Модульное обучение на уроках литераеурного чтения


Модульное обучение на уроках литературного чтения
right0Мордвинова Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ Саваслейская сош Нижегородская область.
Информация сегодня становится стратегическим ресурсом развития общества, требует постоянного обновления, поэтому современное образование должно представлять собой непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей.
Как повысить эффективность уроков? Как изменить урок, чтобы каждый ученик смог проявить себя? Как вовлечь учащихся в активную самостоятельную деятельность на протяжении всего урока с учетом их возможностей и способностей? На эти вопросы я нашла ответ в одной из инновационных технологий - модульном обучении. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.
Цели модульного обучения, как и любой новой технологии, глубоки, но вполне достижимы:
- превращение ребенка из объекта управления в субъект управления;
- формирование у него самостоятельности и способности к самоуправлению, самообразованию, самовоспитанию, самоорганизации;
- диагностирование целеобразования и объективного контроля, самоконтроля результатов.
Вопросы технологии модульного обучения раскрываются в научных работах многих талантливых педагогов: С. Н. Лысенковой, И. Б. Сенновского, П. И. Третьякова, Т. И. Шаталова. Опираясь на психолого - педагогическую теорию П. А Юцявичене, который один из первых авторов обосновал сущность и методические основы модульного обучения, разработал принципы и правила построения модульной программы, и научную литературу, я решила, что внедрение модульной технологии в начальной школе целесообразно начинать с работы по алгоритму. В дальнейшем модульный подход в обучении стала использовать на уроках математики, русского языка, окружающего мира. Апробацию данной технологии я начинала с уроков литературного чтения, прочитав книгу профессора П.И.Третьякова о новых технологиях обучения.
Для уроков литературного чтения, я разработала модули – шаблоны на каждый этап урока, которые соответствуют уровню знаний и умений младших школьников.



Данная технология универсальна. Модули – шаблоны можно использовать на других учебных предметах, содержание которых должно соответствовать учебной дисциплине. Технология модульного обучения имеет продолжение в старших классах. Это уроки – блоки по определенной теме.
В начальной школе я в каждом модуле ставлю
дидактическую цель,
излагаю содержание учебной информации,
указываю практические задания, даю разъяснения и рекомендации к этой информации,
предлагаю вопросы для итогового обобщения.

Так проходит алгоритмизация процесса обучения по предписаниям, данным мною. Выполнил один шаг, можешь приступать к следующему, не достиг цели модуля, вернись к началу. А это и есть продвижение в обучении. «Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю»- вот так бы я сказала словами Конфуция о модульном обучении.
Как же происходит изучение нового материала на уроке литературного чтения по модульной технологии?
1. Ребята получают рекомендации от учителя в письменной форме.
2. Учатся целеполаганию.
3. Самостоятельно проводят антиципацию (прогнозирование) содержания нового текста, а затем сообщают свои предположения учителю.
4. Планируют по алгоритму свою деятельность, то есть самостоятельно читают текст по данным предписаниям, делятся чувствами о прочитанном друг с другом, работая в паре.
5. Контролируют и оценивают свою деятельность и соседа по парте.


Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, почувствовать успех, продемонстрировать товарищам свои умения.
Задача учителя - мотивировать, организовывать, консультировать и направлять работу учащихся в отличие от традиционного обучения, где роль учителя - объяснять, разъяснять новый материал, управлять. Я ввожу модули со второго класса, когда ученики могут самостоятельно прочитать задание. Даю упрощенный вариант таблицы. Памятка имеется у каждого ученика. Вот как выглядел модуль 1 по проверке домашнего задания во 2 классе.

Постепенно развиваю у своих учеников умения пользоваться алгоритмическими предписаниями постепенно, останавливаясь на каждом этапе основательно. После того, как ребята приобрели устойчивые навыки самостоятельной работы, переходим к более сложному алгоритму, в котором уже четко определены цели, объемнее учебный материал, имеются методические рекомендации. И вот этот модуль в 3 классе.

Соответственно усложняются и модули для каждого этапа урока, которые оцениваются как самостоятельный блок, поэтому модульный урок в отличие от традиционного дает возможность получить всем ученикам несколько оценок, которые выставляются в карты успеха. Я предлагаю два варианта рейтинговых учебных достижений: по основным навыкам, по конкретному результату.


Карты успеха имеют важное значение для проведения индивидуально – дифференцированной работы на последующих уроках.
Ребята самостоятельно оценивают правильное, выразительное чтение, чтение наизусть по памяткам, которые я разработала.


Не обязательно каждый урок в начальной школе выстраивать как модульный, да этого и не требуется, поскольку такой урок предполагает большую подготовку как учителя,
так и учащихся. Это и есть видимый недостаток модульной технологии. Большая трудоемкость создания модулей и немалые издержки на их написание и тиражирование. Для использования этой технологии требуется высокая квалификация преподавателей, их мотивация и подготовленность к использованию модульного обучения.
В зависимости от целей и задач урока, я использую 1,2 или несколько модулей, потому что эта технология раскрывает новые творческие потенциалы и для учителя, и для ученика, способствует самореализации детей в самостоятельной деятельности.
Например, исследовательские работы учениц 4 класса по темам: «Заповеди В. Мономаха», «Книгопечатание на Руси» заняли 1 место в школьном конкурсе творческих работ «Я познаю мир».
Работая на уроках литературного чтения», где основным методическим направлением является проблемно – диалогическое обучение, и применяя модульную технологию, можно добиться достаточно высоких результатов.

На каждого ребенка я составляю индивидуальную карту модульности, которая наглядно показывает рост каждого ученика.

Результатом такой деятельности являются умения моих детей работать в паре, группе самостоятельно по заданному алгоритму, оценивать и анализировать свою деятельность, владеть навыками контроля и самоконтроля, а самое главное формируются навыки учебного, делового общения, умения слушать и слышать, не быть равнодушными к получению знаний – то есть то важное, что необходимо для соблюдения преемственности в обучении при переходе из младшего звена в среднее.
Качество знаний учащихся 4 -го класса за 2013
год:
литературное чтение – 83%
русский язык – 72%
математика -70%
окружающий мир – 88%
Качество знаний учащихся 5 класса за 1-е полугодие 2013 года:
литературное чтение- 84%
русский язык – 72%
математика – 70%
окружающий мир – 88%
Сравнивая результаты качества знаний детей, я убедилась в том, что модульное обучение способствует самореализации детей в образовании. Уверена, что мои ученики и в дальнейшем будут уметь четко ставить перед собой цель, работать так, чтобы достичь её, потому что они уже получили навыки самообразования.
Результаты показали, что разработка данной технологии является перспективной.
Работая индивидуально по модульной программе, учащийся усваивает учебный материал в том темпе, который ему удобен, имеет возможность обратиться к учителю, увеличить количество тренировочных упражнений в случае недостаточного усвоения материала или получить задания для углубления своих знаний.
Мой опыт работы по данной технологии показывает, что она даёт только положительные результаты. Нестандартная форма проведения учебного занятия, возможность самим искать ответы на вопросы, оценивать себя – всё это способствует формированию мотивации в получении знаний, повышению качества знаний, повышению уровня коммуникативных и организаторских способностей учащихся.
Поэтому я пришла к выводу, что практика использования модульной технологии на уроках литературного чтения должна распространяться.
 
Литература
Вазина, К. Саморазвитие человека и модульное обучение \ К. Вазина, –Н.Новгород., 1991г.
Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе \ П. И. Третьяков, И.Б.Сенновский. – М., 1987г.