Использование информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в школе.


Использование информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в школе.
Учитель – логопед МБОУ №68
Проблема нарушения письменной речи остается актуальной во все времена. В последние годы эта проблема проявляется особенно остро. Поступая в первый класс, ребенок начинает испытывать трудности в овладении чтением и письмом. При этом он может отлично считать и получать хорошие оценки по другим школьным предметам. Причины этого нарушения различны. Начиная от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. Ребенок, у которого выявлены предпосылки к дисграфии, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Такой ребенок несомненно нуждается в дополнительных занятиях с логопедом в рамках школьного логопедического пункта. Проводимая коррекционная работа включает в себя разнообразные приемы и методы, в том числе информационные компьютерные технологии. Повсеместная компьютеризация делает ребенка свободным в этой среде. Компьютер для него сегодня позиционируется как возможность быть компетентным в мире информационных технологий. Используя компьютер в процессе занятия, мы как бы приближаем ребенка к себе, выстраиваем партнерские отношения. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает от компьютерных игр, активизируют речевую деятельность и психические процессы. В игре он становится более раскрепощенным, повышается его самооценка. Компьютерные технологии являются весьма эффективным средством в решении многих задач, которые мы ставим перед собой на логопедических занятиях. Компьютер – это не часть содержания коррекционного процесса, а дополнительный набор возможностей, которые может использовать специалист в своей работе. Используя компьютерные технологии, мы решаем не только поставленные задачи занятия, но и работаем над выполнением глобальных. Развиваем детскую инициативу, любознательность, создаем элементы развивающей среды, создаем психологический комфорт. Другими словами всестороннее развиваем ребенка. Важно дозированное использование компьютера на занятиях не более 10-15 минут. Необходимо включать игры или упражнения связанные с темой текущего занятия. Следует с осторожностью использовать компьютер для работы с детьми, имеющими невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, так как данные меры могут усугубить имеющиесянарушения. В работе можно использовать готовые программы: «Игры для Тигры», «Маша и медведь», «Видимая речь», «Гарфилд», «Мир за окном», «Кроссворды», «Играя, учимся LOGO» и другие. Настоящая находка для многих учителей - логопедов - портал Мерсибо. Отличным элементом этого портала является конструктор картинок, который позволяет воплотить всевозможные фантазии логопеда, заготовить многофункциональные пособия, создать копилку. Сегодня в арсенале учителя – логопеда масса игр и упражнений, которые можно найти в интернете на различных логопедических и персональных сайтах. Интересны и функциональны будут мультимедийные презентации различной тематики самостоятельно приготовленные в Powerpoint. Не менее значимы возможности текстового редактора «Word». Компьютерные технологии в коррекционном образовательном процессе весьма разнообразны. Их эффективное использование напрямую зависит от компетенции и креативности учителя-логопеда. Грамотное дозированное использование компьютера на занятиях сделает их не только увлекательными, но и результативными.