Обобщение опыта «Использование ИКТ на уроках математики как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету «


Управление образования Калганского района
МОУ Чупровская ООШ





Обобщение педагогического опыта


Тема «Использование ИКТ на уроках математики
как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету»












Автор: Лоскутникова Л. И.,
учитель математики













с. Чупрово, 2014 г.
Содержание: Раздел I
Информация об опыте3. Актуальность..4
Ведущая педагогическая идея.5
Длительность работы над опытом..6
Диапазон опыта.6
Теоретическая база.6
Новизна ..10
Раздел II
Технология опыта.10 Раздел III
Результативность опыта ... 15 Приложение №1 .....19
Входное диагностическое исследование
Приложение №2:.21
Внеклассное мероприятие по математике для 5-9 классов «Веселый час математики»
Приложение №3..26
Конспект урок – путешествие в 5 классе с использованием ИКТ: «Десятичные дроби».







Раздел I
Информация об опыте
Данный опыт возник на базе МОУ ООШ с. Чупрово в 2013 году.
В 2013 году мною проводилось первичное диагностическое исследование, целью которого являлось выявление эффективности использования ИКТ на уроках математики как средства повышения познавательного интереса учащихся к обучению. Метод проведения диагностического исследования – анкетирование, которое я провела с учащимися МОУ ООШ с. Чупрово.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. «Как часто на уроках применяют мультимедиа-технологии?»: не очень часто -45%, часто- 47%, очень часто-8%.
2. «Как ты думаешь, какая польза от компьютера на уроке?»: большая-46%, маленькая - 28%, затруднились ответить-26%.
3. «Если бы ты был учителем, с чем бы ты работал на уроке?»: с учебником-45%,с информационно-коммуникационными технологиями- 18%, с таблицами, схемами, рисунками-37%.
4. «Как ты относишься к использованию компьютера на уроке?»: равнодушно-56%, положительно-34%, не хочется-10%.(Приложение 1)
При наблюдении за учащимися в 2012 году, с целью определения уровня развития познавательной активности были выделены специальные критерии наблюдения и составлен протокол (Приложение 2), анализ которого показал следующие результаты:
1. Сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме - 25%;
2. Стремление участвовать в дискуссии - 32%.
3. Непосредственный интерес к новым фактам - 40%.
4. Желание отвечать и задавать вопросы - 24%.
5.Эмоционально переживают при преодолении затруднений в деятельности - 11%.
6. Проведение самоконтроля, самоанализа и самооценки собственных познавательных практических действий - 26%.
7. Участие в коллективной работе класса - 30%.
В ходе собеседований учащиеся отмечали, что использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики повышает их интерес, мотивацию к учению. Однако при этом было выявлено, что активность учащихся не всегда является продуктивной и устойчивой.
Актуальность
Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций информационной среды стали началом преобразования традиционной системы образования и первым шагом к формированию информационного общества.
На фоне единого информационного пространства возникла потребность обучать школьников с применением новых информационно - коммуникативных технологий, которые дают богатейшие возможности для развития личности ребёнка. Компьютер в школе перестал быть только предметом изучения, он стал средством обучения. Компьютер позволяет использовать обучающие электронные продукты в ходе изучения школьниками различных предметов.
Передо мной встала проблема: как повысить познавательный интерес учащихся на уроках, повысить качество образования по математике, используя информационно-коммуникативные технологии, ведь, с одной стороны, необходимо дать прочные знания в рамках школьного курса и сформировать у них навыки практической грамотности. С другой стороны, необходимо приобщить учеников к информационной культуре.
Современный урок немыслим теперь без компьютерных технологий. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках математики как средство повышения мотивации обучающихся является актуальной проблемой современного школьного образования.
При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.
Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий стимулирует познавательный интерес, создавая условия для мотивации к изучению предметов, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.
ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности её субъектом становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания.
Проведённый мною анализ педагогической литературы и практики образования показал наличие явного противоречия между необходимостью познавательного интереса учащихся в обучении математике и недостаточной разработанностью методической системы использования информационно-коммуникационных технологий как средства повышения познавательной интереса учащихся в учебном процессе.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для повышения познавательного интереса учащихся к обучению на уроках математики, посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом велась в течение 3 лет (2012-2014 г.г.) и была разделена на несколько этапов. На первом этапе (2012) изучалось современное состояние проблемы опыта, выполнялся анализ психолого-педагогической литературы. В результате выполненной работы я выяснила исходные особенности психики учащихся, разработала методику использования ИКТ на уроках математики.
На втором этапе (2013) я попыталась реализовать формирующие и развивающие приемы основных теоретических положений опыта на основе систематического включения элементов методик и технологий для повышения познавательной интереса учащихся при внедрении информационно-коммуникационных технологий.
На третьем этапе (2014) я пыталась оценить эффективность и результативность условий повышения познавательного интереса учащихся, систематизировать и обработать результаты.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен дидактической системой моих уроков по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках математики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к обучению.
Теоретическая база
В основе педагогического опыта лежат идеи В.А. Сластёнина [10], Г.И. Шукиной [12], А. К. Макаровой [5]. При работе над данной темой были использованы следующие научные издания: «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Е.С.Полат [6] и другие.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями понимают компьютерные технологии. 
Информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
Средства информационных и коммуникационных технологий – это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей.
Определим само понятие – познавательный интерес. Г.И. Щукина писала: «Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов». Пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области. Учитель воспитывает интерес к своему предмету.
От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробуждению научной любознательности и всё более устойчивой направленности личности на изучение предмета – таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия.
Познавательная активность в опыте представлена как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности»[14].
Под активностью ребёнка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельности отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний  и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Селевко Т.К. отмечает, что такого рода активность является следствием целенаправленных идеологических воздействий и организации соответствующей педагогической среды, применяемой педагогической технологией [8].
Анализ путей стимулирования познавательной активности в современной школе, позволил выделить несколько направлений: становление учащегося как субъекта учебной деятельности; диалогизация учебного процесса; личностно-ориентированное взаимодействие; индивидуализация и дифференциация обучения; использование методов проблемного обучения; самостоятельная работа учащихся; связь их с личным опытом; создание доброжелательной обстановки в классном коллективе; организация ситуации успеха (А. К. Маркова, И.С. Мелехина, Т.А. Ротанова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина и др.)
По мнению М.Н. Скаткина, важным элементом познавательной активности учащихся является характеристика уровней её развития:
воспроизводящая активность характеризуется стремлением учащихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения;
интерпретирующая активность характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания; проникновению в сущность явления, стремление выявить связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых ситуациях.
творческий уровень характеризуется стремлением учащегося глубоко проникнуть в сущность явления и для реализации этой цели искать и находить новые способы.
Используя классификацию Г.К. Селевко, можно выделить III варианта применения информационных технологий:
как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);
как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);
как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера)[13].
Теоретический анализ, проведённый по проблеме исследования в процессе становления опыта, показал, что изучение особенностей использования информационно-коммуникационных технологий при обучении школьников на уроках математики должно включать знакомство с разными аспектами проникновения информационных технологий в сферу начального образования. В частности, необходимо детальное рассмотрение используемых в школьном образовании технических средств информатизации, программных средств, их содержательного наполнения. 
Традиционные аналоговые технические средства, которыми я пользуюсь при проведении уроков математики: аудиосредства, графические и фотографические средства, кинопроекционная техника, видео и телевизионные средства. Цифровые технические средства: аудиосредства, графические и фотографические средства, проекционная техника, видео и телевизионные средства. Компьютерные средства информатизации: компьютерные мультимедиа-средства записи, обработки и воспроизведения звук; записи обработки и визуализации текста, графических и фотографических объектов; записи, обработки и воспроизведения видео.
Использование информационных технологий необходимо рассматривать в единстве всех составляющих образовательного процесса:
создание уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий;
творческая проектная работа учащихся;
конкурсы;
библиотека, ресурсы Интернет;
социально–психологический мониторинг становления личности учащегося;
творческое взаимодействие с педагогами[13].
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в творческом использовании средств ИКТ в приобщении учеников к информационной культуре.

Раздел II
Технология опыта
Цель создать условия для формирования информационной культуры обучаемых, что подразумевает не только умение обрабатывать информацию учащимися, но и всестороннее развитие личности школьников и повышение интереса к предмету.
Для достижения цели, следует решить следующие задачи:
определить совокупность психолого-педагогических условий повышения познавательного интереса учащихся посредством использования информационно-коммуникационных технологий;
определить ведущие принципы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как средство повышения познавательного интереса учащихся; осуществить отбор эффективных способов и приёмов включения средств информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;
разработать и реализовать алгоритм педагогического взаимодействия направленного на повышение познавательного интереса учащихся посредством включения средств информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс;
определить совокупность показателей для достижения положительной динамики использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как средства повышения познавательного интереса учащихся;
разработать модели учебных занятий по математике на основе использования информационно-коммуникационных тех
создать условия для повышения качества образования на основе использования в учебном процессе информационных технологий;
создать условия для повышения мотивации обучающихся;
способствовать развитию познавательного интереса учащихся;
способствовать стимулированию самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;
совершенствовать формы и методы организации учебного процесса.
Я использую информационные технологии в обучении при:
1) изложении нового материала визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы: 1С. Геометрия. 7 класс; мультимедийный репетитор. Математика: полный курс. 7-11 классы; программа презентаций Power Point) и др.;
2) закреплении изложенного материала (тренинг);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием);
4) самостоятельная работа учащихся (энциклопедии), презентации;
6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление);
7) физминутки;
8) устный счет.
Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплектов.
Проектирование компьютерных уроков я начинаю с составления календарно-тематического плана изучения темы, в котором использование средств ИКТ оптимально распределяю по всем урокам. При этом обязательно учитываю следующее: содержание изучаемого материала; наличие компьютерных средств; необходимость чередования различных типов компьютерных средств; классические требования к уроку.
Для плана конкретного компьютерного урока составляю временную структуру урока, отбираю наиболее эффективные средства, рассматриваю целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами. Отобранные материалы оцениваю во времени, так как их продолжительность не должна превышать санитарных норм. При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала провожу поиск в Интернете. Тогда из найденных материалов составляю презентационную программу.
Возможности компьютера я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков, при подготовке к ГИА.
Применяю демонстрационный материл, имеющийся для каждого класса, что позволяет чередовать разнообразные методические приемы.
Методически грамотная подача материала в компьютерной программе способствует успешному формированию личностных компетенций обучающихся при изучении этой темы.
Организую внутриклассную групповую дифференциацию. Обычно класс делю на три группы:
учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять;
учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы;
учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение.
Каждая группа работает по своему варианту. С учащимися первой
группы занимаюсь сама, а учащиеся второй и третьей группы справляясь с основным заданием, получают право выполнить взаимо- или самопроверку. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку.
Использую любой формат (текст, изображение): тестирование, развивающую игру, проблемную ситуацию.
В результате все ученики включены в мыслительную деятельность,
готовы к восприятию нового материала. Степень самостоятельности при таком виде деятельности может быть либо полной, либо частичной.
Большой интерес вызывают у учащихся презентации.
Компьютерный контроль знаний имеет существенные преимущества по сравнению с традиционным.
Использую разнообразные формы контроля: тесты, самоконтроль, взаимоконтроль, рейтинговый контроль.
Преимущества состоят в следующем:
-осуществляется индивидуализация контроля знаний;
-повышается объективность оценки;
-ученик видит детальную картину своих недоработок;
-оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;
-на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.
Компьютер помогает мне в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени.
В качестве домашнего задания каждый желающий может получить индивидуальное задание: составить мини-презентацию по теме урока (теория, практика), тестирование.
Важным пунктом применения ИКТ становится подготовка к ГИА.
Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках математики. Тесты могут быть представлены в электронном виде и в интерактивном режиме. Если дети затрудняются при ответе на какой-либо вопрос, тогда рассматриваем полное решение с пояснениями. В конце занятий провожу тестирование. После этого на экране вывожу готовые ответы для проверки. Если есть ошибки, то вместе с детьми ищем правильный ответ. На последних занятиях даю различные варианты КИМ, чтобы учащиеся увидели свои результаты, где и по каким тема есть пробелы в знаниях, на что еще нужно обратить внимание.
Применение ИКТ при подготовке к ГИА дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний, так как активизирует все виды деятельности ученика, что позволяет ускорить процесс усвоения материала.
Раздел III.
Результативность опыта

Результативность опыта  может быть оценена по двум основным критериям: по степени научной новизны и практической значимости. Степень научной новизны выражается в том, что в работе исследованы и установлены причинно-следственные связи, имеющие место между спецификой используемых методов и средств повышения уровня базовой математической подготовки учащихся, степенью применения информационно-комуникационных технологий при решении практических задач по математике и повышением уровня образования учащихся.
Практическая значимость работы выражается в том, что в ней продемонстрирован регулярный, закономерный путь достижения несомненно актуального для учебных заведений конечного результата – значимого повышения уровня образования учащихся. Опыт по применению использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода и повышения познавательной самостоятельности учащихся динамичен, так как зафиксировать результативность эксперимента возможно наблюдая изменения разработанных показателей за исследуемый период.
Управление обучением с помощью компьютера привело к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности обучающихся. Повышение качества математической подготовки обучающихся повлекло за собой положительную динамику уровня обученности по математике, зафиксирован рост активности обучающихся на уроках познавательной деятельности, рост числа участников и призеров различных математических конкурсов.
Систематическое использование электронных учебных ресурсов на уроках математики привело к  овладению учащимися навыками создания мультимедийных презентаций, повысился уровень информационной компетенции учащихся.
Применяя информационные технологии на уроках математики мне удалось:
индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
информационные технологии повышают информативность урока,
эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность;
повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации и т.д.);
использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных
вычислений;
снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования;
создать условия для развития самостоятельности учащихся, ученик
решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски
или у товарища), 
повысить интерес к предмету, уверенность в том, что ученик может
усвоить предмет;
итогом внедрения информационно-комуникационных технологий в
образовательный процесс является позитивная динамика изменения
мотивации учащихся. 
Результативность и эффективность педагогического опыта обеспечивает
улучшение, преобразование существующей образовательной ситуации; повышение
качества образовательного процесса и его результатов; положительную динамику
развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями. 
Показателями результативности опыта можно считать:
ежегодные контрольные срезы показывают повышение уровня усвоения
знаний по математике ;
позитивная динамика учебных достижений учащихся;
По результатам наблюдения за учащимися, с целью определения уровня
развития
Познавательного интереса были выделены специальные критерии наблюдения и
составлен протокол. Динамика показателей роста уровня познавательного
интереса представлена в таблице 1. По результатам наблюдения мы приходим к
выводу, что уровень развития познавательного интереса учащихся данной школы
вырос.
Таблица 1.
Результаты определения уровня развития познавательного интереса
за 2012-2014 гг.

№ №№
№ п/п
Показатели
Года
Сосредоточен, концентрирует внимание на изучаемом предмете, теме
Стремится участвовать в дискуссии
Непосредственный интерес к новым фактам
Отвечает и задает вопросы
Эмоционально переживает при преодолении затруднений в деятельности
Самоконтроль, самоанализ и самооценка собственных познавательных и практических действий
Участие в коллективной работе класса

1
2012
25
32
40
24
11
26
30

2
2013
28
37
43
36
9
51
26

3
2014
35
40
56
49
13
60
68


По данным анкетирования за три года наблюдается позитивная динамика
изменения уровня мотивации учащихся к предмету. Динамика показателей роста
мотивации к предмету математики посредством применения информационно-
коммуникационных технологий представлена на рисунке 1. 13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415 Рис.1. Рост мотивации к изучению предмета математики за 2012-2014 гг.
Познавательный интерес к предмету за 2012-2014 гг. вырос с 20,4% до 34%,
значимость личности учителя математики для ученика увеличилась с 30,6% в 2012
году до 45% в 2014 году, а практическая направленность предмета возросла с
24,5% в 2012 году, до 28,6% в 2013 году и 35% в 2014 году соответственно, что
свидетельствует об эффективности внедрения информационно-
комуникационных технологий на уроках математики. Результаты опыта свидетельствуют о позитивном влиянии внедрения в
образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий
на уроках математики, что доказывает эффективность образовательного процесса. Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках
математики, можно сделать вывод: информационно-коммуникационные
технологии ускоряют процесс обучения; они способствуют резкому росту
интереса учащихся к предмету; улучшают качество усвоения материала;
позволяют индивидуализировать процесс обучения; дают возможность избежать
субъективности оценки. Приложение 1 Входное диагностическое исследование 1. «Как часто на уроках применяют мультимедиа-технологии?»:
не очень часто
часто
очень часто
2. «Как ты думаешь, какая польза от компьютера на уроке?»:
большая
маленькая
затруднились ответить
3. «Если бы ты был учителем, с чем бы ты работал на уроке?»:
с учебником
с информационно-коммуникационными технологиями
с таблицами, схемами, рисунками
4. «Как ты относишься к использованию компьютера на уроке?»:
равнодушно
положительно
не хочется
Наглядно, результаты входного диагностического исследования представлены на
рисунке 2.- 5
Как часто на уроках применяют мультимедиа-технологии? 13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415 Рис.2. Результаты входного диагностического исследования в 2012-2014 г.
Как ты думаешь, какая польза от компьютера на уроке? 13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 3. Результаты входного диагностического исследования в 2012-2014 г.



Если бы ты был учителем, с чем бы ты работал на уроке?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис 4. Результаты входного диагностического исследования в 2012-2014 г.
Как ты относишься к использованию компьютера на уроке?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис 5. Результаты входного диагностического исследования в 2012-2014 г
Приложение 2
Внеклассное мероприятие по математике для 5–9-х классов "Час веселой математики
Мероприятие проводится в кабинете математики, оснащённом большим экраном, компьютером и мультимедийным проектором.
Участники – ребята из 5 - 6 классов, в роли фокусника Синькинеева Г – 6 класс, чтецы и участники математических пауз 6 класс.
Всё мероприятие проходит параллельно с компьютерной презентацией, которая помогает привлечь интерес наибольшему количеству ребят к тому, что происходит перед ними и превратить большинство из скучающих зрителей в заинтересованных участников мероприятия.
Ход мероприятия
(Презентация, слайд 1) 1 ученик:
Почему торжественно вокруг? Слышите,как быстро смолкла речь? Это о царице всех наук Начинаем мы сегодня вечер. Не случайно ей такой почёт, Это ей дано давать ответы, Как хороший выполнить расчёт Для постройки здания, ракеты. Есть о математике молва, Что она в порядок ум приводит, Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе. Ты нам, математика, даёшь Для победы трудностей закалку, Учится с тобою молодёжь Развивать и волю, и смекалку. И за то, что в творческом труде Выручаешь в трудные моменты, Мы сегодня искренне тебе Посылаем гром аплодисментов!
2 ученик:
О годы, вы так по-космически мчитесь, Что трудно порой оглянуться назад: Урок математики, школьный учитель, Суровое слово и ласковый взгляд. Ты с первого класса твердишь нам, что можно Любую на свете задачу решить. Коль вычесть унынье, волю умножить, Упорство прибавить, любовь разделить. И в маленьких клеточках школьных тетрадей Вставала и зрела огромная жизнь, В матросском десанте, в военном отряде,  Тревожной порой за нее мы дрались. И каждый слова твои помнит, что можно Любую на свете задачу решить. Коль вычесть унынье, волю умножить, Упорство прибавить, любовь разделить. Стоим на рассвете у звездного старта И видим, на миг оглянувшись назад, Урок математики, школьную парту, Суровое слово и ласковый взгляд. Спасибо, учитель! Смогли мы и сможем Любую на свете задачу решить. Коль вычесть унынье, волю умножить, Упорство прибавить, любовь разделить.
4-5 учащихся (монтаж):
Ракета небо прочеркнула, Ей в космос путь давно не нов. Не слышно рокота и гула Уж из-под облачных ковров. И укращённый мирный атом Послушен разуму людей.
Всё это- плод людских исканий, Всё это создано не вдруг Могучей силой точных знаний И мастерством рабочих рук!
И прежде чем, заметьте кстати, Ракете той был дан прицел, Её маршрутом математик На крыльях формул пролетел
Сухие строки уравнений... В них сила разума влилась,
А кому, друзья, скажите, Это может нравиться?
Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звёзд, Управлять машиной в поле Иль вести машину ввысь, Хорошо работай в школе, Добросовестно учись.
(Презентация, слайд 2)
Слово учителя с привлечением к обсуждению зрителей.
«Предмет «математика» настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным» – писал выдающийся учёный XVII века Блёз Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьёзной, но и скучной наукой, иногда и в ней проскакивает озорная улыбка. В математике издавна существуют шуточные задачи. Но решают их люди не только ради развлечения. Иногда задача-шутка позволяет глубоко проникнуть в суть правила, лучше его запомнить.
Предлагаю решить вот такую задачу:
Доказать, что 1=2.
Где была сделана ошибка? Какое правило было нарушено при доказательстве?
Правильно! На ноль делить нельзя!
Вывод: правила нужно знать и учиться применять их!
Юмористическая пауза 1.
(2 ученика и доска)
Ученик 1: Ты умеешь делить?
Ученик 2: Да.
Ученик 1: Тогда раздели 9 на 3!
Ученик 2: Пожалуйста! (Пишет на доске: де – вя – ть.)
(Презентация, слайд 3)
Есть числа с весьма интересными свойствами. Если, например, число 12 записать наоборот – 21, то квадрат вновь образованного числа окажется квадратом числа, также записанного наоборот:
12 =144; 21 =441;
Есть и другие числа с таким свойством:13, 102, 112, 122, 221, 331, и др.
Можно доказать, что таких «обращённых квадратов» существует бесконечное множество.
А вот ещё один интересный факт: существует всего три числа, равные сумме своих цифр, возведённых в степень, равную их количеству. Вот эти числа: 81, 512, 2401.
Юмористическая пауза 2.
(Учитель и ученик)
Учитель: Извлекать корни умеешь?
Ученик: Да, конечно. Нужно потянуть за стебель растения посильнее, и корень его извлечётся из почвы.
Учитель: Нет, я имел в виду другой корень, например из девяти.
Ученик: Сей момент! Это будет «девя», так как в слове «девять» суффиксом является «ть».
Учитель: Ты меня не понял, я имел ввиду корень квадратный.
Ученик: Квадратных корней не бывает! Они бывают мочковатые и стержневые.
Учитель: Я имею ввиду арифметический квадратный корень, например из 9.
Ученик: Ааааааааа! Понял! Три! Так как 3 в квадрате равно 9.
Ученик показывает плакат (или пишет на доске): = 3.
А вот курьёз, связанный со свойствами числа 12345679.
Если его умножить на 9, то получится число 111111111, если умножить на18, то получится 222222222. А если умножить на 27, что получится? Как вы думаете?
Конечно! 333333333.
(Презентация, слайды 4, 5 с комментариями учителя или старшеклассника.)
Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению. Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях. Например, Л.Н.Толстой сделал такое сравнение: «Человек-это дробь. Числитель - это достоинства человека, знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель – своё мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить себя к совершенству.»
А теперь Встречаем гостей! К нам пожаловали самые мудрые из мудрых! Старейшины нашего лицея, учащиеся 11, заметьте, М-класса! Встречайте!
За годы обучения в лицее они достигли совершенства не только в счёте, но и овладели великими тайнами числа.
Итак, математические фокусы!
(Презентация, слайд 9)
Фокус 1
Первый фокус, который вам может быть уже знаком, покажет нам 1 ученик.
Я умею отгадывать задуманные вами числа.
Задумайте число от 1 до 20.
Прибавьте к нему 5.
Результат умножьте на 3.
От того, что получилось, отнимите 15 и запомните ответ.
Если вы назовете мне ответ, я скажу, какое число вы загадали.
(Для этого, названный ответ нужно разделить на 3. Получится число, задуманное зрителем. Почему?)
Фокус 2
Складывать сразу 3 многозначных числа умеет 4 ученик. Я великий математик. Могу мгновенно сложить в уме три многозначных числа.
Запишите на доске любое многозначное число.
Теперь я напишу еще два любых числа.
Ответ я уже знаю. Получиться Проверьте!
(Первое число пишет зритель, второе ты сам, любое из стольких же цифр, а третье число такое, чтобы каждая цифра в сумме с соответствующей цифрой второго числа давала бы девять; сумма этих трех чисел вычисляется легко: в ней будут цифры первого числа в том же порядке, только последняя цифра будет на 1 меньше и эта 1 ставится в самом начале вычисляемой суммы.)
Юмористическая пауза 3 (после фокусов)
(2 ученика)
Ученик 1: Тебе понравилось, как ребята считают в уме? Прямо настоящие фокусники!
Ученик 2: Подууумаешь! Я тоже кое-что умею делать хорошо!
Ученик 1: Что, например?
Ученик 2: Нууууууууу..Например, я хорошо решаю теоремы и уравнения тоже могу
Ученик 1: Ну, допустим, теоремы не решают, а доказывают, а вот уравнение я тебе сейчас напишу, реши-ка!(Пишет уравнение.)
Ученик 2 (долго думает, чешет затылок): Может, я дома лучше решу?
Ученик 1: Что, испугался?
Ученик 2: Да нет, я и тут могу! А чего сделать-то надо?
Ученик 1: Решить уравнение, ну.найти «икс»!
Ученик 2: Так это запросто: вот он! (Тычет пальцем в запись на доске и чувствует себя героем!)
Топологические фокусы
Учитель: Топология – новая область математики; трудноуловимый предмет математики. Топологии трудно дать определение. Стартовав как раздел геометрии, топология быстро внедрилась и во многие другие области математики.
Значение топологии огромно, потому что благодаря ей можно решать самые разные проблемы. Одна из важнейших областей применения топологии – проектирование автострад и их пересечений. Например, на загружённом перекрёстке машины должны иметь возможность менять направление своего движения, не пересекая путь другим машинам.
Свойство односторонности листа Мёбиуса было использовано в технике: если у ременной передачи ремень сделать в виде листа Мёбиуса, то его поверхность будет изнашиваться вдвое медленнее, чем у обычного кольца. Это даёт ощутимую экономию.
Следующие фокусы по методу показа могут рассматриваться как топологические.
Бумажные кольца
Эти фокусы используются вот уже 75 лет.
Хорошо известный «лист Мёбиуса», названный по имени Мёбиуса, немецкого астронома и пионера – тополога, впервые описавшего эту поверхность, используется на протяжении многих лет для многих фокусов.
Ученица 4 класса Лоскутникова С показывает фокусы с кольцами
В одном из них показывающий вручает зрителю три больших кольца, каждое из которых получилось путём склеивания концов длинной бумажной ленты. Зритель разрезает ножницами первое кольцо вдоль ленты посередине, пока не вернется в исходную точку. В результате получаются два отдельных кольца. Разрезая таким же образом второе кольцо, он получает не два кольца, а одно, которое вдвое длиннее исходного. Наконец, разрезая третье, он снова получает поразительный результат: два кольца, сцепленных друг с другом.
Результат этого фокуса зависит от того, как были сомкнуты концы ленты перед склейкой. Первое кольцо получилось путём простого соединения концов ленты, без перекручивания.
Второе кольцо (его называют листом Мёбиуса) получается при соединении концов ленты, перекрученной один раз на 180о. Одним из наиболее любопытных свойств этой поверхности, имеющей только одну сторону и один край, является то, что, разрезая её вдоль посередине, мы получаем одно большое кольцо, если же разрезать его не посередине, а на расстоянии в одну треть ширины от края, то получается два кольца: одно большое и сцеплённое с ним маленькое.
Третье кольцо получилось при разрезании ленты, концы которой перекручивались перед склейкой дважды, т. е. на 360о.
Слово учителя.
Тот быстрее сообразит, смекнёт, угадает, кто больше упражняется, решает арифметические задачи. Не только руки, ноги, тело требуют тренировки, но и мозг человека требует упражнений.
Недаром говорят, что математика - гимнастика ума. Так давайте сегодня и займёмся этой гимнастикой: все вместе, хором выполняем вычисления на слайде 12. (Ребята хором дадут неверный ответ – 5000)
(Презентация, слайд 12)
Мы все вместе сделали одну и ту же ошибку, т.к. были не достаточно внимательны и слишком самоуверенны. Не значит ли это что нам необходимо тренировать свои мозги? Приступим к этому немедленно!
(Помощники передают всем по рядам листы и карандаши, ручки.)
В викторине можно принимать участие лично, можно группами по несколько человек сидящих рядом, можно даже всем классом. Листки подписываются и сдаются, и позже, при подведении итогов декады математики, отмечаются маленькими шоколадками или др. те, кто набрал большее количество баллов.
(Презентация, слайды 13 – 24)
Викторина

Вопросы викторины для зрителей
(они содержатся в презентации)

1. Три разных числа сначала сложили, а потом их же перемножили.Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа?
2. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?
3. Если с одной книжной полки переложить на другую 10 книг, то книг на полках станет поровну. На сколько на первой полке было больше книг, чем на второй?
4. Поезд длиной в 1 км. идёт со скоростью 60км/ч. Сколько ему понадобиться времени, чтобы пройти тоннель длиной в 1 км. ?
5. Поезд длиной в 1 км. идёт со скоростью 60км/ч. Сколько ему понадобиться времени, чтобы пройти тоннель длиной в 1 км. ?
6. Расставьте между цифрами 1 2 3 4 5 6 7 8 9 не меняя их порядка,
знаки «+»и«-» так, чтобы получилось 100.
7. В коробке лежат карандаши: 4 красных и 7 синих. В темноте берут карандаши.
Какое минимальное количество карандашей надо взять, чтобы среди них оказалось не менее одного синего?
8. В двух машинах поровну бензина. Если из одной перелить в другую 10 литров, то на сколько литров бензина станет во второй машине больше, чем в первой?
9.Три кошки за 3 минуты ловят трёх мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 200 минут поймать 200 мышей?
10.За книгу заплатили 5 рублей и ещё пол книги. Сколько стоит книга?
(Ответы к викторине слайд 24)
Закончился уже 20-й век. Куда ж стремится человек? Изучены и космос, и моря, Строенье звёзд и вся земля!!! Но математиков зовёт известный лозунг: «Прогрессио – движение вперёд!»
Конец.
(Презентация, слайд 25)


Приложение 3
Урок – путешествие в 5 классе с использованием ИКТ: «Десятичные дроби».
Цели:
организовать деятельность учащихся по систематизации, обобщению и закреплению навыков действий(сравнение, округление, сложение, вычитание и умножение) с десятичными дробями;
продолжить работу над развитием вычислительных навыков, умением применять математические знания в практических ситуациях, описанных условием задачи, развивать культуру математической речи;
создать условия для развития у обучаемых памяти, внимания, логики и умения быстро считать;
воспитание коллективизма, взаимовыручки, интереса к математике.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать такими словами:
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждет обязательно!
(Слова написаны на доске заранее).
Ребята, а как вы понимаете эти слова?
Пусть эти слова будут девизом нашего урока. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну десятичных дробей. (Слайд 1)
Давайте попробуем поставить цель урока сами, а я вам помогу. (Заслушать несколько учеников).(Слайд 2)
Да, вы правы. Мы будем вспоминать операции сложения, вычитания, умножения, деления, округление, сравнение десятичных дробей. И ваш маршрут будет проходить через города: (Слайд 3) Равновесие, Сумразность, Умножайка, Округление.
У каждого на столе лежит маршрутный лист, в котором вы будете заполнять посещенные вами города. Переходить от города к городу можно только по моей команде. В каждом городе вам будут предложены задания, за которые вы можете получать от 0 – 8 баллов. Завершив все путешествие и набрав определенное количество баллов, вы получите за урок оценку. Обратите внимании на шкалу оценивания. (Слайд 4).
Шкала оценок:
42 – 48 – «5»
34 – 41 – «4»
24 – 33 – «3»
Ваша задача решить как можно больше заданий и набрать больше баллов. Но, прежде чем начать мы посмотрим какое у вас настроение. У вас на столах у каждого есть смайлики:
(- веселое
(- равнодушное
(- грустное.
Вопросы есть?
Покажите мне свое настроение. (Слайд 5)
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В путешествие отправимся смело,
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения трудные людям
Никогда не давались легко.
Счастливого пути!
Встают, садятся.






Отвечают.



Вспомнить правила сравнения десятичных дробей, вычитание, сложение, умножение и округление десятичных дробей.



















Задают вопросы, если есть.
Выбирают мордашку.

Актуализация опорных знаний

Для начала проверим свой багаж. Туристическое агентство для знакомства со своими клиентами, предлагает вам заполнить анкету (заранее раздать). Вставить пропуски в определениях. Максимальный балл – 7.
Если десятичная дробь оканчивается ____, то _____ можно отбросить.
Из двух десятичных дробей с разными целыми частями больше та, у которой ___.
Чтобы сравнить две десятичные дроби с одинаковыми целыми частями, надо после запятой в обеих дробях ____.
Если при округлении десятичных дроби до какого – либо разряда, первая следующая за этим разрядом цифра 5, 6, 7, 8 или 9, то ___.
Если первая следующая за этим разрядом цифра 0, 1, 2, 3 или 4, то последнюю оставшуюся цифру ___.
При сложении двух десятичных дробей надо записать целую часть ___; уравнять число знаков ___ ; выполнить сложение как ___ ; поставить в полученной сумме ___.
При умножении двух десятичных дробей, их нужно перемножить как ___ ___, а затем в полученном результате отделить запятой ___ , сколько их в ___ ___ вместе.
При делении двух десятичных дробей сначала нужно ___ сделать натуральным числом, чтобы ___ не изменилось надо и ___ увеличить во столько же раз; теперь делить десятичную дробь на ___ ___; когда целая часть закончится, поставить запятую в ___.
(Слайд 6) Ответы:
нулями, их, больше целая часть, уравнять количество чисел и сравнить поразрядно как натуральные числа, к последней оставшейся цифре прибавляют единицу, оставляют без изменения, под целой, после запятой, целых чисел, запятую, под запятой, натуральные числа, справа, множителях, делитель, частное, делимое, целое число, частном.
Пришла пора узнать, какой же город мы посетим первым. (Слайд 7). Задание: выпишите буквы, которые соответствуют верным примерам.
К 45,3 > 453,4
Р 18,96 = 19
А 2,5 + 3,6 = 6,1
М 8,4 – 3,02 = 5,2
В 9,53 < 10,43
Н 37,5
· 100 = 3750
Б 6,42 : 10 = 642
О 1,3
· 0,5 = 0,65
Г 1,6
· 2,9 = 3,5
В 23,54 = 23,5
Е 53,9 – 50,1 = 3,8
С 16,87 > 1,6854
И 0,984 < 1
Е 99,9 = 100
Тогда вам удастся прочесть название этого города. Максимальная оценка – 10 б.
Ответ: Равновесие.





Выполняют задание. Затем обмениваются друг с другом анкетами, сверяют с верными ответами на слайде. Заносят баллы в маршрутные листы.























Выбирают верные примеры, составляют слово. Каждый самостоятельно подсчитывает свой балл и вносит его в маршрутный лист.











Выполнение упражнений

Вся необходимая подготовка завершена, багаж собран и можно отправляться в дорогу.
1 город – Равновесие. Для того, чтобы узнать следующий город, который мы посетим, выполним задание в парах. (Слайд 8) Задание: расположите числа в порядке возрастания. Затем сопоставьте числу букву.
С- 0,02
Н- 0,91
У- 0,03
О- 0,925
М- 0,034
З –
0,08

Р-
0,05
Т-
1
А- 0,062
Ь- 1,01
С- 0,99

Максимальный балл – 11.
Ответ: Сумразность.



Разбиваются на пары по желанию. Выполняют задание. Проверяют друг друга. Подсчитывают баллы и выставляют в маршрутный лист.

Физминутка

Разомнемся немного.

Смотрят видео и выполняют упражнения за детьми со словами:
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре - руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.

Выполнение упражнений

2 город. Ну вот мы попали в город Сумразность, выполнив задание отправимся в следующий город. (Слайд 9). Самостоятельно решить примеры и заполнить таблицу с помощью шифр – кода.
3 – 0,07
7,45 – 4,45
0,43 + 2,98
6,05 – 2,87
7,8 + 6,9
12 + 9,72
1,31 + 2,3
7,68 – 4,06
23 – 0,28

Максимальный балл – 9. (Слайд 10)
Шифр – код: 2,93 – У; 3 – М; 3,41 – Н; 3,18 – О; 14,7 – Ж; 21,72 – А; 3,61 – Й; 3,62 – Й; 22,72 – А.
Ответ: Умножайка.


Выполняют задание, подсчитывают баллы, заносят результат в маршрутные листы.

3 город. В городе Умножайка вам предлагается заполнить таблицу, выполнив умножение десятичных дробей и поставить буквы в ячейки соответствующие ответам. (Слайд 11)
4,78
· 100 Г
0,23
· 10 К
0,5
· 8 Л
3,5
· 2 О
2,2
· 2 Н
1,2
· 3 Р
0,87
· 0 И
1,6
· 5 У
0,2616
· 1000 Е
7
2,3
3,6
8
473
4
261,6
4,4
0
261,6

О
К
Р
У
Г
Л
Е
Н
И
Е

Максимальный балл – 10.
Ответ: Округление.
4 город Округление. В этом городе вам нужно будет решить задачу. (Слайд 12)
Решить задачу.
Скорость катера по течению реки равна 22,18 км
·ч. скорость течения реки – 2,2 км
·ч. найти скорость катера против течения. Ответ округлить до целых.
(Слайд 13). Решение 1:
22,18 – 2,2 19,98 (км
·ч) скорость катера собственная.
19,98 – 2,2 = 17,78 (км
·ч) скорость катера против течения.
17,78
· 18 км
·ч.
Ответ: 18 км
·ч.
(Слайд 14). Решение 2:
22,18 – (2,2 + 2,2) = 17,78 (км
·ч) скорость катера против течения.
17,78
· 18 км
·ч.
Ответ: 18 км
·ч.
Максимальный балл – 1
Выполняют задание, подсчитывают баллы, заносят результат в маршрутные листы.


















Выполняют задание, подсчитывают баллы, заносят результат в маршрутные листы.

Итог

Вот и посетили мы все города. А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие задания и действия мы умеем выполнять с десятичными дробями? (Составление кластера, на доске приклеивать)
А еще какое- нибудь действие можем выполнять?
Таким образом мы повторили вопросы, связанные с десятичными дробями. (Слайд 15)
Вот закончена игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился?
Кто в путешествии отличился?
Подсчитайте общее количество баллов и поставьте себе оценки. (Слайд 16)
Шкала оценок:
42 – 48 – «5»
34 – 41 – «4»
24 – 33 – «3»
Выставляет оценки в журнал.
Отвечают на вопрос. Сравнивать, округлять, слаживать, вычитать, умножать.
Деление.






Подсчитывают общий балл, выставляют в маршрутные листы и ставят себе оценку за урок.

Рефлексия

А сейчас предлагаю вам продолжить фразы. (Слайд 17)
Сегодня на уроке мне понравилось
Сегодня на уроке мне не понравилось
Мне интересно, когда
Мне нравится
Я решил, что
И определим ваше настроение, подняв смайлик, который вам по душе на данный момент.
Продолжают фразы. Несколько озвучивают.



Поднимают смайлики настроения ((- веселое, (- равнодушное, (- грустное.)

Домашнее задание

Раздать задания. Буквенный лабиринт (Слайд 18)
К
У
А
С
К
Л
А
И
О
Р
Н
Е

С
Р
И
В
А
И
В
Н
Т
Е
О
Т

О
Р
К
И
Т
У
Р
С
К
А
Н
Е

Р
П
З
Н
Ч
Е
А
Х
И
В
А
Р

И
Н
А
С
Т
С
З
Р
К
А
Т
У

П
Т
Р
В
А
Т
А
А
З
В
О
Р

Р
Е
О
К
Р
Е
Г
Р
У
И
Р
У

О
Р
С
А
Н
И
Е
Р
Ф
А
Й
С

Ц
Е
С
М
Е
Р
И
А
Р
Й
Е
Р

И
Г
А
Т
И
Р
Ш
С
О
Л
Д
П

А
Р
М
А
В
О
Т
А
Т
К
А
О

Ф
О
Р
Н
Ь
Л
Е
В
О
З
Ь
Л

П
З
У
И
Е
Д
И
С
К
Е
Т
А

Наше путешествие подошло к концу. Мы посетили с вами удивительные города, а вместе с этим обобщили и закрепили наши знания и умения по теме «Десятичные дроби». Но впереди вас ждут еще новые открытия и интересные приключения. (Слайд 19). Спасибо за внимание !











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




Root EntryПознавательный интерес9Отношение к
·=напревленность к1_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Познавательный интерес