«Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано»


Методическая разработка
«Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано»
Фахрутдинова Альбина Равильевна, педагог по классу фортепиано
МБУДО «Детская музыкальная школа №21» г. Казани
«Лучший способ научиться быстро читать –
это как можно больше читать»
И.Гофман.
Развитие у учащихся навыка чтения нот с листа является одним из важнейших разделов обучения ученика игре на музыкальном инструменте, крайне необходимого для его практической деятельности.
Обучение игре по нотам осуществляется в виде разбора и чтения с листа.
Разбор - процесс отработки каждого элемента, каждой детали нотного текста. При разборе возможны замедленный темп, остановки и поправки.
Под чтением с листа понимают сквозное проигрывание нового музыкального материала по нотам, основная задача которого – ознакомление с произведением в общих чертах. Необходимость безостановочного проигрывания нового материала, при котором исполнитель ограничен временем, делает процесс чтения с листа значительно более сложным по сравнению с разбором.
Успешность чтения с листа целиком зависит от степени развития знаний, умений и навыков исполнителя: чем больше видит и внутренне слышит музыкант в нотном тексте, тем скорее и далее предугадывает логику развития музыкального материала, чем лучше владеет инструментом, тем успешнее читает он и ноты с листа. Чтобы добиться большей скорости в чтении нот с листа, необходимо как можно больше читать с листа. Быстрота успехов зависит от общего музыкального образования; чем оно совершеннее, тем легче угадывать смысл фразы, всего лишь раз виденной. При быстром чтении возможны ошибки, но это поможет развить способность «схватывать» нотный текст, а это облегчит чтение деталей. Для развития навыков чтения с листа рекомендуется исполнять нотный текст в темпе и без остановок, следует идти от целого к деталям. Успешно читать с листа способен учащийся, который научен мгновенно и точно «схватывать» хотя бы небольшие музыкальные построения – фразы, мотивы; обладает соответствующими игровыми навыками и «чувством клавиатуры»; быстро находит рациональную аппликатуру. Некоторые преподаватели считают, что при чтении с листа аппликатура вовсе не контролируется, но это не совсем так; аппликатурная точность является существенным фактором в деле успешного прочтения с листа нового нотного текста.
Обучение чтению с листа лучше начинать с анализа нотной записи предварительно усвоенного по слуху легчайшего музыкального материала. Поскольку не только слуховое, но и зрительное восприятие той или иной тональности способствует формированию и развитию соответствующих тональных ощущений и представлений. С первых же занятий для чтения с листа следует использовать широкий круг тональностей.
Особую роль в деле обучения чтению с листа следует придавать зрительному анализу предназначенного для чтения с листа нотного текста. Анализ создает наиболее благоприятные условия тому, чтобы учащийся вник в музыкальный материал, постарался услышать, представить характер музыки еще до воспроизведения ее на инструменте. На основе анализа активно формируются и технические представления. Анализ включает в себя осмысление размера, лада, тональности, определение составных частей мелодии (предложений, фраз, мотивов), цезур. Фиксацию в музыкальных построениях ритмической, мелодической и гармонической повторности; выявление характерных особенностей мелодии – движение по ступеням гаммы, по звукам трезвучия, скачками на устойчивые и неустойчивые звуки лада; определение фразировки, примерной динамики звучания; проектирование движений и аппликатуры. В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков в анализ следует включать определение формы произведения, выявление гармонических особенностей и других элементов музыкальной речи. В процессе анализа не следует задерживаться на легкодоступном материале – лучше больше внимания уделить трудным местам – скачкам, сложным ритмическим и гармоническим моментам.
Учить ученика фиксировать мелодии не отдельными звуками, а законченными построениями, как уже отмечалось, следует с первых шагов обучения. Важным является воспитание умения зрительно ощущать и внутренне чувствовать более или менее законченную музыкальную мысль.
Структуру музыкальных построений начинающему учащемуся будет значительно легче понять на основе песенных мелодий, в которых – и на это сразу нужно обратить его внимание – фразы литературного текста совпадают по своему строению с музыкальными. При чтении и разборе нового текста многие педагоги часто заставляют учащегося вести счет. Делать этого по возможности не следует, поскольку при счете ученик значительно хуже себя слушает. Одновременно тормозится развитие умения комплексно схватывать ритмические фигурации. Усилия педагога при чтении с листа нового ритмического рисунка должны быть направлены на воспитание в учащемся умения комплексно «схватывать» ритмические фигурации по соотношению длительностей между собой.
Счет же следует использовать как вспомогательное средство в процессе предварительного зрительного анализа нотного текста, когда педагог хочет убедиться, правильно ли учащийся ритмически мыслит.
Анализ нотного текста является важнейшей предпосылкой грамотного чтения с листа. Он активизирует музыкально-теоретическое мышление исполнителя. Практика показывает, что когда временная организация мелодии (ритм, форма, темп) уложилась в сознании учащегося, звуковысотные соотношения исполняются значительно успешнее.
Для развития гибкости в чтении с листа полезно вместе с тем, используя различный по степени сложности музыкальный материал, ставить перед учащимися различного рода задачи. После того как учащийся приучится соблюдать важнейшие принципы чтения с листа, полезно время от времени требовать от него исполнения нового нотного текста без предварительного анализа. Этот методический прием развивает способность быстрой ориентировки в музыкальном материале.
Активно воспитывает внутренний слух и слухо-двигательную взаимосвязь разучивание нотного текста без инструмента.
Комплексному восприятию нотного текста во многом помогают знания определенных закономерностей нотописания, а именно:
Группировка нот способствует охвату целых групп; при этом вязки указывают не только на длительности нот, но и на направление мелодического движения.
Фразировочные лиги указывают на законченность построений.
Нотографические стереотипы созвучий, то есть графические изображения интервалов и аккордов, способствуют их восприятию не отдельными звуками, а целыми нотными знаками.
Свой графический знак имеет каждый интервал и аккорд. Воспитание умения воспринимать созвучия целыми нотными знаками должно осуществляться на основе охвата их взглядом снизу вверх.
Итак, обозначим последовательность этапов обучения чтению с листа, опираясь на известный принцип: от простого к сложному. Целесообразно начать обучение с самой простой задачи: с прочтения ритма мелодии (воспроизвести хлопками или голосом). Начинать необходимо обучение с пьес однородной фактуры, для которой характерно:
монодичезкий склад, антифонное изложение либо параллельное движение голосов;
гомофонно-гармонический склад, постоянство ритмических фигураций, сходство синтаксических структур.
Далее следует читать пьесы со знаками альтерации, в обоих ключах и с расположением звуков на двух нотных станах. Затем задачи усложняются по нескольким направлениям:
чтение пьес гомофонного склада с выдержанным звуком (интервалом, аккордом) в левой руке, со вкраплениями полифонической фактуры (подголосочной, имитационной);
переход от проигрывания поступенных мелодий к скачкообразным, с усложненной ладогармонической структурой, альтерированными звуками;
комплексное прочтение аккордов и гармонических фигураций с постепенным увеличением количества перемещений;
изучение различных аппликатурных принципов;
чтение пьес со все более сложной артикуляцией, динамикой, усложнением интонационного содержания:
усложнения различных типов синтаксических структур, композиционного строения произведений.
Немалое воздействие на формирование навыков чтения с листа, на развитие беглости чтения с листа музыкальных произведений оказывает систематическая игра четырехручных ансамблей с педагогом на уроках, которая тренирует быстроту реакции и стимулирует сообразительность ученика. Здесь зарождаются необходимые волевые импульсы, часто помогающие ученику мгновенно решать стоящие перед ним задачи.
В процессе обучения чтению с листа можно использовать следующие упражнения:
мысленное представление исполнения;
педагог играет медленно, а ученик фиксирует рукой ритм сопровождения;
прохлопывание длительностей мелодии и сопровождения одновременно двумя руками;
педагог начинает играть фразу, а ученик продолжает ее;
«фотографирование» (стимулирование ускоренного восприятия нотного текста) – предъявляется на несколько секунд и закрывается определенный отрывок текста, который учащийся должен запомнить, мысленно представить и сыграть;
игра в «слепую» – тренировки ориентации на черных клавишах и различных видах фактуры;
отработка аппликатуры без инструмента, на инструменте;
исполнение аккордов фигурациями снизу вверх (расположение);
исполнение фигураций аккордами (сжатие).
Количество в чтении с листа играет не маловажную роль.