Технологическая карта урока по теме: Эмбриональный период развития (9 класс)


Технологическая карта урока
Тема урока
Эмбриональный период развития (1 час).
Целепологание
Цель и задачи для ученика Цель и задачи для учителя Формируемые на уроке УУД
Познавательные Регулятивные Коммуникативные
Цель:
Выяснить особенности эмбрионального развития Цель:
Раскрыть особенности эмбрионального развития; расширить знания учащихся о разнообразии способов гаструляции; показать усложнение образования комплекса осевых органов у ланцетника + Постановка целей и задач Задачи:
На знание: Давать определение понятиям (онтогенез, бластула, гаструла, бластоцель, эктодерма, энтодерма, мезодерма).
На понимание: характеризовать процесс дробления яйца ланцетника
На применение:
Показывать на схеме расположение в зародыше первых тканей – зародышевых листков
Задачи:
Образовательные:
- Определить уровень знаний по теме
- Продолжить формирование умения применять полученные знания при работе со схемами, терминами.
- Дать определение понятиям (онтогенез, бластула, гаструла, бластоцель, эктодерма, энтодерма, мезодерма).
- Рассказать как происходит процесс дробления яйца ланцетника
- Показать на схеме особенности расположения в зародыше первых тканей – зародышевых листков
Воспитательные:
- продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения;
- воспитание независимости суждений;
- воспитание культуры поведения на уроке. +
+
+
Планирование
Контроль Управление поведением партнера
Умение с достаточной полнотой выразить свои мысли
Тип урока: открытия нового знания
Вид урока: смешанный урок
Компонент содержания обр.:
- Научно-обоснованная система знаний;
- умений и навыков
- эмоционально ценностного отношения к миру
- опыт творческой деятельности
6. План урока
Этап урока Время Методы Средства
Мотивация 1-2 мин. Объяснительно-иллюстративные (рассказ, показ слайда) Компьютер, проектор
Актуализация 8-12 мин. Объяснительно-иллюстративные (рассказ, показ слайда) Компьютер, проектор
Изучение нового(3,4,5,7) 6-7 мин.
2-3 мин.
4-5 мин.
2-3 мин. Объяснительно-иллюстративные (рассказ, показ слайда), частично-поисковый Учебник, компьютер, проектор
Закрепление с проговариванием 2-3 мин. Словесная компьютер, проектор
Включение в систему знаний 4-5 мин. Исследовательская Раздаточный материал, компьютер, проектор
Рефлексия 3-4 мин. Словесная компьютер, проектор

Деятельность
Этап урока Цель этапа урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формирование УУД
Организационный момент. Приветствует учащихся.
Отмечает отсутствующих. Взаимодействие с учителем. Актуализация имеющихся знаний. Выявить уровень усвоения предыдущей темы. Слайд 1:
Проверочная работа по предыдущей теме «Половое размножение. Развитие половых клеток»:
Вопросы:
1)Чем половое размножение отличается от бесполого?
2) Какие главные отличия мейоза от митоза?
3) Чем отличаеться яйцеклетка от сперматозоида?
Слайд 2:
Ответы:
1)В бесполом размножении принимает участие только одна родительская особь, которая делится, почкуется или образует споры. В результате формируются две или больше дочерних особей, сходных по своим наследственным признакам с родительской особью. В половом размножении растений и животных участвуют две особи: мужская и женская, и у каждой из них в половых органах образуются половые клетки — Гаметы.
2)1.После митоза получается две клетки, а после мейоза – четыре.
2. После митоза получаются соматические клетки (клетки тела), а после мейоза – половые клетки.
3. После митоза получаются одинаковые клетки (копии), а после мейоза – разные (происходит рекомбинация наследственной информации).
3) Яйцеклетка – это репродуктивная клетка женской особи, которая в большинстве случаев имеет гаплоидный, то есть одинарный набор хромосом. Сперматозоид – это клетка, произведенная мужской особью. Иначе ее можно именовать гаметой. В большинстве случаев она содержит гаплоидный, то есть одинарный набор хромосом. Умение охарактеризовать, объяснять.
Мотивация Цель: объяснить учащимся для чего необходимо знать про эмбриональный период развития. Слайд 2:
Рассказывает, объявляет тему урока, ставит цель урока или формулирует ее вместе с учащимися
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим тему эмбриональный период развития.
Слайд 3:
Целью нашего урока будет выяснить особенности эмбрионального развития
Задачи стоящие перед нами это научится давать
определения понятиям (онтогенез, бластула, гаструла, бластоцель, эктодерма, энтодерма, мезодерма);
-характеризовать процесс дробления яйца ланцетника;
-показывать на схеме расположение в зародыше первых тканей – зародышевых листков .Слушают, обсуждают вместе с учителем цель урока и записывают тему урока Целеполагание
Изучение нового материала:
1. Изучение индивидуального развития. Эмбрионального периода развития. Цель: Выяснить на какие периоды делиться онтогенез Слайд 4:
Рассказывает что такое онтогенез.
Онтогенез -это  индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до конца жизни.
Слайд 5:
Онтогенез делится на два периода:
Эмбриональный- от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек
Постэмбриональный- от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.
Сегодня на уроке мы изучим эмбриональный период развития.
Слайд 6:
В эмбриональном периоде выделяют несколько этапов развития.
Слайд 7:
Но перед тем как мы будем говорить про этапы развития нам необходимо зарисовать в тетрадях таблицу (Приложение 1)что бы по ходу нашего урока мы могли её заполнить.
Слайд 8:
Итак, первый этап эмбрионального развития- это образование зиготы. В этом этапе происходит образование зиготы при слиянии сперматозоида и яйцеклетки.
Слайд 9:
Второй период: Образование бластулы.
Бла́стула (зародышевый пузырь, бластосфера) — это многоклеточный зародыш, имеющий однослойное строение (один слой клеток), стадия в развитии зародыша, которую проходят яйца большинства животных — окончательный результат процесса дробления яйца.
Дробление зиготы. Деление клеток, которые не сопровождается ростом. Образуется многоклеточный шар, состоящий из 32 клеток. Внутри шара находится полость – бластоцель.
Бластоцель — полость бластулы, образующаяся между бластомерами у зародышей животных
Слайд 10:
Третий период:
Образование гаструлы.
Га́струла — стадия зародышевого развития многоклеточных животных, следующая за бластулой.
Деление клеток на одном из полюсов бластулы и впячивание их внутрь бластоцели-гаструляция. Образование двух зародышевых листов – эктодермы и энтодермы, а затем развитие мезодермы.
Эктодерма — наружный зародышевый листок эмбриона на ранних стадиях развития.
Энтодерма — внутренний зародышевый листок многоклеточных животных.
Мезодерма— средний зародышевый листок у многоклеточных животных .
Слайд 11:
Четвертый период:
Стадия нейрулы.
Формирование важных частей зародыша – нервной трубки и хорды. Нервная трубка развивается из эктодермы, а хорда из мезодермы.
Пятый период:
Закладка и формирование органов – гистогенез.
Процесс дифференцировки клеток и формирование органов. Внимательно слушают учителя. Записываю определения онтогенез, эмбриональный и постэмбриональный периоды.
Зарисовывают таблицу в тетрадях.
Заполняют таблицу «Основные этапы эмбрионального периода развития». Умение выделять главное, поиск и выделение информации
2. Проверка результатов самостоятельной работы Цель: проверить правильность заполнения таблицы Опрос учащихся по результатам заполнения таблицы
Слайд 12:
Проверяем правильность заполнения таблицы (Приложение 2). Отвечают.
Проверяют правильность заполнения таблицы.
Умение с достаточной полнотой формулировать свои мысли
3. Изучение общей схемы дробления яйца ланцетника и образования комплекса осевых органов у ланцетника Цель: выяснить общую схему дробления яйца ланцетника и образования комплекса осевых органов у ланцетника. Итак ребята сейчас откройте учебники на стр. 157 и стр.161 и прочитайте о схемах дробления яйца и образовании комплекса осевых органов у ланцетника.
Слайд 13:
Задание:
1)Прочитать стр. 156 - 157 в учебнике и зарисовать дробление яйца ланцетника и подписать все стадии.
2)Работа в паре:
Внимательно рассмотрите рис. 90 на стр. 161 и расскажите соседу как происходит образование комплекса осевых органов у ланцетника.
Открывают учебник прочитывают и зарисовывают в тетради как происходит дробление яйца ланцетника и подписывают все стадии.
Рассказывают друг другу о процессе пищеварения. Построение логической цепи рассуждений
Управление поведение партнера (контроль, коррекция, оценка).
Умение выражать свои мысли.
Умение выделять главное из текста
Включение в систему знаний (закрепление)
Цель: закрепить изученный материал
Слайд 14:
Задание 1. Выдаёт детям листочки.
Проводит инструкцию:
1)Подпишите свою фамилию на листке со схемой;
2)Вариант 1:
Зарисовать схему расположения в зародыше первых тканей – зародышевых листков. И дать определение зародышевым листкам.
Вариант 2:
Зарисовать схему дробления яйца ланцетника и подписать все стадии.
Слайд 15:
Изображение правильных схем.
Просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся (На доске записана система оценивания).
«5»- правильно подписаны и зарисованы все части
«4»- неправильно записаны одна часть или одна часть неправильно зарисована
«3»- неправильно подписано и не зарисована что-то из частей.
Задание2. Несколько человек овечают на вопросы
Дайте определения следующим понятиям бластула, гаструла, онтогенез. Подписывают свою фамилию внизу на листке со схемой. Выполняют задание для первого или второго варианта.
Обмениваются схемами
и проверяют правильность заполнения и оформления, сверяя со схемой на слайде, оценивают работу.
Дают определения
Само- и взаимоценкаРефлексия.
Цель: выяснить, на сколько достигнута цель урока. Организует беседу с классом по вопросам:
1)Достигли ли вы цели урока?
2)Что было главным на уроке?
3)Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
4)Что нового вы узнали?
5)Что было интересным?
6)Чему научились?
7) Оцените свою работу на уроке
Комментирует оценки.
. Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу на уроке с помощью разноцветных карточек.
Выставляют оценки в дневник.
Самооценка
Д/ЗСлайд 16:
Демонстрирует слайд с домашним заданием.
(Изучить §32 ответить на вопросы 1-6 на с.161, написать эссе «Факторы влияющие на эмбриональный и постэмбриональный период развития человека».) Записывают домашнее задание в тетрадь. Вывод:
На этом уроке мы изучили, что такое онтогенез, узнали, что он делиться на два периода эмбриональный и постэмбриональный. Так же мы выяснили, что в эмбриональном периоде выделяют пять основных этапов и смогли их описать. Разобрали схемы дробления яйца ланцетника и образование его осевых органов. Научились давать определение понятиям (онтогенез, бластула, гаструла, бластоцель, эктодерма, энтодерма, мезодерма).
Приложение .Приложение 1
Основные этапы Особенности этапа Схематичный рисунок    
  
  Приложение 2
Основные этапы Особенности каждого этапа Схематичный рисунок
1. Образование зиготы Образуется при слиянии сперматозоида и яйцеклетки.
2. Образование бластулы Дробление зиготы. Деление клеток, которые не сопровождается ростом. Образуется многоклеточный шар, состоящий из 32 клеток. Внутри шара находится полость – бластоцель.
3. Образование гаструлы Деление клеток на одном из полюсов бластулы и впячивание их внутрь бластоцели-гаструляция. Образование двух зародышевых листов – эктодермы и энтодермы, а затем развитие мезодермы.
4. Стадия нейрулы Формирование важных частей зародыша – нервной трубки и хорды. Нервная трубка развивается из эктодермы, а хорда из мезодермы.
5. Закладка и формирование органов – гистогенез Процесс дифференцировки клеток и формирование органов.