Образовательный материал


Круглый стол
«Маленькие герои
большой войны»
Провела: Тараненко И.А. воспитатель высшей квалификационной категории
г.Энгельс -2015 год
Цели:
1. Познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
2. Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.
Задачи:
1. Обогащать словарный запас учащихся.
2. Контролировать и корректировать произносительные навыки учащихся.
3. Воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.
Оборудование:
 мультимедийный проектор, презентация, детские рисунки о героях ВОВ, фонограммы военных песен.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
-Приготовьтесь к занятию, слушайте внимательно, правильно произносите все звуки, следите за ударениями, думайте, отвечайте на вопросы.
2. ПРОВЕРКА СЛУХОВОГО РЕЖИМА.
3. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА.
-Ребята, послушайте стихотворение. Подумайте, о ком оно и какие чувства оно вызывает?
Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут.
- Какие эмоции у вас возникли при прослушивании стихотворения?
-Прочитайте самостоятельно его.
- Ребята, каждый год перед 9 мая мы с вами говорим о Великой Отечественной войне. Давайте вспомним, что мы знаем об этом событии?
4. РАБОТА ПО ТЕМЕ.
- Семь десятилетий минуло с тех пор. Наша страна изменилась. Она стала богаче, краше, величественнее. Многие ветераны уже ушли из жизни, но память о их подвигах до сих пор жива. Сегодня наша встреча будет посвящена детям-героям войны и будет называться «Маленькие герои большой войны» (СЛАЙД №1)
РАБОТА НАД СЛОВАРЁМ
Катакомбы – подземные коридоры.
Подполье - организация, действующая втайне от властей.
Партизан –партизаны – член(ы) народного вооружённого отряда, самостоятельно действующего в тылу врага (народные мстители).
Пионер – пионеры – член(ы) детской организации.
Патриот(-ы) – человек, любящий свою Родину, народ.
Засада – скрытое расположение кого-нибудь с целью неожиданного нападения.
Эшелон – поезд. Дислокация – размещение военных объектов.
Листовка(-и) – печатный или рукописный листок агитационного содержания.
-Ребятам того времени пришлось многое испытать. (СЛАЙД №2) До войны у них было такое же счастливое детство, как и у вас. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки: они учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. -Но 22 мая 1941 года перечеркнуло всю их жизнь. (СЛАЙД №3) Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
1 ученик: В тот день июньский, на рассвете, (СЛАЙД №4)
Вступая в бой святой и правый,
С отцами поравнялись дети
Геройством, доблестью и славой!
-Война – не детское дело. (СЛАЙД №5) Так было всегда. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Почему? (ОТВЕТЫ) Поэтому она и называлась Великой Отечественной, что вся страна – от мала до велика – поднялась на защиту любимой Родины. (СЛАЙД №6)Война перечеркнула всё. Привычная жизнь превратилась в ад: деды, отцы, старшие братья уходили на фронт и не возвращались, бомбы сыпались на наши головы, начался голод, школы стали закрываться, женщины и дети пошли работать на заводы, где выпускали снаряды. Гибли целыми семьями, появилось много сирот. Но всё это нас не сломило. Мы боролись. Даже дети работали, помогали взрослым: воевали в действующей армии, в партизанских отрядах. В те горестные годы войны дети быстро взрослели и уже в свои 10–14 лет старались ни в чем не уступать взрослым: тысячи ребят сражались на фронте.
2 ученик: (СЛАЙД №7)
Жил мальчик на хуторе Мшинском, За дальним кордоном лесным,Когда появились фашисты, Он стал партизанским связным. Ходил он, как нищий, по селамС холщовой сумой на плече,В отцовских ботинках тяжелыхИ мамином рваном плаще.То в окна стучался немые,То брел к старикам на покос.И танк подрывался на мине,И поезд летел под откос...Забылось негромкое имя,Осталась лишь кличка – Связной.Он пережил осень и зиму.Его расстреляли весной…
- Маленькие герои большой войны. (СЛАЙД №8) Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.И ни на миг не дрогнули юные сердца!
-(СЛАЙД №9) Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах. Слушая рассказы, которые подготовили одноклассники, подумайте, какими качествами обладали эти дети?
ВАЛЯ КОТИК (СЛАЙД №10)
3 ученик: (СЛАЙД №11) Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района Хмельницкой области. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя вместе со своими друзьями решил бороться с врагом.
4 ученик: В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад.
5 ученик: (СЛАЙД №12) Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
- (СЛАЙД №13) Перед школой, в которой учился этот отважный мальчик, установлен памятник.
-(СЛАЙД №14) Рассказ о книге и Х/Ф.
САША ЧЕКАЛИН (СЛАЙД №15)
6 ученик: (СЛАЙД №16) Он родился 24 марта 1925 года в селе Песковатское, ныне Суворовского района Тульской области. Сын охотника, с малых лет научился метко стрелять, хорошо знал окрестные леса. В начале войны Саша вместе с жителями села был захвачен в плен и по дороге в город Лихвин, подговорил всех бежать в лес.
7 ученик: (СЛАЙД №17) В июле 1941 Александр Чекалин вступил добровольцем в истребительный отряд, затем в партизанский отряд «Передовой», где стал разведчиком. Он занимался сбором сведений о расположении и численности немецких частей, их вооружении, маршрутам передвижения. На равных участвовал в засадах, минировал дороги, подрывал связь и пускал под откос эшелоны.
8 ученик: (СЛАЙД №18) В начале ноября Саша простудился и пришёл в родной дом отлежаться. Заметив дым из трубы, староста сообщил об этом в немецкую военную комендатуру. Прибывшие немецкие части окружили дом и предложили ему сдаться. В ответ Саша открыл огонь, а когда закончились патроны, бросил гранату, но она не взорвалась.
9 ученик: (СЛАЙД №19) Он был захвачен и доставлен в военную комендатуру. Несколько дней его пытали, пытаясь получить от него нужные сведения. Но ничего не добившись, устроили показательную казнь на городской площади. Он был повешен 6 ноября 1941 года.
10 ученик: (СЛАЙД №20)Посмертно Александр Чекалин был награждён Звездой Героя Советского Союза и Орденом Ленина 4 февраля 1942 года.
11 ученик: (СЛАЙД №21) В 1944 году город Лихвин, где был казнён Александр Чекалин был переименован в город Чекалин. (СЛАЙД №22) В 1955году писатель Васи- лий Смирнов написал повесть «Саша Чекалин», посвящённую Герою Совет ского Союза шестнадцати- летнему школьнику Саше Чекалину. В 1972 году известный режиссёр Инна Туманян сняла искренний и пронзительный фильм «Пятнадцатая весна» про подвиг этого мальчика — обычного советского мальчика.
- (СЛАЙД №23) В 1962 году в селе Песковатском Суворовского рай- она открылся дом-музей Александра Чекалина. Его именем названы улицы в г.Туле, г.Волгограде, г.Уфе. (СЛАЙД №24) На Аллее Пионеров-Героев в Челябинске ему посвящен один из барельефов, установлен памятник в городе Чекалин.
ЗИНА ПОРТНОВА (СЛАЙД №25)
12 ученик: Зина Портнова роди- лась 20 февраля 1926 года в г.Ленинграде (Санкт - Петербург). В 1941 году приехала с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи в Белоруссии. Там её застала война. Ей было 15 лет.
13 ученик: (СЛАЙД №26) Когда в городе была организована подпольная организация «Юные мстители», Зина стала её членом. Она расклеивала листовки, добывала сведения для партизан о передвижении немцев.
14 ученик: (СЛАЙД №27) С помощью сведений, добытых Зиной, устраивали подрывы поездов с солдатами и техникой врага, взорвали водокачку и задержали отправку на фронт десятки эшелонов, сожгли завод, электро - станцию, вывели из строя несколько грузовиков.
15 ученик: (СЛАЙД №28) Зинаида Портнова участвовала в распространении листовок среди населения, призывая к борьбе против фашизма.
16 ученик: (СЛАЙД №29) Она работала в столовой для фашистских офицеров и отравила пищу. Погибли более 100 фашистов. Во время разборов о причине гибели, чтобы доказать свою непричастность, попробовала сама суп. Чудом осталась жива.
17 ученик: (СЛАЙД №30) В декабре 1943г, когда Зина возвращалась с задания, её схватили фашисты и долго пытали, но ответом им было только молчание. На одном из допросов Зина схватила пистолет и застрелила следователя и двух гитлеровцев, бежала, но была схвачена и зверски замучена.Но до последней минуты юная пионерка оставалась мужественной, стойкой, несгибаемой.
18 ученик: (СЛАЙД №31) Зина была расстреляна 10 января 1944года в г.Полоцк (Белоруссия). Родина посмертно отметила её подвиг высшим званием - званием Героя Советского Союза.
МАРАТ КАЗЕЙ (СЛАЙД №32)
19 ученик: Марат Казей родился 29 октября 1929 года в деревне Станьково Дзержинского района Белоруссии. (СЛАЙД №33) В деревню, где жил Марат с мамой и сестрой Ариадной, ворвались фашисты. Но вскоре мама была казнена фашистами за помощь раненым партизанам. Так в самом начале самой страшной войны Марат и Ариадна останутся одни. Ему двенадцать лет, ей – шестнадцать.
20 ученик: (СЛАЙД №34) После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады. (СЛАЙД №35) Марат проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Он участвовал в боях, где проявлял отвагу и бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Он сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и …себя.. 
-(СЛАЙД №36) Первый памятник Марату был установлен на месте его гибели, на опушке леса. Но в 1946 году тело Марата решили перевезти в деревню Станьково.
-(СЛАЙД №37) Марат Казей был награжден Орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». В 1965 году посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. 
ЛЁНЯ ГОЛИКОВ(СЛАЙД №38)
21 ученик: 17 июня 1926 го́да, в дере́вне Лукино́ Новгоро́дской о́бласти, в рабочей семье.
22 ученик: (СЛАЙД №39) Когда́ начала́сь война́, и фашисты за́няли Лёнино село́, он не захотел работать на фаши́стов и бро́сил работу на фанерном заво́де. Лёня решил уйти́ в партиза́нский отря́д. Но ему было всего 15 лет, поэ́тому ему отказа́ли. Лишь с помощью шко́льного учителя, кото́рый попросил за него, его при́няли в партизанский отряд.
23 ученик: (СЛАЙД №40) В марте 1942 года Лёня Го́ликов стал разве́дчиком 67-го отря́да Ленингра́дской партиза́нской брига́ды.
24 ученик: (СЛАЙД №41) Са́мый зна́чимый подвиг Лёня совершил в а́вгусте 1942 года. Находя́сь в разве́дке Голиков подорва́л машину, в кото́рой был генерал-майо́р инженерных войск Ри́чард Виртц. Он вёз ва́жные докуме́нты. Это бы́ли схе́мы ми́нных поле́й, рисунки с образца́ми неме́цких мин и другие очень ну́жные докуме́нты для партиза́н.
- (СЛАЙД №42) За этот бой Лёня был награждён МЕДАЛЬЮ ЗА ОТВАГУ.
25 ученик: (СЛАЙД №43) Весной 1943 года, Лёня Голиков указа́л боеву́ю пози́цию на чердаке́ школы. В тече́нии 10 дней партиза́нский отряд вёл ожесточённые бои́, уничто́жив 100 ги́тлеровцев и освободи́в не́сколько дереве́нь. Нема́лая заслуга в успехе принадлежа́ла Лёне.
26 ученик: (СЛАЙД №44) В январе1943 года не́мцы на́чали большо́е наступле́ние, и партиза́нский отряд, в котором воева́л Лёня Го́ликов, попа́л в окруже́ние.24 января 1943 года он и еще 20 партизан, изму́ченные пого́ней, вышли к деревне О́страя Лука́.Они остановились на ночле́г, но среди жи́телей дере́вни был преда́тель, который донёс немцам, где пря́чутся партизаны.
27 ученик: (СЛАЙД №45) Партиза́нский отряд герои́чески вступи́л в бой. Вы́йти живыми из окружения удало́сь лишь шести́ из них. Только 31 января, истощённые и обморо́женные они смогли добраться до сове́тских войск. Они и сообщили о поги́бшем ю́ном партизане Лёне Голикове.
-(СЛАЙД №46) За проя́вленное му́жество и совершё́нные по́двиги 2 апреля 1944 года был и́здан указ Прези́диума Верхо́вного Сове́та СССР о присвое́нии пионеру-партиза́ну Лёне Голикову зва́ния Героя Сове́тского Сою́за. Получи́ть при жи́зни его он уже́ не успе́л.
-(СЛАЙД №47) Голиков уча́ствовал в 27 боевы́х опера́циях... Истреби́л 78 неме́цких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодоро́жных и 12 шоссе́йных мосто́в, подорва́л 9 автомаши́н с боеприпа́сами проти́вника.
-(СЛАЙД №48) Памятники Голикову.(Установлен памятник в Великом Новгороде, на территории пионерского лагеря «Алые паруса» близ Тольятти; мемориальный знак на месте подвига; в честь Лёни Голикова назван переулок в г. Йошкар-Ола, улицы в Великом Новгороде, Пскове, Старой Руссе, Окуловке,  Донецке, Калининграде,  Санкт-Петербурге  и др.
-(СЛАЙД №49) Награды Голикова: Герой Советского Союза. Звание присвоено посмертно. Орден Ленина. Орден Отечественной войны I степени. Медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Медаль «За отвагу».
- (СЛАЙД №50) В годы Великой Отечественной войны более 35 тысяч пионеров–юных защитников Родины были награждены орденами и медалями. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а пятеро из них – Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков, Саша Чекалин и Зина Портнова–были удостоены звания Героя Советского Союза. 
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- (СЛАЙД №51) Давайте ещё раз назовём пионеров – героев, удостоенных звания Героя Советского Союза (Валя Котик, Саша Чекалин, Зина Портнова, Марат Казей, Лёня Голиков
- (СЛАЙД №52) Список пионеров – героев. Вы рассказали только о нескольких героях, а ведь их тысячи. Они работали на заводах, помогали раненым в госпиталях, воевали на фронтах, в партизанских отрядах. И всё же они оставались детьми. О них сложены песни, стихи, написаны книги, их именами названы городские улицы. По-особому дороги нам подвиги юных участников войны. Ведь их совершили дети, подростки! Сколько им было от роду? Двенадцать, четырнадцать лет. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась. Мы не знаем, кем бы они выросли - поэтами, учеными, космонавтами, строителями? Но знаем, что потеряли очень хороших людей, которые совершили бы ещё немало доброго.
- (СЛАЙД №53) 8 февраля – День юного героя-антифашиста, который был утверждён в 1964 году в память о двух погибших подростках из Франции и Ирана. Это день памяти героям-антифашистам всего мира.
- (СЛАЙД №54) Во время Второй мировой войны на земле погибло около 15 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских, сколько польских, а сколько белорусских или французских. Погибали дети ! Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых солдат, и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.
Вечная память всем погибшим.
- (СЛАЙД №55) Неугасима память поколенийИ память тех, кого так свято чтим,Давайте, люди, встанем на мгновеньеИ в скорби постоим и помолчим.
(Минута молчания)
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА.
-Вам понравилось занятие? Что вам запомнилось больше всего? Я думаю, что это занятие запомнится вам надолго и вы расскажете дома о пионерах-героях.