Выступление на конкурсе Учитель года







Педагогическая концепция
учителя математики
МКОУ СОШ № 2 с УИОП
им. Н.Д. Рязанцева
Непомнящей Ирины Павловны









2015

Профессиональная деятельность многое дает педагогу для развития его творческого потенциала. Только осознав творческую природу своей профессии, он перестает трактовать ее как простую передачу новому поколению определенного набора фактов и правил. В связи с этим передо мной встает целый ряд вопросов, на которые нужно дать ответ в первую очередь.
Какую профессиональную позицию я занимаю? Что наиболее ценно из того, что я делаю? В области чего я достигаю наибольших результатов? В чем моя творческая «изюминка»? На переосмыслении этих вопросов я и строю свою работу.
Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.

Основные принципы своей педагогической деятельности я считаю:
Работа во благо ребёнка - обязанность учителя
Оптимальное сочетание инновационности и традиционализма в обучении математике
Внимательный учёт индивидуальных особенностей учеников
«Математика для каждого», а не «вся математика для всех»

Классификация типов учителей:
По характеру ценностных ориентаций (В. Н. Сорока-Росинский): учителя-теоретики, педагоги-реалисты (и утилитаристы), педагоги-артисты, учителя-интуитивисты. 
По специфике интеллектуально-волевой сферы (Э. Г. Костяшкин): интеллектуальный тип, эмоциональный тип, волевой тип, организаторский тип. 
По личностным установкам (Я. Корчак): воспитатель-тиран, честолюбивый воспитатель, разумный воспитатель.
По преобладающей направленности личности: организатор, предметник, предметник-организатор, коммуникатор, учитель-интеллигент (просветитель).
Согласно этих классификаций, я могу сказать о себе, что я – педагог-реалист эмоционального типа, честолюбивый воспитатель и предметник-организатор.

Модель идеального учителя, какой я её вижу.
Качества, необходимые для эффективной работы:
Гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие.
Педагогическое мастерство.
Установка на постоянное самосовершенствование.
Культура поведения и общения, педагогический такт.
Личностная самостоятельность учителя.
Общая педагогическая эрудиция и компетентность.
Доброжелательность, общительность и увлечённость работой.
Умение придать личностную окраску преподаванию.
Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников.
Умение управлять собой и детьми.
Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками.
Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.
Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.
Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.
Креативность.

Отношение учителя к людям:
Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.
Отношение к себе:
Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.
Отношение к работе:
Трудоспособен и организован. На всех хватает времени. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.
Человеческие качества:
Доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству; толерантность, тактичность, честность, чувство юмора.
Организаторские качества:
Демократичность, коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность.
Деловые качества:
Знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять.

Основные цели обучения математике состоят в:
удовлетворении потребности учащихся в изучении математики и, прежде всего тех, чьи способности и интересы выше среднего;
формировании и развитии у них интереса к предмету;
побуждении к проявлению творческой активности и самостоятельности мышления в процессе изучения математики;
стимулировании воспитания у учащихся целеустремлённости, организованности, познавательной активности

Решение задач - основное средство развития математического мышления ученика
комбинаторно – вероятностные задачи;
задачи межпредметного содержания;
задачи, связанные с производством;
логические задачи;
творческие задания, связанные с поиском информации о применении изученного на уроках математики материала в различных сферах человеческой деятельности (искусство, история, культура, производство)
Современные системы обучения должны способствовать развитию личности. Цель системы образования:
- воспитание ученика, как личности компетентной, успешной, самостоятельной, творческой, востребованной обществом.
Поэтому каждый учитель должен строить учебный процесс с учётом индивидуальности каждого ребёнка: его потребностей, активности и интеллекта; сотрудничать с учениками и научить их сотрудничать между собой.
В связи с этими целями я ставлю перед собой задачи:
создать комфортные условия для каждого ребёнка, чтобы он чувствовал себя свободно и был готов к самостоятельной, активной деятельности (он должен чувствовать психологическую защищённость);
развивать познавательную активность через творческие и нестандартные задачи;
применять индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
определение формы дифференциации;
формировать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ребёнка.
Одной из главных задач своей деятельности я считаю развитие интереса к предмету и поддержание его на протяжении всех лет обучения. Предмет может быть интересен только тогда, когда интересен сам учитель, как личность. Как сказал И. В. Гёте «Учатся у того, кого любят».
Для некоторых людей математика считается скучной наукой и каждый учитель математики задумывается над тем, как разнообразить свою работу, чтобы задания были не такими скучными, т. е. чем бы приукрасить «блюдо», чтобы оно выглядело более аппетитным.
Педагогический результат можно измерить не только процентным содержанием качества обучения (хотя я не считаю этот показатель совершенным), но и тем, принимают ли учащиеся участие в олимпиадах, конкурсах, вечерах, повысился ли уровень самостоятельности, их интерес к математике и др. показатели.
Большое внимание уделяю самостоятельной деятельности учащихся. Самопроверка, взаимопроверка, индивидуальные сообщения, любые виды домашних заданий, учебные проекты - воспитывают трудолюбие, ответственность, самостоятельность в принятии решений, умение выражать и отстаивать свою точку зрения. Для повышения качества обучения учитываю индивидуальные особенности учащихся.

И наконец, каким я вижу идеального ученика:
Прилежный, ответственный
Умный, смекалистый
Стремится получать новые знания
Умный, смекалистый

А закончить свое выступление мне бы хотелось следующими строками:

Каждый день свой исполняя миссию,
Не теряет сердца Доброты,
Ведь Учитель – это не профессия,
Это образ жизни, свет души!


,ђ Заголовок 115