Применение информационных технологий, как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников (на примере программы СИРС)


Пенкина Снежана Викторовна,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 24
г. Сургут
e-mail: snezhana-penkina@mail.ru
Применение информационных технологий, как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников
Аннотация. В статье рассматривается проблема применения информационных технологий, как средства развития интеллектуального потенциала младших школьников. Автор демонстрирует инновационный подход к проблеме познавательного развития детей младшего школьного возраста на примере использования программного продукта "Система Интенсивного развития способностей" (СИРС), который предназначен для непрерывного интеллектуального и творческого развития человека (дошкольника, школьника, студента, специалиста и руководящего работника).
Ключевые слова: система, развитие, интеллектуальные возможности, интеллект, познавательное развитие, индивидуальный подход.Penkina Snezhana Victorovna,
teacher-psychologist of the highest
qualification category
MBOU SOSH № 24
Surgut
e-mail: snezhana-penkina@mail.ru
The usage of information technologies as a means of development of Junior schoolchildren’s intellectual potential
Annotation. The article considers the problem of application of information technologies as a means of development of intellectual potential of Junior schoolchildren’s intellectual potential. The author demonstrates an innovative approach to the problem of cognitive development of Junior schoolchildren’s intellectual potential age with the use of the software product "System of Intensive development of abilities" (SEARS), which is designed for continuous intellectual and creative development of preschool children, pupils, students, specialist and leading worker).
Key words: system, development, intellectual capabilities, intelligence, cognitive development, individual approach.
В настоящее время считается, что динамика развития каждой страны, её экономический рост и обороноспособность существенно зависят от общего интеллектуального и творческого уровня населения.
Одним из результатов реализации национального проекта «Образование» стало интенсивное внедрение информационных технологий в образовательный процесс, что в полной мере соответствует требованиям современного общества. Важно понимать, что тех знаний, которые были сформированы в конкретных предметных областях, нынешним выпускникам общеобразовательных школ уже недостаточно.
Сегодня перед системой образования поставлена стратегическая цель - обеспечение консолидации, конкурентоспособности и безопасности нации (личности, общества и государства). На основе требований государства, общества и семьи к результатам образования формируются государственные образовательные стандарты второго поколения. Их методологической основой является системно - деятельностный подход, позволяющий выделить основные результаты обучения (личностные, предметные, метапредметные), неразрывно связанные с процессом формирования универсальных учебных действий (УУД), определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в процессе освоения и преобразования окружающего мира. Задача формирования умения самостоятельно учиться, формирования УУД успешно решается на практике посредством компьютерной системы интенсивного развития способностей (СИРС). Автором программы является кандидат физико-математических наук, директор Центра интенсивных технологий в образовании и медицине, доцент кафедры специальной психологии НГПУ (г. Новосибирск) Буров Александр Николаевич.
CИРС является программным продуктом, который предназначен для непрерывного, интеллектуального и творческого развития человека, а также позволяет эффективно обеспечивать коррекционно-развивающую поддержку школьников «группы риска».
Основная идея программы состоит в целенаправленном и непрерывном развитии общих способностей учащихся на основе компьютерных технологий и способствует формированию умений младших школьников: решать интеллектуальные задачи (интеллект), запоминать, сохранять и воспроизводить информацию или опыт (память), внимание, восприятие и представление и т.д. [1]. Эти способности нужны человеку для достижения успеха в любом виде деятельности или области знаний, успешного выполнения практически любой работы. И память, и внимание и интеллект можно развивать, чему и способствует программа СИРС.
Компьютерная система интенсивного развития способностей (СИРС) - это новые возможности в коррекционно – развивающей работе педагога - психолога. Она позволяет развивать психические процессы, проводить диагностику. То, что раньше было реально только на уроках информатики, делая их одними из самых популярных в школе, стало возможным и на других занятиях. Это работа за компьютером, использование самых современных технических новшеств. Ученики, конечно, отметили ряд достоинств этого оборудования: мобильность, удобство в эксплуатации, безопасность, автоматическая обработка данных и наличие результатов. Кроме того, СИРС позволяет значительно экономить силы и время психолога и ученика и сосредоточиться на сути занятия. Все это, безусловно, поднимает качество образовательного процесса на порядок выше.
В нашей школе, МБОУ СОШ № 24, г. Сургута, занятия по системе СИРС проводятся шестой год. За это время прошли обучение 163 ученика. Так, на курсах «Быстрое чтение, память, мышление» по развитию творческих способностей на основе СИРС, обучение проводилось в разновозрастных группах по 8 человек (по числу установленного программного обеспечения). Основное внимание уделялось развитию навыков быстрого чтения, памяти (образной, моторной, ассоциативной, логической), мышления и пространственных представлений.
У младших школьников (7-9 лет) – за 15 - 34 занятий (наблюдался средний прирост скорости чтения 30 - 35 слов в минуту (увеличение скорости чтения в среднем в 1,5раза), что эквивалентно приросту скорости чтения в школе в течение учебного года. Такое интенсивное развитие навыков чтения позволяет значительно сократить время выполнения учебных программ по чтению, русскому языку и математике, а также значительно увеличить темп интеллектуального развития школьников, ввести дополнительные предметы, не приводя к учебным перегрузкам, и создать условия для легкости в обучении.
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал “умнее”, “способнее”, “одарённее”? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно – результат обязательно будет. От этого зависит обучение в целом. Дети проявляют особый интерес и активность тогда, когда им  интересно [2].
Поскольку уникальность СИРС заключается в использовании компьютерных технологий в качестве поддержки теоретических знаний по комплексному развитию способностей, то это позволяет усовершенствовать процесс передачи знаний. Учащиеся получают последовательную информацию более насыщенно, наглядно и вследствие этого она становится более доступной, чем при традиционных средствах обучения. Изменение качества учебной информации достигается за счет создания мультимедийных образов, а также благодаря возможности альтернативного выбора уровня сложности конкретным учеником. Машина как бы учитывает индивидуальные особенности обучаемых, исходный уровень их знаний и умений, что особенно важно при разноуровневой подготовке учащихся, и способствует развитию навыков интенсивного обучения – развитию навыков быстрого чтения (скорочтение), памяти (механической, образной, ассоциативной, логической), пространственных представлений и мышления на основе чтения, системного мышления.
СИРС позволяет повысить познавательную деятельность личности. Развитие способностей, в том числе - общеучебных и специальных способностей у школьников в дальнейшем, будет способствовать развитию личности, творческих способностей, освоению методов саморазвития.
В оценке эффективности занятий СИРС важным моментом является ежеурочное отслеживание результатов индивидуального продвижения каждого ребенка в развитии способностей, определяющих его успешность в учении: памяти, внимания, анализа и синтеза изучаемой информации, пространственного мышления, воображения, логического мышления [3]. Практика показывает, что ребята ревностно следят за результатами каждого занятия, как за точкой роста, это придает учебному процессу личностную значимость.
Результаты ежеурочно фиксируются самим ребенком по каждой подпрограмме (модулю) в специальной ведомости.
Таким образом, компьютерная система интенсивного развития способностей позволяет применять информационные технологии, как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников, обеспечивать индивидуальный темп обучения обучающегося, сравнение ребенка только с самим собой, достигать высокие результаты обучения за счет комфортности, интереса, мотивации в процессе развития индивидуальных учебных способностей учащихся, т.е. является эффективным средством формирования универсальных учебных действий.Список литературы:
Буров А.Н. Система интенсивного развития способностей. //Информатика и образование. -1997 _№ 2. С. 47-50.
Буров А.Н. 10 лет первым подсистемам СИРС –«Быстрое чтение» и «Развитие памяти». Проблемы и перспективы. //Информационные технологии в образовании. Материалы Международной конференции. 7 ноября-11ноября 2000г . Москва. С. 331.
Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС/Буров А.Н./:Методическое пособие. /Под ред. И.М. Бобко, Ю.Г., Молокова/. -Новосибирск: РИЦ «ЭМАРИ», 2005.-48 с.