Разработка внеклассного мероприятия по истории на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто».


Цель: закрепить знания по теме: «Великая Отечественная война», воспитывать уважение и любовь к защитникам Отечества.
Оснащение: грамзапись «Левитан» 22 июня 1941 г.», песня «Вставай страна огромная», материалы школьного музея об участников великой отечественной войны.
Место проведения: школьный историко-краеведческий музей.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: урок-экскурсия.
План урока: 1.Организационный этап;
2. Сообщение темы, постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся;
3. Актуализация знаний.
4. Воспроизведение знаний на новом уровне;
5. Заключение.
Ход урока:
1. Организационный этап.
11. Вступительное слово учителя.
22 июня 1941 г. Полвека позади. Но неизгладима память народа о тех неимоверно тяжелых днях и о людях, мужественно вставших на защиту Родины.
Светла и прекрасна наша память о людях, которых потеряла страна в годы войны. Безмерна скорбь о тех, кто погиб за Родину. Безгранична признательность ветеранам Великой Отечественной, которых, к сожалению, становится все меньше и меньше. Самым никчемным считают в нашем народе человека, не испытывающего чувства признательности к тем, кому он обязан жизнью.
Сегодняшнему поколению герой Великой Отечественной войны кажутся людьми особыми, словно высе6ченными из гранита, людьми из легенды. И это понятно, потому что легендарны их подвиги. Но это были простые люди, которые мечтали о будущем, скучали по дому, радовались солнцу, весело отзывались на шутку, любили.
Им бесконечно дорога была их жизнь, их очень многое связывало с нею, их ждали дома матери и невесты. Но они закрывали грудью дышащие смертью амбразуры, чтобы заставить захлебнуться вражеский пулемет, кидались с гранатами под гусеницы вражеских танков, шли на таран.
Звучит грам-запись голоса Левитана «22 июня 1941 гУченик зачитывает «Указ о мобилизации…»
Звучит песня «Вставай страна огромная».
2.
1. Выходят учащиеся – под музыку в солдатской форме, достают желтые конверты с письмами с фронта и читают.
ученик. «Ты понимаешь, как здесь тяжко, но стоять надо». Кроме нас некому» Эти строки из письма любимой девушке. Написал их комсомолец Сергей Третьяков. До войны он работал слесарем. Во время обороны Сталинграда погиб в боях за тракторный завод.
ученик. Нам дороги сегодня любые свидетельства тех далеких огневых лет.
Как, с какими чувствами отправлялись советские люди на битву с врагом? Какими словами напутствовали их матери? Вот письмо к Гавриловой из Москвы. Матери моей, Марии Степановне в 1942 г. было чуть больше сорока. На руках четверо детей. Мама наша – только с годами начинаешь понимать, как же ей тяжело было в ту трудную пору, - одна собрала всех нас в эвакуацию.
Завод «Москабель» эвакуировался в Томск со всем оборудованием. Уезжали мы в тот самый день, когда по радио объявляли, что фашистов отогнали от Москвы на 100 км. Но раз надо ехать, значит, надо. Завод должен был как можно скорее начатых работать на победу. Мама в эмальцехе изготавливала эмальпроволоку – от волоска и толще – для фронта. Трудилась не покладая рук и успевала еще о ком – то, кроме нас, печься, многим помогать.
Так вот, вскоре после того, как мы приехали в Томск, на «Москабель» пришли товарищи из горвоенкомата и сказали, что фронту нужны санитарки. В комитете ВЛКСМ решили, что в первую очередь надо рекомендовать комсомольцев. Мы с подружкой тотчас подали заявления.
А мама? Мама моя заплакала, конечно, но сказала: «Семья наша большая, ты самая старшая – тебе и идти защищать Родину. Кроме тебя от семьи Меденовых некому. Иди и возвращайся с победой…»
Вот от таких матерей и стали мы, сыновья, дочери той суровой военной поры, крепче гвоздей. Вот он, русский, советский характер».
Сколько мужества, гражданского чувства у этой простой советской женщины! Материнский подвиг – особая, пока еще не до конца написанная страница в истории Великой Отечественной войны…
3 ученик «Если вражеский снаряд оторвет мне руку, я буду биться одной рукой. Если я лишусь ног, я подберусь ползком к звериному стаду и буду разить гранатами. Если мне выбьют очи, я увижу врага глазами сердца и не промахнусь». Любовь Земская.
ученик. «Дорогая мамочка, не беспокойся, я поехал на фронт и вернусь с победой». Ты не вернешься, не увидишь маму. Эдик Жмайлов. Но твоим именем назовут школу в Ростове.
ученик. «Я, комсомолец Михаил Лобоцевич, советский воин, сын белорусского народа, принимаю оружие павшего смертью храбрых Героя Советского Союза Агадилы Сухамбаева. Я клянусь до последней капли крови…» Этот документ не нуждается в комментариях.
ученик. «Я клянусь братуха, что буду бить фашистов смертельно. Я уверен что и ты в тылу будешь работать, не жалея сил».
ученик«Никогда не видел папу. Все что мне осталось от него – это фотокарточка и имя. По фотографии даже не разберешь, был он брюнетом или блондином. А спросить не у кого, потому что всю остальную родню тоже забрала война». Кирьянов. Брестская крепость.
3
ученик читает стихотворение «Мальчишки»
В те рассветы
Горела в обветренных реках вода.
В те рассветы
Мальчишек фашисты вели на расстрелы.
Те рассветы забыты?
Никогда!
Никогда!
Или мальчишки России.
И в детские дерзкие лица
Дышала земля
Горьким дымом сожженных лугов
Шли, обнявшись и молча,
В коротких потертых пальтишках.
Не успели они
Домечтать, долюбить и допеть.
Не успели, Россия,
Твои озорные мальчишки
Подрасти, и до звезд
Долететь!
Умирали они,
Облака в синеву улетали,
На ветру темный лес
Рокотал где-то, как космодром.
Умирали они так торжественно
Словно вступали
В молодой, боевой
Комсомол,
Комсомол.
1V. Сообщения учащихся о советских воинах земляках по материалам школьного музея.
Огненные годы.
Уроки мужества.
Я родился в рубашке.
v. Звучит запись – «Никто не забыт, ничто не забыто».