МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: ДИАЛОГ КАК ОДИН ИЗ СЛОЖНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ


И. И. Куянцева(МОУ СОШ № 39, г. Воронеж)
ДИАЛОГ КАК ОДИН ИЗ СЛОЖНЫХ ВИДОВ
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
Работа с диалогом представляет собой плодотворный вид работы, требующий объемной предварительной подготовки учащихся. Подготовка включает вариативные блоки упражнений, ведущих к реализации поставленной цели. Для ее достижения могут прийти в помощь как диалоги-аналоги, так и отдельные компоненты диалога.
На первом этапе, для того, чтобы сформировать и активизировать навыки употребления таких компонентов, как формулы общения, необходимо использовать (или создавать) такие ситуации на уроке, которые стимулировали бы учащихся к употреблению той или иной формулы с опорой на карточки. Каждая формула общения имеет определенный символ, по которому легко понять ее смысл.
Приводим примеры некоторых подобного рода ситуаций.
Statement (заявление, утверждение) Agreement (cогласие)
+
S
The weather is fine today Yes, of course.
I have read a book Naturally Yesterday I received a letter from It goes without saying
my pen-friend. Surely.Exactly.
+

Advice (совет)Intention (намерение)
You should go to bed.Let's talk about…
I advise you to… I advise you to…
You'd better… I am going…
If I give you a word of advice?
-
!
Don't come…
Expressing surprise Disagreement (несогласие)
(выражение удивления)
Really?No, it is not. I disagree.
Why?On the contrary.Words fail me!No, I don't.
How can you…?No, I can't.
++
What!Nothing of the kind.Satisfaction (удовлетворение)
Well done.
Wonderful!
Good for you.
That's all right.
That's great.

:


=
±
Учащимся предлагается изучить формулы общения перед работой в диалоге. В соответствии с созданной ситуативностью, учащиеся без затруднений применяют такие формулы общения. При этом мы предлагаем учащимся использовать определенные знаковые обозначения в работе с диалогом:
UncertaintlyСommand(сомнение)(команда, приказ)
Indifference
(безразличие)
Regret
(сожаление)
Suggesting
(предложение)
Necessity
Reasoning(необходимость)
(причина, довод)
Additional informationThanks
(дополнительная информация)(благодарность)
Показывая последовательно карточки с символами, можно запрограммировать тот или иной диалог, только необходимо учитывать тему, знание учащимися определенной лексики и грамматики, их возраст и интересы. Тренировочная работа проводится до тех пор, пока ученики не усвоят все формулы общения.
На заключительном этапе учащимся предлагаются ситуации, которые стимулируют неподготовленную речь. Например, нужно высказать свое мнение по определенному вопросу и обсудить все «за» и «против».
Изложенная система формирования навыков диалогической речи с опорой на символы способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.