Технология модульного обучения (из опыта работы)

Технология модульного обучения

Задача современной школы не в том, чтобы выработать у ученика способность запоминать и излагать информацию, передав ему максимально возможную сумму знаний, а в том, чтобы научить его осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных ситуаций. Решению этой задачи способствует организация учебного процесса по модульной технологии обучения. Блочная подача материала предполагает его разделение на определенные, законченные по смыслу части. Модуль - это определенный вид работы, который выполняют учащиеся. В педагогической литературе модуль определяется как «целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им». Методическая сущность модульной технологии - это предоставление учащемуся центрального места в системе «учитель-ученик». При систематическом использовании данной технологии реализуются все навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.
Ориентация на формирование профессиональной личности означает перестройку учебного процесса из пассивного усвоения знаний в активный процесс формирования навыков их применения в процессе жизнедеятельности.
При решении этой задачи большую роль играют интенсивные технологии обучения, направленные на оптимизацию, актуализацию, систематизацию, гуманизацию и комплексность получения знаний. На первый план выходят максимальный учет индивидуальных особенностей личности, а также активность личности в процессе получения профессионального образования. Общая характеристика. К таким современным технологиям относится технология модульного обучения. Сущность модульного обучения заключается в последовательном усвоении студентами модулей – законченных блоков информации. В процессе внедрения данной технологии в учебный процесс преподаватель, как правило, сохраняет такие признаки сущности модуля как единство, целостность и самостоятельность.
Технология предполагает постепенный и смыслообразующий переход от одного вида деятельности (получения теоретических знаний) к другой (получение профессиональных навыков и умений). Средствами реализации такого перехода служат активные методы обучения (проблемные лекции, деловые и ролевые игры, ситуационные задачи, лекции-дискусии, разработка паспорта рабочего места и т. д.).
Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими и определяющих общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации. Это принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, гибкости, осознанности перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности. Обучение на основе модулей приводит к нескольким положительным эффектам. Во-первых, студент, вооруженный дидактическими материалами и инструкциями, приобретает большую самостоятельность в освоении учебного предмета. Во-вторых, функция преподавателя с лекционной смещается на консультационную, а у студента уменьшается доля пассивного восприятия материала и появляется возможность его активного обсуждения с преподавателем. В-третьих, появляются точки промежуточного контроля освоения материала, совпадающие с окончанием каждого модуля. Этот контроль важен как для студента, так и для преподавателя. В-четвертых, происходит более легкое освоение всего предмета путем пошагового изучения завершенных по содержанию модулей. В- пятых, модульная технология обучения предусматривает управление учебным процессом в соответствии с выдвигаемыми требованиями по специализации к выпускнику, что позволяет уменьшить, а, иногда, и исключить адаптацию молодого специалиста к конкретному виду деятельности.
Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели.
Для составления такой программы необходимо:
-         выделить основные научные идеи курса;
-         структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определённые
блоки;
- затем сформулировать комплексную дидактическую цель (КДЦ).
Основные принципы построения модульных программ.
1. Принцип целевого назначения.
Модули можно разделить на 3 типа:
-         познавательные, которые используются при изучении основ наук;
-         операционные (для формирования и развития способов деятельности);
-         смешанные, которые чаще всего используются в вузе.
 2. Принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей.
Совокупность ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ каждого модуля, совокупность ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ.
  3. Принцип обратной связи.
Никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции. Причём в модульном обучении управление, осуществляемое преподавателем, сочетается с самоуправлением учением со стороны самих студентов.
Модуль любого порядка включает контроль за выполнением задания, за усвоением знаний учащихся. Модуль будет неполным, если отсутствует инструкция по контролю. В модульной технологии используются следующие формы контроля: самоконтроль; взаимный контроль учащихся; контроль преподавателя.
Самоконтроль осуществляется студентом. Он сравнивает полученные результаты с эталоном и сам оценивает уровень своего исполнения.
Взаимный контроль возможен, когда студент задание уже проверил и исправил ошибки. Теперь он может проверить задание партнёра и выставить оценку.
Контроль преподавателя осуществляется постоянно. Обязателен входной и выходной контроль в модуле второго порядка. Кроме этого, осуществляется текущий контроль. Формы контроля могут быть самыми разными: тестирование, индивидуальное собеседование, контрольная или творческая работа и т.д.
Для успешного применения модульных программ необходимо соблюдать некоторые правила. Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний.
Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (это могут быть взаимопроверка, сверка с образцом и т.д.). После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.
В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости (листе оценок), на основании которой выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить высокий балл– одна из главных мотиваций при модульной технологии. Студент чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.
Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы студенты эффективно его усваивали. Желательно, чтобы преподаватель через модуль как бы беседовал с учащимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.
Общие критерии формирования содержания модуля. Для преподавателя важно знать общие критерии формирования содержания модуля:
1.      Используя модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущего учебного предмета.
2.      Другой критерий связан с необходимостью дифференциации учебного содержания. Нижний уровень соответствует обязательному минимуму содержания, высший – включает сверх того дополнительные сведения.
3.      Важный критерий построения модуля – структурирование деятельности студента в логике этапов усвоения знаний: восприятие понимание осмысление запоминание применение обобщение систематизация.
Наблюдения и результаты работы показывают, что для учащихся главное то, что каждый работает самостоятельно, в своём темпе, при этом есть возможность получить консультацию у преподавателя, можно всё время себя контролировать. Учащиеся значительно глубже осознают учебное содержание.
При модульном обучении студент включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и объёму помощи программой. Идёт индивидуализация контроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что студент имеет возможность в большей степени самореализоваться, и это способствует мотивации учения.
Данная система обучения гарантирует каждому студенту освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности, как самостоятельность и коллективизм.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате использования модульной технологии в учебном процессе колледжа студент начинает обладать основополагающими характеристиками, отличающими его как субъекта обучения:
-осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью; -накапливает все больший запас жизненного опыта;
- мотивация, готовность к обучению определяется стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретные цели;
-стремится к безотлагательной реализации полученных знаний;
-учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).
Приложение 1

Модуль-1 . обобщение понятия степени. 10 часов
Основная цель:
-формирование понятий «степень с рациональным показателем»,»,
«корень п-й степени из действительного числа и степенной функции»
-овладение умением применения свойств корна п-й степени,
преобразования выражений, содержащих радикалы.
-систематизация знаний о степенной функции.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований

№ урока
УЭ
Кол час
Содержание и виды деятельности
Работа в классе
Задания на дом
вид контроля.


5
1. арифметический корень натуральной степени
1
-Умение выполнять тождественные преобразования с корнями и находить их значения.
Стр17-19 (определения, обозначения, свойства,примеры1-5, стр20).
№27-31,
32-40 (2)
№ 32-40(1)
С-20

6-7
2. степень с рациональным и действительным показателем
2
-Владение понятием степени с рациональным показателем.
-Умение выполнять тождественные преобразования и находить значение степеней
Стр 24-25.

№ 55-59,68
60 (2,3), 62(2,3), 69(4), 71(3), 76(3,4)
№ 60 (1,4), 62(1), 69(3), 71(4), 76(2)
Проверь себя,(ПС) стр37

8-9
3. степенная функция, ее свойства и график
2
-Умение строить график функции.
-Описывать по графику свойства функции
Стр39-44,

Рис:7,8,9,10,
11,12,13
№178-179
№ 119, 175

С- 24

10
4. равносильные уравнения и неравенства
1
Умение решать уравнения методом интервалов.
Стр52- 55; задачи5,6,стр56

К,стр296,
№ 143(а,б),
144(а)
№ 143


Проверь себя, стр 68

11-12
5. иррациональные уравнения
2
Умение решать иррациональные уравнения
Стр58
№ 152(2,3), 153(2,3), 154(2), 155(1)
№ 152(1), 153(1), 154(1), 155(3)



13
Контрольная работа №1
1
Проверка знаний по теме


ДКР( егэ)-1(А1, А3, В3, В4)


14
резерв
1
Консультация.
















Приложение 2
Модуль-2 «показательная функция» 13 часов

Основная цель:
-формирование понятий «степень с рациональным показателем»,»,
«корень п-й степени из действительного числа и степенной функции»
-овладение умением применения свойств корна п-й степени, преобразования выражений,
содержащих радикалы.
-систематизация знаний о степенной функции.


№ ур
УЭ
Кол час
Содержание и виды деятельности
Работа в классе
Задания на дом
Измерители,


15
31.показательная функция
Свойства показательной функции.
График показательной функции.

1
Уметь :
-определять значение функции по значению аргумента;
-строить схематически график функции;
-формулировать свойства функции;
Знать определение показательной функции.
стр 70-73
№ 194 (3,4)
195, 197, 198,201

№ 194 (1,2)
196



16-19
32.показательные уравнения
4
Уметь:
- решать показательные уравнения;
-использовать графический метод.
Знать показательные уравнения
Стр 75-77
№ 209, 210, 211 (3,3)
213 (1,2)
214 (1), 218, 223 (1,3)

№ 211 (1,4)
213 (3,4)
214 (2)


20-22
33.показательные неравенства
3
Уметь:
- решать показательные неравенства;
-использовать графический метод.
Знать показательные неравенства.
Стр79-81
«Проверь себя» стр 86
№ 228-232, 233 (2-4)
№ 233 (1)


23
практикум
1
Материалы ЕГЭ

ДКР


24-25
34.системы показательных уравнений и неравенств
2
Уметь:
- решать системы показательных уравнений;
Стр 82-84
240(2,3), 241(2),
242 (2),
240 (1),
241 (1),
242 (1)


26
Контрольная работа №2
1





27
резерв
1
Консультация.










Приложение 3

Модуль-4 «логарифмическая функция» 13часов

Основная цель:
-формирование понятий «степень с рациональным показателем»,»,
«корень п-й степени из действительного числа и степенной функции»
-овладение умением применения свойств корна п-й степени, преобразования выражений,
содержащих радикалы.
-систематизация знаний о степенной функции.


№ урока
УЭ
Кол час
Содержание и виды деятельности
Работа в классе
Задания на дом
Измерители, вид контроля.


46-48
1.логарифмы.
Свойства.
Десятичные и натуральные логарифмы.
3
СТР: 88-90, 92-93, 94-96

№ 268-278, 290(1,2), 291(1,2), 293(1,3)
294 (1,3),
296 (1)


№ 266-267,
290 (3), 291(3), 293(2)
294 (2,4)
296 (2)



49
2.логарифмическая функция, ее свойства и график.
1
Стр 98-101
№ 321, 325-326,
327(1,3,5)
328 (1,3,4)
№ 322, 324,
327(2,4,6)
328 (2)


50-52
3.логарифмические уравнения
3
Стр 107-109



№ 337-339
379((1,2,3),
380 (1,2,3)

340
341(1)
379(4) 380(4)


53-55
4.логарифмические неравенства
3
«Проверь себя» стр 112
№ 354, 355(1,3,5,6)
356, 357 (1),
381-382
№ 355(2,4)
357 (2)


56
Практикум
1


ДКР


57
Контрольная работа №4
1





58
резерв
1
Консультация.













Приложение 4


Индивидуальная программа обучения по математике на 2011/2012 уч год
Студентки 1 курса _____________________Группа________________

МОДУЛЬ-1: УЭ-11, УЭ-12, УЭ-13, УЭ-14, УЭ-15
МОДУЛЬ-2: УЭ-21, УЭ-22, УЭ-23, УЭ-24
МОДУЛЬ-3: УЭ-31, УЭ-32, УЭ-33, УЭ-34
МОДУЛЬ-4: УЭ-41, УЭ-42, УЭ-43, УЭ-44, УЭ-45
МОДУЛЬ-5: УЭ-51, УЭ-52, УЭ-53, УЭ-54

Наименование модуля
Учебные элементы (УЭ)
Отметка о выполнении
Кол-во часов


Повторение .


4

М-1
Обобщающее понятие степени.
УЭ-11. арифметический корень натуральной степени



10



УЭ-12. степень с действительным показателем





УЭ-13. степенная функция, ее свойства и график





УЭ-14. равносильные уравнения и неравенства





УЭ-15. иррациональные уравнения



М-2
Взаимное расположение прямых и плоскостей.

УЭ-21. предмет стереометрии..



18



УЭ-22. взаимное расположение прямой и плоскости





УЭ-23. взаимное расположение плоскостей





УЭ-24. Тетраэдр. Параллелепипед.
Практическая работа



М-3
Показательная функция
УЭ-31. показательная функция


13



УЭ-32. показательные уравнения





УЭ-33. показательные неравенства
Практикум





УЭ- 34. системы показательных уравнений и
неравенств



М-4
Логарифмическая функция.
УЭ-41. Логарифмы. Свойства.
Десятичные и натуральные логарифмы

13



УЭ-42 .Логарифмическая функция, ее свойства и график.





УЭ-43. Логарифмические уравнения





УЭ-44. Логарифмические неравенства





УЭ-45. Практикум



М-5
Многогранники.


УЭ-51. призма

8



УЭ-52. пирамида





УЭ-53. симметрия





УЭ-54. Практическая работа




6
тригонометрия


32

7
Итоговое повторение курса математики


13



Преподаватель Т.К.Кукарина





15