Урок по теме : Онтогенез. Эмбриональный период. для 9 класса

Тема урока: Онтогенез. Эмбриональный период. 9 класс

Цель урока: Формирование знаний обучающихся об онтогенезе и изучение биологических понятий темы.
Учебно-воспитательные задачи урока:
Образовательные:
изучить стадии онтогенеза и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов;
сформировать знания о этапах эмбрионального (зародышевого) развития организмов;
в рамках подготовки к ГИА- отработать вопросы темы.
2. Развивающие:
продолжить формировать умения работать с тренажерами, интернет- ресурсами;
развивать логическое мышление учащихся, речь, владение языком предмета.
3. Воспитательные:
формировать мировоззренческие представления о возникновении жизни и развитии организмов.
продолжить формировать знания о вредном воздействии наркотиков, алкоголя и никотина на развитие зародыша человека.
4. Здоровьесберегающие
смена видов деятельности во время урока;
соблюдение правильности осанки во время урока;
физ. минутка.
Тип урока: изучение нового материала.
Педагогические технологии: информационно- коммуникативные, метод проектов.
Структура урока: организационный этап, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, подведение итогов, рефлексия, домашнее задание.
Формы урока: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Методические приемы обучения: демонстрация слайдов, организация самостоятельной работы, взаимоконтроль; логические: интеллект- карта, «мозговой штурм»; графические- презентация слайдов.
Дидактические задачи: учебные (работа с учебником, тетрадью);
УМК:
1. Таблица: “Индивидуальное развитие организмов”
2. Мультимедийная презентация
3. Комплект видеоматериалов и интерактивных таблиц
4.Компьютер.
5.Проектор.
6.Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» (А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник).
7.Рабочая тетрадь на печатной основе «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»(В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов).
ХОД УРОКА
1.Организационный этап. Приветствие. Сверка учащихся по журналу.
2. Актуализация знаний
Подведение учащихся к самостоятельной формулировки цели урока.
Мы с вами приступили к изучению 3 главы «Организменный уровень», где уже познакомились с бесполым и половым размножением. А что мы вообще знаем по теме размножение? (использование методического приема обучения «мозговой штурм»).
После высказывания учащихся по данной теме, останавливаемся на понятии- «зигота».
-А что происходит после образования зиготы?
Да, сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать развитие зародыша после оплодотворения яйцеклетки.

3.Изучение нового материала:
На основании обобщения высказываний учащихся - озвучивание цели урока: изучить эмбриональный период онтогенеза, его этапы, влияние на него условий окружающей среды;
Создание мотивации учения.
В жизни каждого человека наступает момент, когда его начинает интересовать вопрос – откуда я взялся? И чтобы решить эту проблему, он идет к самым родным на свете людям – своим родителям. Но тогда проблема появляется у мам и пап – как понятно и доступно объяснить ребенку процесс его зарождения и формирования. И сегодня мы попытаемся разобраться в процессе формирования из одной только клеточки- плода.
Демонстрация схемы: (Слайд 1)
Онтогенез
(индивидуальное развитие особи от ее образования до смерти)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Эмбриональный период Постэмбриональный период
(от образования зиготы до рождения) (от рождения до смерти)
4. Работа над терминами: эмбриология, онтогенез.
Что изучает эмбриология?
Работа с книгой. Найти определение терминам: эмбриология, онтогенез (стр. 94, р.т.№107,109 с.52)
Запись в тетрадь:
Эмбриология - наука об индивидуальном зародышевом развитии организмов.
5. Объяснение преподавателя: Название эмбриология происходит от латинских слов em brio – “из оболочек”. К предмету эмбриологии относится развитие гамет, механизмы оплодотворения, развитие многоклеточного организма от образования зиготы до смерти.
Онтогенез – процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы до конца жизни организма.
Объяснение преподавателя: термин онтогенез впервые был введен в 1866 г. немецким ученым Э.Геккелем.
Образование зиготы, ее первые деления начало индивидуального развития организма при половом размножении.
Эмбриональное развитие период жизни организма, который начинается с образования зиготы и заканчивается рождением или выходом зародыша из яйца.
6. Стадии эмбрионального развития Рассказ учителя об этапах эмбрионального развития позвоночных животных на примере ланцетника, образовании зародышевых листков и их производных.: (Слайд 2,3)
1) дробление многократное деление зиготы путем митоза. Образование множества мелких клеток (при этом они не растут), образование бластула – однослойного зародыша с полостью внутри; Понятие «бластомеры», полость «бластоцель».
2) гаструляция. В результате деления клеток образуется гаструла двухслойный зародыш с наружным слоем клеток (эктодермой) и внутренним, выстилающим полость (энтодермой). Понятие «зародышевые листки».
3) нейрула. Происходит образование трехслойного зародыша - появление третьего, среднего слоя клеток мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков; Понятие «хорда», «нервная трубка»
4) органогенез – закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток.
Физминутка (1,5-2 мин)

7. (Слайды 1,2,3-Онтогенез человека) Сообщение обучающихся (проектная технология) о вредном влиянии наркотиков, алкоголя и никотина на развитие зародыша человека с демонстрацией презентации:
Закрепление. Групповая работа:
1 группа: используя логический методический прием обучения, выполняет «Интеллект- карту» по теме «Эмбриогенез».
2 группа: (сдающие ГИА по биологии) отработка Части С- С2-умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать)- работа с текстом «Эмбриональный период» п. 3.4 стр. 94-96.
Ответить на вопросы:
Какой этап предшествует эмбриональному развитию?
(оплодотворение)
Какой вид деления клеток характерен для эмбрионального периода?
(митоз)
В чем заключается биологическое значение эмбрионального периода?
(Весь организм развивается из одной клетки- зиготы, а клетки всех органов и тканей, несмотря на разнообразие строения, содержат одинаковый набор генов)
Хромосомный набор гамет человека равен 23. Определите хромосомный набор клеток на стадии гаструлы. Ответ обоснуйте.
(хромосомный набор клеток на стадии гаструлы равен 46, так как это соматические клетки, которые имеют диплоидный (двойной) набор хромосом, а гаметы всегда имеют гаплоидный (одинарный) набор хромосом)
3 группа интерактивные задания (с программной проверкой (Слайд 7,8,9).):
-этапы эмбриогенеза
-зародышевые листки
-развитие зародыша
(вопросы ГИА, часть В). Работают группой на компьютере.

5. Подведение итогов. (Тест «Индивидуальное развитие организмов» с взаимопроверкой (вопросы ГИА, Часть А. А9- Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Размножение и развитие ). (Приложение 1)
Оценивание учащихся)
6. Рефлексия..Беседа по вопросам:
-Что запомнили на уцроке?
Домашнее задание: параграф 3.4, до с. 96 (постэмбриональный период), р.т.№ 108. Подготовиться к биологическому диктанту по основным понятиям и терминам параграфа. Используя текст учебника с.52 заполнить таблицу: Зародышевые листки и их производные.
Зародышевые
листки
производные

эктодерма


Мезодерма


энтодерма





Приложение 1.

Тест «Индивидуальное развитие организма»

Вариант 1

Индивидуальное развитие организма называется:
А) овогенез
Б) эмбриогенез
В) онтогенез

Эмбриогенез включает в себя следующие этапы:
А) гаструляция, дробление, органогенез
Б) дробление, органогенез, гаструляция
В) дробление, гаструляция, органогенез

В результате гаструляции образуется:
А) нейрула
Б) бластула
В) гаструла

Однослойный шарообразный зародыш – это:
А) гаструла
Б) бластула
В) нейрула

Начало образования зародышевых листков происходит на стадии:
А) органогенеза
Б) гаструляции
В) дробления

Внутренний зародышевый листок называется:
А) мезодермой
Б) энтодермой
В) эктодермой















Тест «Индивидуальное развитие организма»

Вариант 2

Развитие организма от зиготы до рождения – это:
А) овогенез
Б) онтогенез
В) эмбриогенез

В результате дробления образуется:
А) нейрула
Б) гаструла
В) бластула

Органогенез начинается с образования:
А) бластулы
Б) гаструлы
В) нейрулы

Двуслойный зародыш-это:
А) бластула
Б) нейрула
В) гаструла

Внешний зародышевый листок называется:
А) энтодермой
Б) мезодермой
В) эктодермой

Средний зародышевый листок называется:
А) мезодермой
Б) энтодермой
В) эктодермой