Публичное представление собственного инновационного опыта Рахимовой Надежды Раиловны учителя математики МБОУ «Багаевской СОШ № 2» Багаевского района Ростовской области


Публичное представление собственного инновационного опыта
Рахимовой Надежды Раиловны учителя математики МБОУ «Багаевской СОШ № 2»
Багаевского района Ростовской области
Характеристика инновационного опыта.
«…Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя». Э.Хоббарт Тема инновационного педагогического опыта.Сегодня я пришла к вам с подарками. УГОЩАЙТЕСЬ! Последние 3 года я работаю над проблемой «Развитие познавательной активности и интереса к знаниям на уроках математики в условиях реализации ФГОС»1.1. Условия возникновения и становления опыта.Чем дольше работаешь учителем, тем больше задаешься вопросом, а все ли я делаю правильно для того, чтобы научить каждого ребенка? Все ищешь новые методы, способы, чтобы дети учились с желанием. Научить каждого не просто. Но если ученик на уроке будет мыслить плодотворно и творчески, ему будет интересно, то у него обязательно будут знания. А развивать активность и интерес к знаниям, побуждать к действию помогают задания занимательного и творческого характера, индивидуальные разноуровневые задания, практические работы, использование информационно-коммуникационных технологий.Необходимо на уроке создать такой микроклимат, чтобы любой ученик мог раскрыть свои творческие способности, чтобы ученик видел свою степень продвижения, а мы, учителя, видели рост уровня развития и мышления обучаемых. Важно чтобы дети получали удовлетворение от проделанной ими работы и были рады своим результатам, чувствовали свою значимость. Нужно все время поддерживать интерес детей, оживляя уроки изюминками. Вот этими изюминками я хочу с вами поделиться.
1. Актуальность и перспективность опыта. Наша жизнь полна сюрпризов. В современном мире произошло столько изменений в социальном и экономическом пространстве системы образования, изменились современные требованиями к школьному обучению. Жизнь ставит человека в чрезвычайно сложные условия, требует от него решения все новых и новых задач. Сегодня, имея любую профессию, чтобы добиться успеха, быть востребованным в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, творческим, самостоятельным, ответственным коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Важно иметь потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала. Моей основной задачей при обучении учащихся стало: научить школьников учиться, то есть научить их решать проблемы в сфере учебной деятельности; научить объяснять решение любой, даже не математической, задачи; не отрицая значения предметных знаний, научить выпускников школы решать проблемы, задачи, которые ставит перед ними социум, общество, жизнь.
4. Ведущая педагогическая идея. Новизна опыта моей работы заключается в практическом преломлении и идеи использования познавательных, исследовательских методов решения задач на уроках математики, в понимании формирования и развития познавательной компетентности школьников с целью их более высокой адаптации и социальной самореализации.
2. Концептуальность.
. Таким образом, речь идет о формировании одной из ключевых компетентностей: компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, позволяющей решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. В связи с этим определяются задачи моей педагогической деятельности:
1. Обеспечение качества усвоения знаний по математике.
2. Содействие развитию познавательной и исследовательской компетентности.
3. Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их
личности.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть можно сказать «универсальным» и успешным.Я в своей практике использую различные приёмы развития познавательной деятельности.
Сегодня я остановлюсь на наиболее удачных в моей практике.
Нестандартные задачи.
Некоторые ученые утверждают, что можно научить всех творчески мыслить, особенно если эта работа начата в школе.
Творчество – это отказ от стереотипов мышления, только в этом случае можно создать что-то новое. В этом отношении большие возможности имеются на уроках математики, в частности при решении нестандартных задач. Нестандартная задача может быть скромной, но если она бросает вызов вашей любознательности и заставляет вас быть изобретательными, то вы можете испытать ведущее к открытию напряжения ума и насладиться радостью победы.
Пример: задача 5 класс как привязать козу: на колышек или на проволоку тема «Окружнность», чтобы она меньше уничтожила урожая на огороде.
Что нужно сделать для того, чтобы каждый урок способствовал формированию ключевых компетентностей, развитию личности ребенка? Как повысить их заинтересованность не только в процессе обучения, но и в результатах обучения? Попытаюсь ответить на эти практические вопросы.
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. Я на уроках математики создаю проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы.
Видео
Урок–семинар, на котором отрабатываются умение собирать, обобщать материалы, анализировать, сопоставлять, самостоятельно оценивать прочитанное, навыки самообразования, рецензирования. Урок–семинар способствует развитию исследовательской, коммуникативной компетентности.
3. Уроки–практикумы. для 5 классов.. площади фигур
Таким образом, курс математики позволяет усвоить различные способы приобретения знаний из различных источников информации и, как следствие, создает условия для формирования компетентности в сфере познавательной, способствующей развитию личности, умением выбрать нужное.
4. Часто на уроках использую задания, в которых предлагаю решить задачу различными способами. Это не только содействует формированию умений переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию, но и приучают видеть новые функции рассматриваемого объекта, комбинировать известные способы деятельности.
Решать самые простые задачи такого типа начинаю уже с пятиклассниками, и тогда к выпускному классу школьники сами ставят проблему при решении предложенной задачи и ищут пути ее решения. (Задача?)
5. Нетрадиционный урок – конкретно – урок =- игра. Игра вызывает дух соревнования, будит эмоции учеников, заставляет удивляться.В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. , комбинированный урок. импровизированное учебное занятие . Он может быть и уроком изучения нового, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Такие уроки позволяют повысить интерес учащихся к занятиям. Они помогают ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё то, хорошее, что заложено в него от природы.
Так включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным. Я использую их на разных этапах урока. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. На своих уроках использую такие игры: игра-викторина, игра «Биты», игра «Математический футбол», «Математическое лото» и другие.
Эффективны уроки-соревнования
Эти уроки основываются, как правило, на групповой деятельности учащихся, вследствие чего ценны как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед делом: ведь никому не хочется в глазах друзей оказаться несостоятельным и подвести их своим незнанием или неумением. Уроки-соревнования бывают разными по содержанию, структуре, форме организации, разной может быть и их роль в учебном процессе.
??? Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа детей в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, она позволяет в короткий срок опросить весь класс и при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы.
6. В последнее время стала практиковать использование проектного метода обучения. Основным признаком проекта является проблема, это я четко определила для себя и для моих учеников, что Нет проблемы – нет деятельности. Во время работы над проектом у учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу ситуаций, способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей. Например:
Чтобы сделать большой серьезный проект надо сначала научить учащихся поиску информации, работе со справочной литературой, научить работать в команде, развить у школьников исследовательские и коммуникативные умений. Поэтому начинать можно с работой над мини-проектами. Именно их стараюсь использовать прямо на уроках математики, начиная с 5 класса. Получив удовольствие от выполненной работы, дети с удовольствием берутся выполнять другой. Примером таких работ могут являться:
5 класс – проект «История возникновения десятичных дробей» «Модель многогранников» (цель: выполнение развертки многогранника) и т.д.
6 класс – проект «Числа с разными знаками» «Леонарл Эйлер» (цель: изучение биографий великих математиков, их вклада в науку).
Дети 5-6 классов сами составляют устный счет, делают тесты по разным темам
Все эти проекты не занимают много времени, не очень сложны в своем исследовании, но в процессе работы у учащихся формируются необходимые навыки и компетенции. Кроме этого школьники изучают информационные технологии, учатся представлять результаты своей работы в различных формах. Постепенно работа может усложняться.
Приведу пример подготовки проекта урока – игры по математике и физики «Сто к одному». Урок был проведен в рамках недели математики и информатики
Педагогический девиз проекта: “Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам” Ф.Нейман.
Педагогические цели: развить исследовательские и коммуникативные способности ребенка, привить навыки сотрудничества с другими людьми, развить умение собирать информацию и отображать ее, совершенствовать умение анализировать информацию и правильно сделать вывод.
За неделю до проведения урока класс был разделен на группы, каждая из которых получила задание.
Задание 2-1 группе: подготовить вопросы по физике на тему «Единицы измерения некоторых величин» и провести опрос учащихся школы, проанализировать полученные результаты и представить их в виде презентации;
Задание 3-4 группе: подготовить вопросы по геометрии на тему «Площади фигур» и провести опрос учащихся школы, проанализировать полученные результаты и представить их в виде презентации;
Задание 5-6 группе: подготовить вопросы по математике на тему «Из истории математики» и провести опрос учащихся школы, проанализировать полученные результаты и представить их в виде презентации;
Результаты этой работы были представлены на уроке.
Систематическое использование таких мини-проектов приведет в дальнейшем к серьезным исследовательским работам.
7. Часто использую групповую работу. ??? Все ученики класса разбиваются на 4 группы, каждая из которых работает над своим заданием. По мнению психологов, при совместной деятельности ребята, объединенные в группу, решают творческие задачи эффективнее, чем каждый из членов группы в отдельности. Работа группы – это выполнение ряда задач в определенной последовательности: сбор информационных материалов и исходных данных, обсуждение полученных результатов и их оформление, подготовка выступлений, само выступление.
Я стараюсь на уроках использовать задачи, которые можно решать несколькими способами, которые позволяют учащимся подойти к ее решению с разных сторон, указать несколько ее решений. Ставлю школьников в такие условия, чтобы они умели проводить рассуждение. Этому нужно учить детей, потому, что встречая трудности, они часто не хотят думать.

Считаю, что интересный урок- это урок сомнений, озарений и открытий.
В начале урока необходимо овладеть вниманием учащихся. Иногда предлагаю рассмотреть задачи с ошибками, которые Требуется исправить.
Дети лучше запоминают материал, если используется наглядность и видно практическое использование его в жизни. Поэтому использую рисунки к задачам, упражнения на готовых чертежах, демонстрирую модели, в том числе и сделанных самими учащимися. Упражнения на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы, обучать учащихся рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить в них общее и различное, делать правильные yмoзаключения. Важно и то, что дети с гораздо большим интересом выполняют такие упражнения, чем отвечают на обычные теоретические вопросы.



Тестовая технология необходима в современном обучении при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Я в своей практике применяю задания открытого типа, такие как закончи предложение, задания закрытого типа, где предлагается, только ответ да \ нет. Здоровьесберегающие технологии обучения. На уроках стараюсь использовать различные виды деятельности, а переключения внимания детей могут успешно выполнять физкультминутки, которые провожу как в средних, так и в старших классах. Это еще и краткий отдых, который длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам.. Упражнения для физкультминуток подбираю с учетом характера занятия, возраста учащихся.
Стараюсь чаще применять информационно-коммуникационные технологии. Ученикам очень нравятся уроки с использованием компьютера. Применение компьютера повышает эффективность работы на уроке, сосредотачивает их внимание, активизирует деятельность, вырабатывает быстроту и чёткость работы на уроке, развивает интерес к предмету. Все перечисленные приемы помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.
3. Наличие теоретической базы опыта.
В 2013 году я прошла курсы «Обновление контрольно-оценочной деятельности учителя математики в логике ФГОС» и начинаю осуществлять эту систему на практике. Мною разработаны несколько контрольных работ в 6, 10 классе.
Видео
6. Результативность опыта:
Внешними результатами является успешное участие учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах. Ежегодно учащиеся участвуют в школьных олимпиадах по математике, во всероссийских математических конкурсах «Ребус», «Олимпус», молодежных чемпионатах, в районных математических боях. Все это приводит к высокой степени самостоятельности учащихся, к поисковой и познавательной деятельности и раскрытию творческого потенциала детей.
Я хочу представить результат своего опыта «Развитие познавательной активности и интереса к знаниям при реализации личностно-ориентированного подхода», который оценивался согласно критериям результативности моей педагогической деятельности, исходя из ее задач:
1) уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);
2) результативность итоговой аттестации школьников 9 классов;
3) уровень самореализации школьников.
По первому критерию я анализировала уровень обученности за три года в одной параллели классов (с 8 по 10 класс), в которых я работала три предыдущих года. Анализ показал, что уровень успеваемости стабильный на протяжении многих лет и составляет 100 %. Уровень качества знаний у учащихся составляет 47%.
Динамика уровня обученности учащихся с 8 по 10 класс за три года
2010-2011 2011-2012 2012-2013
Уровень успеваемости 100% 100% 100%
Уровень качества знаний 45% 46% 50%
По второму критерию - результатам итоговой государственной аттестации выпускников за три года – можно сделать вывод, что в 9 классе в 2012 г. результаты пробных экзаменов по алгебре школьного, муниципального уровней соответствовали результатам итоговой государственной аттестации качество знаний по результатам ГИА в новой форме 9 класс 2012 уч. год. 59%.
По третьему критерию – сформированности показателей учебной деятельности – обнаружили, что в группе школьников, обучающихся с использованием метода «Развитие познавательной активности и интереса к знаниям при реализации личностно-ориентированного подхода», наблюдаются сдвиги в сторону развития показателей учебной деятельности. Анализ таблицы по показателям основных характеристик познавательной грани результата показывает рост по каждому показателю в 10 А классе по сравнению с 9 А классом.
Показатели сформированности и учебной деятельности 9 »А» класс 10 «А» класс
Продуктивность Алгебра 50% 51%
геометрия 41% 50%
успешность математика 28% 31%
Следовательно, я могу сделать вывод, что у старшеклассников в целом сформирована познавательная, коммуникативная и социальная компетентности.
Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности деятельностного подхода в обучении, направленного на формирование «Развитие познавательной активности и интереса к знаниям при реализации личностно-ориентированного подхода» школьников, создание условий по оптимизации самореализации школьников в учебной деятельности.
6. Возможность тиражирования.
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах; заседаниях ШМО и ММО. Являюсь руководителем МО математики и информатики.
Вывод
Моя работа «Развитие познавательной активности и интереса к знаниям на уроках математики в условиях реализации ФГОС» дает возможность решать задачи обучения, создавать условия сближения учебной и познавательной деятельности учащихся, что, в свою очередь, позволяет пробудить у них осознанную активную заинтересованность, как в самом учебном процессе, так и в его результатах.
Для основной массы учеников математика перестала быть «страшным» предметом. У них появился интерес к ее изучению, заинтересованность в результатах своего труда. Я надеюсь, что мои методические изюминки пришлись вам по вкусу. А я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требованиям, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.