Статья Применение современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе

Применение современных педагогических
и информационных технологий в образовательном процессе

После того, как к началу третьего тысячелетия понятие «технология» уверенно обрело общенаучный и общетехнический статус, область его применения продолжает активно расширяться. В педагогике появилось понятие педагогических технологий. Ещё Антон Семёнович Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы разработки «педагогической техники».
Любая технология является результатом точного прогностического знания о внутренних механизмах получения желаемого результата.
В прикладном смысле метод - это система целенаправленных действий по решению конкретной профессиональной задачи, профессиональный инструмент, которым пользуется педагог.
Свойства метода как педагогического инструмента основываются на системности действий по выбору и целесообразному сочетанию функционально взаимосвязанных компонентов:
педагогических средств,
форм взаимодействия с этими средствами (индивидуальных, групповых, коллективных, фронтальных и проч.).
позиций, определяющих степень активности участников образовательного процесса.
технологических приёмов.
Таким образом, технология – это системная последовательность методов (в их прикладном значении), обеспечивающая максимально точный стандартизированный переход от цели к запланированному результату.
Сочетание «образовательные технологии» предстаёт как некий собирательный образ, вбирающий в себя весь перечень технологий, используемых в образовании. Таким образом, использование информационных технологий служит реализации целей педагогических технологий.
Приведём примеры:
педагогические средства, (слайд - таблица педагогических средств). Компьютер, являясь техническим средством обучения, может включать использование всех перечисленных выше средств.
формы взаимодействия с этими средствами (индивидуальных, групповых, коллективных, фронтальных и проч.). Компьютер успешно применяется в различных формах обучения:
индивидуальных – различные тесты (тесты программы «Наставник»), индивидуальные задания на компьютере (например, восстановление ткста на уроке русского языка)
групповых – создание презентации, подготовка какого-либо задания и проч., (например, «Куда исчезла туча?»)
фронтальных –построение урока с опорой на мультимедийную презентацию.
позиций, определяющих степень активности участников образовательного процесса. (слайд «Степень активности»)
технологические приёмы (способы информационно-образовательного влияния на организм в целом, захватывающие его глубинные нейрофизиологические основания. В педагогическом отношении наиболее известными в практике являются подражание, заражение, внушение.
Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий в школе, в том числе и начальной можно выделить следующие:
Первый аспект – компьютер как объект изучения. Это характерно прежде всего для модуля «Информатика» в курсе «Технология» (труд) и для кружков информатики.
Второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный учитель. В таком качестве компьютер используется при изучении различных дисциплин (тренажёры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.д.).
Третий аспект – компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим.
Например, для развития у учащихся творческих компонентов мышления на занятиях кружка информатики учащиеся создавали свой рисунок или орнамент, используя заданный набор графических элементов (программа «Занимательная информатика»), а также планируется создание рисунков к сказкам в графическом редакторе и презентации о родственниках учащихся – участниках Великой Отечественной Войны в 4 четверти.
Использование компьютерных технологий способствует повышению интереса к учебной деятельности, позволяет выйти на новый уровень обучения, открывает ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащегося.
Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, способствует развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия всех анализаторов, развитию внимания, памяти активизации творческого потенциала учащихся, стимулирует познавательную активность.
Известны многочисленные и весьма убедительные примеры, подтверждающие эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса:
На этапе предъявления учебной информации обучающимся,
На этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков и умений),
На этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения,
На этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путём совершенствования и дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.

Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач. Особенностью данной среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообучения.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребёнку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Возможные направления педагогического использования информационных технологий в начальной школе многообразны. Вот некоторые из них:
Использование средств новых информационных технологий для усиления мотивации учения и стимулирования интереса учащихся благодаря новизне работы с компьютером и мультимедийным технологиям. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.
Развитие индивидуальных особенностей. Индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся. Индивидуальная работа ребёнка за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
Расширение возможностей получаемой учебной информации. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребёнка.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, но он остаётся не только многофункциональным техническим средством обучения, но и неотъемлемой частью современных педагогических технологий.

15