урок по теме: Особенности природы Антарктиды. Ее поверхность и климат


Автор Куттер Лариса Александровна.
Областное казенное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19 VIII вида г. Тайшет
Учебный предмет: География.
Конспект урока по географии в 8 классе коррекционной школы по теме «Особенности природы Антарктиды. Ее поверхность и климат» с использованием презентации для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Контингент учащихся по дефекту неоднороден.
Уровень образования школьников: 8 класс.
Особенности состава учащихся класса: Состав класса неоднороден: из 10 учащихся - 7 учеников воспринимают достаточно неплохо учебный материал, а 3 ученика –с трудом усваивают только небольшую часть информации. Таким образом, можно выделить 3 группы: Сильная группа (А) – 4 ученика, средняя (Б) – 3 ученика, слабая группа (В) – 3 ученика.
3. Форма учебной работы: Классно-урочная.
4. Тип урока: Комбинированный урок по теме «Особенности природы Антарктиды. Ее поверхность и климат».
5. Новизна: Интерактивное обучение (работа в парах).
6. Актуальность: Следует акцентировать внимание учащихся на том, что знания об особенностях природы Антарктиды, ее поверхности и климате необходимы им в дальнейшем для изучения и сравнения следующих материков.
6. Краткая аннотация: Организация деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеет ряд особенностей. Необходимо учитывать специфику развития этих детей в выборе форм и методов работы. Данный урок построен таким образом, чтобы все обучающиеся имели возможность повторить материал по географическому положению материка – Антарктиды. Для повторения домашнего задания используются: работа с картой, дифференцированные задания по группам, работа с тестами, словарная работа. В ходе урока производится частая смена видов деятельности, в результате чего дети могут проявить себя при выполнении коллективного, группового либо индивидуального задания. Работа с картой способствует развитию зрительной и логической памяти, а коррекция речи осуществляется при составлении рассказа. Заключительный этап урока содержит задание, позволяющее закрепить знания: работа в парах, ответы на вопросы. Особое внимание в процессе обучения и воспитания детей следует уделять здоровьесберегающим технологиям. Поэтому в урок включена физминутка для снятия напряжения с мышц спины и шеи, коррекционно-развивающие упражнения на развитие зрительного восприятия. Роль учителя заключается в организации различных форм работы учеников, а при необходимости – в оказании помощи.
6. Форма проведения: Рассказ- путешествие по карте с использованием слайдов презентации, беседа по слайдам презентации, работа в парах, дифференцированная работа по группам, индивидуальная работа.
7. Коррекционно-развивающие упражнения:
- Развитие зрительного восприятия на основе упражнения на запоминание геометрических фигур;
- Развитие зрительно-мыслительных операций, памяти (работа по условным обозначениям полезных ископаемых; вставить пропущенные слова в предложения; словарная работа; работа с картой)
8. Формы, способы проверки и оценки результатов обучения:
- Фронтальный опрос
- Дифференцированный опрос
- Индивидуальный опрос
9.Оборудование: презентация урока «Антарктида», раздаточный материал – карточки для групп 1,2,3; кроссворд, условные обозначения полезных ископаемых (уголь, железная руда, нефть, газ); глобус; физическая карта Антарктиды; карта полушарий; учебник для 8 класса «География материков и океанов», макет корабля.10. Словарь: оазис, полярный день, полярная ночь.
11. Полное описание разработки:
Тема: Особенности природы Антарктиды. Ее поверхность и климат.
Цели:
- формировать представления учащихся об особенностях природы и климата Антарктиды;
- учить самостоятельно применять усвоенные понятия при выполнении заданий;
- развивать познавательную активность.
Ход урока: (слайд №1)
Организационный момент.
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке: настрой учащихся на работу, организация внимания; проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
Актуализация
Фронтальная беседа:
- В каком климатическом поясе находится Антарктида?
- Каким цветом на карте обозначена Антарктида? Почему?
- Почему опытные мореплаватели в XVIII веке не смогли достичь берегов Антарктиды?
3. Повторение
Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Работа с учебником, атласами, физической картой Антарктиды.
Упражнение на развитие зрительного внимания
- Запомнить фигуры первого ряда.
- Что изменилось во втором ряду?

3.Слайд-шоу (фронтально) (для развития наблюдательности и внимания, расширения и углубления имеющихся знаний и представлений).
Вопросы к слайдам:
Слайд №2. Сколько было пингвинят около впереди стоящего пингвина (пять)
Слайд №3. Что вы заметили вдалеке от кита? (айсберг)
Слайд №4. Есть ли на море льдины? (есть)
Слайд №5. С какой стороны от лыжников находится их тень? (слева)
Слайд №6. Что на голове у полярника? (солнцезащитные очки с зеркальными линзами)
4.Работа по карточкам. Раздаточные карточки.
Дифференцированная работа:
Группа 1 – Подчеркни правильный ответ:
Воды, каких трёх океанов омывают Антарктиду? (Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Индийский океан).
Группа 2 - Выбери из скобок нужное слово и вставь в предложение:
Антарктида является самым _______________ (северным, западным, южным, восточным) материком Земли.
Группа 3 – обвести контур материка Антарктиды.
Проверка
- Проверить работу друг у друга, поставить оценку.
Новая тема
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
Рассказ учителя (слайд №7)
- Действительно, туманы, сплошные льды, окружающие материк, не давали возможности парусным судам пробиться к берегам Антарктиды. Но мы сегодня отправимся к берегам этого сурового материка на современном, хорошо оснащённом корабле. Цель нашего путешествия - знакомство с особенностями природы, поверхностью и климатом Антарктиды. И это – тема сегодняшнего урока (слайд №8).
- Мы отправляемся в далёкое путешествие – к берегам Антарктиды. Наш корабль называется «Полярная звезда». Далёк наш путь.
- К какому океану относится Балтийское море?
- Вдоль берегов, каких материков плывёт наш корабль?
- В каком полушарии мы теперь продвигаемся?
- Правильно, мы уже в южном полушарии земли. Полушарие-то южное, но самые сильные холода именно здесь. Здесь ледяная Антарктида – самый суровый материк нашей планеты.
Над водой закружились птицы (слайд №9), ребята, а что это значит?
- Конечно, если появились птицы, скоро должна появиться суша. А вот и огромная белая птица – альбатрос, значит Антарктида уже рядом. Альбатросы – вестники холодных краёв. А вот и долгожданный материк. Антарктида покрыта толстым слоем льда толщиной от 2 до 4 км. Поверхность Антарктиды – это не ровная белая пустыня. На её поверхности много снежных гряд (длинных холмов высотой 1,5 – 2 м) и глубоких трещин, засыпанных снегом, и, поэтому очень опасных для людей. Летом, в разгар полярного дня, воздух прогревается до +4 градусов, о растительности говорить не приходится. Но всё-таки на некоторых скалах обнаружены лишайники и мхи.
Недра Антарктиды таят огромные богатства. Предполагают, что угля здесь может оказаться больше, чем на всех материках, вместе взятых. Есть также месторождения нефти, металлических руд: свинца, меди, марганца, молибдена, а месторождения железа по запасам не уступают крупнейшим в мире. Однако по договорённости между странами, природные богатства Антарктиды не подлежат разработке и вывозу. К тому же суровый климат, толстый слой льда, удалённость материка делают разработку этих ископаемых бессмысленной. Также по международному договору Антарктика не должна использоваться в военных целях, там запрещена любая военная деятельность, в том числе испытания атомного оружия и захоронение радиоактивных отходов. А научные исследования можно свободно проводить на всей территории материка (слайд №10).
На поверхности Антарктиды совсем нет рек. Только летом, когда подтаивает снег, в оазисах (словарное слово) образуются лишь небольшие ручейки и озёра. Учёные установили, что под толстым слоем льда есть озёра. В 60-х годах XX века глубоко под ледовым панцирем Антарктиды неподалёку от российской станции «Восток» обнаружено гигантское пресное озеро, названное в честь этой станции. Это стало мировой сенсацией и признано одним из крупнейших географических открытий XX века.
Антарктида расположена в полярном поясе. Таких суровых климатических условий нет ни на одном материке. Её называют «холодильник Земли» (слайд №11). Полгода здесь длится полярная ночь и полгода – полярный день (словарное слово). Материк находится в южном полушарии, поэтому, когда у нас лето (июнь – август), в Антарктиде зима.
ФИЗМИНУТКА.
В центре материка средняя температура зимой -60…-70 градусов, а летом (в декабре – январе) температура воздуха -30 градусов. Здесь самые низкие температуры на Земле. На самом побережье материка таких сильных морозов не бывает. Летом температура воздуха поднимается до 0 градусов и выше, а зимняя температура составляет -20…-30 градусов.
Здесь находится Полюс холода и Полюс недоступности . Полюс холода – это район полярной станции «Восток», где была отмечена самая низкая на Земле температура (-89,2 градуса). Полюс недоступности – это наиболее удалённая от побережья часть материка.
Антарктида, бесспорно, самый ветреный материк Земли. Из-за разницы температур в центре и на окраине континента, в прибрежной полосе дуют постоянные ветры с материка. Скорость ветра достигает 200-300 метров в секунду. При таких ураганах на полярных станциях с огромной скоростью летают доски, пустые ящики, бочки. Случалось, ветер срывал и уносил в океан прочно закреплённые самолёты, тягачи, вертолёты. Антарктиду справедливо называют ледяной пустыней . Летом ветры с океанов приносят на побережье моросящий дождь со снегом и сильные туманы, но иногда выдаётся ясная и относительно тёплая погода.
5. Закрепление
Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы:
А) Фронтальная работа с учебником
- Чтение по цепочке.
Б) Работа в парах
1. Ответы учеников на вопросы по материалу урока:
- Как зовут огромную белую птицу, летающую над просторами Антарктики?
- Как называется действующий вулкан в Антарктиде?
- Запасы, каких полезных ископаемых обнаружены на этом ледовом материке?
- Какое крупнейшее географическое открытие связано с Антарктидой?
- Какому государству принадлежит этот материк?
- Кто запомнил самую низкую температуру на Земле на Полюсе холода?
- Итак, что вы скажете о природе и климате этого материка?
Ученики высказываются по материалу урока.
2 Ученикам групп 1 и 2 предлагается составить рассказ о птице, вестнике холодных краев. (альбатрос)
3 Теперь вам предстоит решить кроссворд «Антарктида» (отдельно на карточках кроссворд для работы в паре).
По горизонтали:
1. Единственный материк, который не имеет постоянного населения.
По вертикали:
2. Ледяная гора.
3. Порт, из которого в 1819 году вышли два парусных корабля – «Восток» и «Мирный».
4. Мелкие растительные и животные организмы, которыми богаты воды Антарктиды.
5. Морские птицы, постоянно обитающие в Антарктиде.
6. Как называется материк Антарктида вместе с окружающими его островами и морями.
6. Итог:
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
- К каким берегам мы с вами сегодня совершили путешествие?
- Что нового вы узнали на этом уроке? (ответы учеников)
Оценки. Домашнее задание. Чтение статьи учебника, отвечать на вопросы.
Сделать зарисовку «Как я представляю себе Антарктиду» (по желанию).