы считаете что «общего» между данной стадией у зародыша и растениями? (листки и листья) Как называются листки? (эктодерма, энтодерма, мезодерма)
Ребята, когда мы в прошлом году с 10-классниками рассматривали эту стадию, один факт им показался интересным, и они придумали ему название «перевертыш». О каком факте идет речь? (у позвоночных на месте первичного рта образуется анальное отверстие, а настоящий (вторичный) рот возникает на противоположном полюсе зародыша).
(в рабочих листах 1 колонка Вывод: гаструла, 2 колонка приклеить фишки)
4 конкурс. Разыгрываются нейруфишки.
Слайд. Заполнить таблицу
Зародышевый листок Органы, которые образуются Эктодерма Энтодерма Мезодерма Взаимопроверка, взаимооценка(в рабочих листах 1 колонка Вывод: нейрула, 2 колонка приклеить фишки)
конкурс.
Слайд . Стих
О детях, находящихся ещё в утробе матери:
Как следует, о том веду я речь,
Дитя в утробе матери беречь.
Ничто зловредное его пусть не коснётся…
Какие факторы могут влиять на развитие зародыша? (Курение, алкоголь и т.д.)
(в рабочих листах колонка «темная лошадка», написать какой образ должна вести женщина во время беременности? Приклеить любые оставшиеся фишки во 2-ю колонку). А почему, как вы думаете, я предложила вам приклеить любые фишки? (Факторы влияют на все стадии развития).
Слайд. Выявить признаки сходства зародышей позвоночных, о чем говорят эти сходства? (О родстве)
(в рабочих листах приклеить любые оставшиеся фишки)
Закрепление, итоги
Составить в тетрадях логическую цепочку стадий эмбриогенеза, начиная со стадии дробления.
Дробление
↓Бластула
↓ ←Эмбриогенез ← ЗОЖ
Гаструла
↓Нейрула
Считаем фишки, выставляем оценки (в рабоче-оценочных листах) самооценка и взаимооценка.
Рефлексия
Что понравилось, что показалось интересным?
Что не понравилось?
Спасибо за хорошую работу!



Приложение 1
Рабоче-оценочный лист
Эмбриогенез
С чего начинается?
Стадии Фишки
1.

2.
3.
4.
5.
«Тёмная Лошадка» Количество, заработанныхфишек в группе …
Состав группы:
1.
2.
3.
4.
5.
6. Оценка:






Приложение 2

Приложение 3
Вопросы 1 конкурса
Какие изменения начинают происходить с зиготой, после того как она образуется?
Что такое морула?
Сравнить зиготу и морулу, что у них общего и в чем различия?
Как вы думаете, каким способом делятся клетки на этой стадии развития?
Приложение 4
Зародышевый листок Органы, которые образуются
1.Эктодерма 2.Энтодерма 3.Мезодерма Приложение 5