Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 10 класс 2014-2015 учебный год

МБОУ Моисеево-Алабушская сош


«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО Заместитель Руководитель





Рабочая программа
ПОЧЕЧУЕВОЙ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
по основам безопасности жизнедеятельности 10 класс
2014-2015 учебный год












Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

Учебно-методический комплект включает в себя:
– Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2006;

д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:
– Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
– Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.
– Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «Об обороне»;
– «О воинской обязанности и военной службе»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
– обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья;
– государственная система обеспечения безопасности населения;
– основы обороны государства и воинская обязанность.
Итоговый и промежуточный (в конце I полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.

Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.
В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.

Ц е л и.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

· освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

· воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

· развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

· овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:

· основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

· потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

· основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

· порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

· состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

· основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

· основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

· требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

· предназначение, структуру и задачи РСЧС;

· предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь:

· владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

· оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

· для ведения здорового образа жизни;

· оказания первой медицинской помощи;

· развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

· вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

















Календарно-Тематическое планирование


урока
Разделы, темы
Количество часов
Требования к уровню подготовки обучающихся
Домашнее задание
Дата проведения план
факт


Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения
7





1
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях
1
Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них.
Уметь называть способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях
§ 1.1



2
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних
1
Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения
§ 1.2, 1.3



3
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера
1
Знать потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в Чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера


§ 1.4



4
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1

§ 1.4



5
Единая государственная система предупреждений и ликвидации ЧС (РСЧС)
1
Знать предназначение, структуру и задачи РСЧС. Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи
§ 1.5



6
Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности
1
Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи
§ 1.6



7
Контроль знаний (тестирование)
1

Глава 1




Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны
10





8
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО
1
Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах.
Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
§ 2.1



9
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения
1
Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
§ 2.2



10
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения
1

§ 2.2



11
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения
1

§ 2.2



12
Оповещение и информирование населения о ЧС
1
Знать способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях.
Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях


§ 2.3



13
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени
1
Знать виды защитных сооружений,
правила поведения в защитных сооружениях. Уметь: действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства коллективной защиты
§ 2.4



14
Средства индивидуальной защиты населения
1
Знать основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики. Уметь владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)
§ 2.5



15
Средства индивидуальной защиты населения






16
Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС. Организация ГО в школе
1
Знать об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.
Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
§ 2.6, 2.7



17
Контроль знаний (тестирование)
1

Глава 2




Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
6





18
Здоровый образ жизни и его составляющие
1
Знать основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него, о способах и средствах сохранения здоровья, важности профилактических мероприятий для здорового иммунитета
§ 4.1



19
Биологические ритмы и работоспособность человека
1
Знать основные составляющие здорового образа жизни. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
§ 4.2



20
Значение двигательной активности и закаливания
1
Знать о факторах, способствующих укреплению здоровья. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
§ 4.3



21
Вредные привычки. Профилактика вредных привычек
1
Знать о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье.Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
§ 4.4



22
Вредные привычки. Профилактика вредных привычек
1

§ 4.4



23
Контроль знаний (тестирование)
1

Глава 4




Основы военной службы
11





24
История создания Вооруженных Сил России
1
Иметь предстваление об истории создания Вооруженных Сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.
§ 5.1



25
Организационная структура Вооруженных Сил
1
Иметь представление об организационной структуре ВС РФ.Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
§ 5.2



26
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России
1
Знать функции и основные задачи современных Вооруженных Сил.
Иметь представление об управлении Вооруженными Силами; о реформе Вооруженных Сил. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
§ 5.3



27
Другие войска, их состав и предназначение
1

§ 5.4



28
Патриотизм – основа героизма
1
Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы


§ 6.1



29
Памяти поколений. Дни воинской славы России
1
Знать о днях воинской славы и о формах увековечения памяти. Уметь:отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
§ 6.2



30
Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности
1
Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы
§ 6.3



31
Боевое знамя воинской части.
1
Иметь представление о символах воинской чести. Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе
§ 7.1



32
Ордена почетные награды за воинские отличия
1
Иметь представление об основных государственных наградах. Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды
§ 7.2



33
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
1
Иметь представление о ритуалах ВС РФ.
Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе
§ 7.3



34
Контроль знаний (тестирование)
1

Глава 5,6,7.




15