Образовательный материал

Формирование ИКТ компетентности студентов медицинского колледжа.
Лидуева Т.С.
преподаватель информатики
ГБОУ СПО «Саянский медицинский колледж»
Компетентностный подход, который принят в образовании с введением стандартов третьего поколения, предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса. Основной ценностью при таком подходе становится не столько усвоение знаний обучающимися, сколько овладение умениями, которые позволили бы им действовать в любых ситуациях. В этой связи, основным результатом деятельности преподавателя должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.
Компетентность - это новая единица измерения образованности человека. Компетентность - это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека. Информационно-коммуникационно-технологическая (ИКТ) компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др. В настоящее время Интернет становится важным фактором информационного взаимодействия, той реальностью, игнорировать которую уже не представляется возможным, а также быстрое совершенствование информационных технологий, доказывает возрастающую роль информационных компетенций человека в современном обществе. В силу этого возникает объективная необходимость внести существенные изменения и в образовательный процесс с целью интенсификации развития информационных компетенций обучающихся.
ИКТ-компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ.
Детализация понятия ИКТ-компетентность дана в статье В.Ф. Бурмакиной, И.Н.Фалиной [1], познавательные деятельности (когнитивные действия), описывающие структуру ИКТ-компетентности в статье Бурмакина В.Ф., Зелман М.А., Фалина И.Н. [2].
Преподаватели информатики в системе СПО постоянно сталкиваемся с тем, что студенты, приступая к изучению курса информатики и информационных технологий, обладают различным уровнем стартовой подготовки в области информационных технологий. Зачастую деятельность преподавателя сводится к организации занятий по «компьютерной грамотности». При массовой компьютеризации и информатизации учреждений здравоохранения весьма актуальна задача подготовки средних медработников, владеющих новейшими информационными технологиями сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности. Современного выпускника, востребованного обществом, сегодня немыслимо представить без хорошей подготовки в области информационных технологий, без знания специализированных программ. Своеобразную педагогическую сверхзадачу преподавателей информатики можно сформулировать так: сделать используемые в медицине информационные технологии понятными, а реализующие их аппаратно-программные комплексы «полупрозрачными».
Изучение информационных технологий не должно быть сведено к освоению конкретных средств информационных и коммуникационных технологий и простое повторение школьного курса информатики, лишь дополненное  медицинскими примерами, необходимо, прежде всего, формировать научные основы, базу для освоения новых технологий. Практическая направленность курса предполагает обучение стандартным процедурам обработки профессиональной информации. Задача преподавания дисциплины информатики заключается в том, чтобы упростить и донести до студента как можно больше сведений, позволяющих сформировать представление о том, какие действия позволят оптимально, быстро и эффективно получить результат, приемлемый в профессиональной деятельности.
Но при обособленном преподавании предмета информатики достижение желаемых целей в развитии ИКТ-компетентности студентов невозможно, даже при достижении высокого уровня ИКТ-грамотности преподавателя информатики. Преподаватель информатики, так или иначе, также должен стать консультантом, помощником в вопросе информатизации образования для других преподавателей, в частности преподавателей специальных дисциплин.
Сегодня, к сожалению, многие преподаватели рассматривают информатизацию обучения только как процесс внедрения ПК в систему образования. Компьютер чаще всего используется как информационно-предъявляющее или контролирующее средство. Новизна явления, к которому относится информатизация учебного процесса, дополнительные нагрузки на преподавателя, связанные с приобретением новых, необычных знаний, умений и методических навыков, отсутствие должного количества современной компьютерной техники, возрастание временных затрат на подготовку к занятиям невольно формируют у отдельных преподавателей определенные предубеждения, своеобразный психологический барьер в сознании, сдерживающий положительную мотивацию к активному внедрению ИКТ в образовательный процесс. Все эти проблемы связаны с недостаточным уровнем информационной компетентности преподавателей специальных дисциплин. Компьютерная подготовленность преподавательского состава на сегодняшний день значительно отстает от требований времени. Конечно же, для того, чтобы преодолеть эти проблемы, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки преподавателей. Значимую помощь в этом может оказать преподаватель информатики. Сотрудничество преподавателей информатики и других дисциплин способствует развитию информационной культуры педагогов, повышению их квалификации в области ИКТ и, как следствие, влияет на уровень ИКТ-компетентности студентов.
Актуальными и очень интересными моделями формирования ИКТ – компетентностности студентов, на мой взгляд, являются:
1. Метод проектов как технология компетентностно-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность студентов, способствует формированию ИКТ-компетентности. Проектная деятельность в различных программно-информационных средах способствуют формированию навыков самостоятельной деятельности, повышению компетентности.
2. Эффективная модель формирования ИКТ – компетентностности, когда студенты учат других – и в режиме лекции и в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются межпредметные и личностные результаты для всех участников. Обучающиеся могут строить вместе с преподавателями различных дисциплин отдельные элементы их курсов с ИКТ-поддержкой.
3. Интеграция учебных дисциплин как способ формирования компетенций студентов на уроках специальных дисциплин и информатики. Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования. Интеграция информатики с другими учебными дисциплинами видится в постепенном сближении информатики, как науки о рациональных способах работы с информацией, и специальных дисциплин. Причем это сближение заключается как в придании информатике большей практической направленности и поддержке других учебных дисциплин, так и в стремлении максимально использовать достижения информатики в учебных дисциплинах.
4. Междисциплинарные связи как средство формирования навыка использования ИКТ при подготовке специалиста.
Преподаватели общеобразовательных и специальных дисциплин играют роль постановщиков задач, решение которых имеет большое значение при изучении данной учебной дисциплины. Одновременно решается задача преподавателя информационных технологий – формирование у будущего специалиста навыков использования ИКТ. Студентам заранее сообщается учебная задача по предмету, технология ее решения с помощью ИКТ, критерии оценки по двум предметам. Содержательная часть оценивается преподавателем соответствующей дисциплины, а уровень овладения ИКТ – преподавателем информатики. Форма представленной работы студента может быть различной: проекты, рекламные проспекты, набор слайдов, Web-страницы, авторские рисунки и т.д. Таким образом, один и тот же проект является зачетным по двум дисциплинам, что снимает вопросы перегрузки студента, создает условия для формирования навыка использования ИКТ. Решается проблема пополнения фондов медиатеки.
5. Сотрудничество со студентами:
- разработка методической документации с применением ИКТ.
- создание видеотеки из ресурсов Интернета.
- помощь в пополнении электронной библиотеки.
- студенты могут реализовывать различные сервисные функции, в том числе: обслуживать технику и консультировать пользователей (прежде всего – преподавателей).
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что именно информационно-коммуникационные компетенции позволяют соединять теоретические знания с их практическим применением для решения конкретных задач, являются условием для личностного потенциала обучаемых, проявлением творческих и организационных способностей, а также одним из критериев развития личности. Уровень ИКТ-компетентности студентов напрямую зависит от создания современной образовательной среды, такой организации образовательного процесса, куда активно будут включены современные компьютерные технологии. При этом изучение ИКТ должно органично совмещаться с их использованием в других предметных областях, поскольку их практическое применение в качестве средства учебной деятельности является значимым фактором в формировании высокого уровня ИКТ-компетентности будущего специалиста.
Литература
1. В.Ф.Бурмакиной, И.Н.Фалиной «Начало проекта по оценке ИКТ-компетентности девятиклассников», Информатика, № 2/2006.
2. Бурмакина В.Ф., Зелман М.А., Фалина И.Н. Большая Семерка (Б7) Информационно-коммуникационная технологическая компетентность - НФПК, 2007
3. Козырев, В.А. Компетентостный подход в педагогическом образовании / Под ред. Козырева В.А. и Н.Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2007.
5. Куликова Н.Ю. Формирование информационной компетентности преподавателей спецдисциплин в техникуме // Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы XII научно-методической конференции – Новосибирск, 2007.