Рабочая программа Начальный курс обучения на гитаре 1 год обучения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАНГЕПАСА
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»


ПРИНЯТА: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании педагогического совета Директор
протокол заседания ЛГ МОУ ДОД
от 31.08.10 №1 «Музыкальная школа»

_____________С.А. Бобров

приказ от 31.08. 10 №151\1 - 0







ПРОГРАММА
по предмету
«начальный курс обучения
на шестиструнной гитаре»

Срок реализации 1 год




СОСТАВИТЕЛЬ:
Т. Р. САЛИМОВА








г. Лангепас, 2010


Содержание

Пояснительная записка
3

I. Учебно-тематический план
7


II. Содержание программы

12

2.1.Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
12


2.2.Содержание программы
17


2.3.Принципы построения программы
примерный репертуарный список
22
25

2.4 Формы и методы организации образовательного процесса.
26


2.5. Условия реализации программы
31


III. Методическое обоснование программы
33


3.1. Краткие методические рекомендации
33


3.2.Методика развития музыкально-исполнительского способностей
38


Список литературы
44


Список рекомендуемой нотной литературы
48




















Пояснительная записка
Программа создана на основе примерной программы по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент» (шестиструнная гитара) для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств утверждённой Министерством Культуры Российской Федерации научно-методическим центром по художественному образованию
Противоречие заключающееся между желанием детей, подростков, молодёжи научиться играть на гитаре и возможностями получить образование в музыкальной школе: слабо выраженные музыкальные данные, возрастные ограничения – от 7 до 18 лет (согласно Типовому положению об учреждениях дополнительного образования), явилось стимулом к разработке программы и методики обучения игре на гитаре.
Актуальность данной программы заключается в том, что она снимает все ограничения и даёт возможность обучиться игре на гитаре всем желающим: подросткам и молодёжи в возрасте от 18 лет и старше, а также тем детям, от 14 до 18 лет.
Программа рассчитана на тех, кто буквально вчера ещё только взял гитару в руки и хотел бы научиться петь под гитару и играть по нотам любимые произведения.
Программа представляет собой трёхступенчатый цикл начального обучения музицированию, рассчитанный на один год.

Каждая ступень обучения ставит перед участниками образовательного процесса свои музыкальные, психолого-педагогические цели и задачи, направленные на реализацию основной цели образовательной программы.
Рассматривается большое количество различных видов гитарного боя, а также практически все стандартные приёмы игры аккомпанемента на гитаре.
Познавательная ценность программы состоит в изучении истории возникновения инструмента, в расширении представления детей о выразительных возможностях гитары и коллективного музицирования. Полученные знания реализуются в процессе музыкальной (концертно-просветительской) деятельности учащихся.
Реализация программы стимулирует приобретение детьми навыков музицирования, ансамблевого исполнительства, расширяет музыкальный кругозор, способствует обогащению музыкально-слухового опыта.
Музыкальный репертуар, а это лучшие образцы мирового классического и народного искусства, способствует формированию духовно-нравственных идеалов. У детей возникает желание проявлять инициативу, самоорганизовываться и заниматься творчеством, совершенствуется опыт взаимодействия в коллективе.
У детей формируется следующие умения и навыки:
наблюдать и сравнивать, выделять и обобщать разные музыкальные явления;
различать тембральность, высоту и длительность;
определять логику развития драматургии произведении.

Цель образовательной программы: приобретение начального музыкального опыта, формирование первоначальных исполнительских навыков на инструменте, знакомство со своеобразным универсальным музыкальным языком.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
Образовательные:
обеспечить обучающихся базовыми музыкально-теоретическими знаниями;
сформировать исполнительские навыки на инструменте;
научить применить полученные знания и навыки в практической деятельности.
Воспитательные:
воспитать устойчивый интерес к инструментальному и коллективному творчеству;
обогатить музыкально-слуховой опыт;
воспитать устойчивый навык публичных выступлений.
Развивающие:
развить музыкально - творческие способности;
развить навык эмоционально-образного мышления в процессе восприятия и исполнения музыки;
накопить и обогатить музыкально-исполнительский опыт
Содержание программы составляют следующие элементы:
история возникновения и развития инструмента;
основы элементарной теории музыки;
формирование и совершенствование навыков игры на инструменте;
игра в ансамбле, чтение с листа;
развитие музыкальных задатков (ритм, память, слух,мыщление);
освоение способов и приёмов игры на гитаре;
слушание и просмотр выступлений выдающихся исполнителей;
стимулирование творческой деятельности.
Реализация программы происходит в процессе изучения истории и традиций народов мира, народного инструментария через организацию продуктивной музыкальной деятельности, формирование и развитие навыков игры на гитаре.
Важнейшим педагогическим условием организации музицирования учащихся на гитаре является хорошее знание педагогом индивидуальных характеристик и технических особенностей инструмента, а также владение специфическими исполнительскими приёмами.
Практическая значимость программы, по мнению автора, состоит в том, что музыкальный материал, методы и формы работы, используемые в процессе реализации программы, могут быть использованы не только на уроках по предмету «Начальный курс обучения на шестиструнной гитаре» в детской музыкальной школе, но и в общеобразовательных учреждениях (уроки музыки, система дополнительного образования).
Отличительной особенностью рабочей программы «Начальный курс обучения на шестиструнной гитаре» является то, что программа - модифицирована и адаптирована к условиям ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа» города Лангепаса.












Учебно-тематический план


Блок - темы
Теория
Практика
Общее кол-во часов

1.
Введение в учебный предмет «Гитара».
0,5
0,5
1

2.
Разновидности инструмента - гитара. Выдающиеся музыканты - исполнители, известные российские и зарубежные ансамбли, оркестры. Партитура (ансамбль).
1
1
2

3.
Музыкальная грамота (элементарная теория музыки нотная грамота, цифровки, табулатура, аппликатурные формулы)
2
5
7

4.
Освоение исполнительских приёмов игры на гитаре
2
5
7

5.
Основные средства музыкальной выразительности
1
3
4

6.
Музицирование (чтение нот с листа, игра в ансамбле с преподавателем)
1
2

3


Коллективное музицирование (ансамбль гитаристов)

1
1

7.
Основные музыкальные жанры
1
1
2

8.
Музыкальный образ
1
1
2

9.
Психологическая помощь к публичным выступлениям
1
2
3

11
Контрольные точки
2
2
4

Всего часов:
12,5
23,5
36


Учебный план
№ №
п/п
Виды музыкально-педагогической деятельности

I год
обучения

1.
Формирование, развитие и совершенствование исполнительских навыков
18


2.
Подпор репертуара
2

3.
Техническое развитие
4

4..
Формирование навыков самостоятельной работы:
анализ произведений,
чтение с нот листа,

1
2

5.
изучение основных штрихов и приёмов исполнения на гитаре

6

6.
Психологическая подготовка
2

Резерв часов:
2

Всего часов:
36

Глава II. Содержание программы
Основная идея программы – воспитание обучающегося через приобщение к лучшим традициям народного исполнительского искусства.
Знакомство с историей мирового и народного музыкального искусства, ансамблевое музицирование на гитаре, создание аранжировок, написание стихотворных текстов, – всё это способствует формированию творчески богатой, художественно одарённой культурной личности.
Программа предназначена для формирования начального навыка музицирования у подростка, не имеющего музыкального образования.

Цель – приобретение начального музыкального опыта, формирование первоначальных исполнительских навыков на инструменте. Знакомство со своеобразным универсальным музыкальным языком. Дети знакомятся с миром музыки и музыкальных инструментов, учатся распознавать звуковысотные, ритмические, темповые, тембровые, аппликатурные формулы и соотношения.
Задачи:
обогатить музыкально-слуховой опыт учащихся, их духовно-нравственной сферы посредством расширения музыкального репертуара;
обеспечить реализацию творческих возможностей учащихся через вовлечения их в концертно-просветительскую деятельность.
воспитать культуру исполнения и сценическую концертную выдержку, добиваться техничности и художественности исполнения;
освоить тембровое разнообразие звучания инструментов – умение различать тембры различных разновидностей гитары.
освоить темповые закономерности – умение распознать соотношение быстрого и медленного темпов, исполнять произведения в одном выдержанном темпе;
воспитать чувство ритма - освоение основных длительностей, определение сильных и слабых долей такта, подбор ритмического сопровождения на инструменте к мелодии. Ритмические рисунки осваиваются при помощи хлопков, ударов по коленям, по столу, а также простейших ударных инструментов
развить музыкальный слух – определение контрастов в музыке (громко-тихо, высоко-низко, мажор-минор, быстро-медленно),
определение тоники и закрепление её звучания на протяжении всего произведения, воспитание слухового самоконтроля, формирование начального навыка слышания многоголосия (одновременное звучание нескольких инструментов);
создать на базе приобретённых знании, умений и навыков установки на индивидуальное и коллективное творчество учащихся в разных формах и видах музыкальной деятельности;
Содержание работы по программе:
Основы нотной грамоты, игра по нотам, понимание обозначений цифровок и табулатуры.
изучение истории становления и развития гитары;
формирование первоначального навыка чтения нот с листа;
слушание музыки, определение характера, жанра, содержания, осознание ритмического своеобразия жанров;
осознание понятия относительной высоты звуков;
знакомство с ладом, интервалами, знаками альтерации;
постановка игрового аппарата, освоение основных исполнительских приёмов;
развитие музыкального слуха, ритма, памяти;
игра одно-, двух- и многоголосных произведений (основная мелодия + линия аккомпанемента + линия баса).
выполнение творческих заданий: сочинение мелодий или стихотворного текста, подбор по слуху.
работа над свободой движений, слуховой контроль;
формирование устойчивого метроритмического исполнения;
исполнение лёгких пьес, этюдов, упражнений в ансамбле с учителем, освоение первоначальных навыков ансамблевого музицирования;
секреты владения аккордами и эффектными арпеджио.
выполнение творческих заданий: подбор по слуху мелодий и аккомпанемента или стихотворного текста, элементарная оркестровка (записать ритмическую основу).
Обучающиеся детально знакомятся с основными средствами художественной выразительности (динамика, ритм, тембр, темп, штрихи, фактура), основными жанрами и формами музыкальных произведений. Через анализ исполняемых произведений ученики подводятся к пониманию художественно-образной выразительностью музыкального искусства.
Наряду с формированием исполнительских навыков, игрового аппарата формируются эстетические вкусы и взгляды самих учащихся. Вся учебно - воспитательная работа строится таким образом, чтобы максимально задействовать внутренний потенциал и сформировать навык самостоятельной деятельности.
Обучающийся учится:
взаимодействовать с другими детьми во время ансамблевых занятий, в процессе подготовки и проведения концертных мероприятий,
проявлять инициативу, понимать значимость результатов своей деятельности и деятельности своих товарищей.
Слушание музыки, элементарное музицирование создают предпосылки для возникновения у детей интереса к музыкальной деятельности, желания музицировать.
Этот уникальный инструмент помогает создать положительный настрой, активизирует восприятие.
Учащиеся по желанию, принимают участие в традиционных школьных праздниках: «Новогодний карнавал», «Концерт ансамблевой музыки», а также - тематических лекциях-концертах для родителей класса, воспитанников образовательных учреждений.
Форма занятий – урок (мелкогрупповой).
Формы контроля успеваемости – контрольные занятия и задания, контрольный урок (с краткой словесной характеристикой: достижения – неудачи) в виде:
зачёта по чтению нот с листа;
участия в концертах музыкальной школы, а также в различных мероприятиях общеобразовательных школ города.
Принцип – поощрение, подчёркивание достижений; оценка – как вознаграждение за трудолюбие, только в положительном контексте. Особенно важно поощрять творческие проявления детей, успешное самостоятельное выполнение ими тех или иных заданий.

Критерии оценки освоения образовательной программы

Таблица 4.

должен знать
должен уметь

Разновидности гитары
Уметь назвать (отличить) тот или иной инструмент, дать его общую характеристику владеть элементарными навыками игры на инструменте.

Что такое ансамбль, виды ансамблей
Уметь отличить сольное исполнение от ансамблевого, различать виды ансамблей

Основы нотной грамоты
Ориентироваться в нотной записи, координировать нотную запись и исполнение на инструменте. Грамотно исполнить в умеренном темпе нотный текст, ритмический рисунок, отразить элементарные динамические оттенки

Основы анализа
Дать общую характеристику произведения: ключ, размер, темп, тембр, характер и жанр (песня, танец, марш), единицы построения формы (интонация, мотив, фраза, и предложение, часть). Различать мажорный и минорные лады. Определить тонику. Определить форму произведения (2-3 частная), уметь дать эмоционально-образную характеристику произведения. Уметь ориентироваться в ансамблевой партитуре

Основные исполнительские приёмы
Организовывать свой игровой аппарат. Владеть основными исполнительскими приёмами игры на инструменте. Исполнить пьесу верными ударами, штрихами, приёмами, синхронно с другими членами ансамбля.

Основные средства музыкальной выразительности
Грамотно исполнить в умеренном темпе нотный текст, ритмический рисунок, отразить элементарные динамические оттенки, играть эмоционально осмысленно, осознанно пользоваться музыкальной терминологией.


В результате освоения программы по предмету «Начальный курс обучения на шестиструнной гитаре», учащиеся получают:
Комплекс знаний, включающий в себя:
основы нотной грамоты;
средства музыкальной выразительности;
основы анализа музыкальных произведений;
основные типы, виды гитарных ансамблей и оркестров, а также выдающихся музыкантов-исполнителей.
Комплекс умений и навыков:
основных исполнительских приёмов на инструменте;
устойчивый навык ансамблевого музицирования;
коллективного общения;
грамотного чтения нот с листа;
умение ориентироваться в ансамблевой партитуре;
умение различать на слух звучание инструментов, а также отличить от звучания других разновидностей гитары;
умение на практике применить полученные знания (публичные выступления).


Примерный репертуарный список

Немецкая народная песня «Прощание зимы»
Й. Поврозняк «Танец»
Испанская народная песня «Трое»
П. Румянцев «Этюд»
Д.Битинг «Кукушка»
Русская народная песня «Коровушка»
Л.В. Соколова «Этюды для начинающих»
К. Шандлер «Ночная прогулка «Мефистофиля»
К. Шиндлер «Элегантный вальс»
В. Шаинский «Песенка чебурашки»
Б. Савельев «Неприятность эту мы переживём из м/ф «Лето кота Леопольда»
Украинская народная песня «Ночь такая лунная
И. Кюнфер «Лендлер»
М. Каркасси «Алегретто»
Ирландский напев «Волынщик»
М. Джулиани «Алегро»
Белорусская народная песня «Савка и Гришка»
В. Козлов – полька «Топ-топ-топ»
Л. Иванова «Пьесы для начинающих»
песни современных бардов под аккомпанемент гитары
Ансамбли
Н. Красев «ёлочка!
Х. Паркетинг «Дуэт»
В. Шаинский «Песенка про кузнечика»
Русская народная песня в обработке А. Иванова –Крамского
«Ты пойди моя коровушка домой»
А. Ф. Франкин «Танец»
И. Кюнфер «Экоссез»
Русская народная песня «Ах Настасья»
Л. Моцарт «Бурре»
А. Корелли «Сарабанда»
А. Зацепин «Песенка про зайцев» из кинофильма « Бриллиантовая рука».
старинные романсы «Гори, гори, моя звезда», «Очи чёрные» в переложении И. Н. Лавреновой
М. Альберт «Чувства»
М. Линнеман «Два дня в Париже»











Глава III. Методическое обоснование программы

3.1. Краткие методические рекомендации

Эффективной реализации программы, полноценного усвоения её содержания учащимися можно достичь только одним путём: «заразить» учащихся своим примером, музицируя вместе с ними. Устойчивое сохранение интереса обусловливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков.
В самом начале обучения учащийся должен получить от педагога представление об инструментах, как о сольном, так и оркестровом или ансамблевом их использовании, какие существуют разновидности, виды и типы ансамблей и оркестров.
Необходимо ознакомить учащихся с важнейшими сведениями о возникновении и развитии гитары, с лучшими музыкантами – исполнителями, указать на то, что музыкальный репертуар довольно широк и разнообразен.
Развитие творческих способностей тесно связано с укреплением склонностей к музыкальной деятельности. А сильная, целенаправленная и длительная склонность к музыкальной деятельности является существенным показателем имеющихся у детей способностей к творчеству.
Прекрасным материалом для воспитания подлинного интереса, любви и уважения к искусству служат произведения мирового и народного искусства: инструменты, песни, музыкальные произведения, имеющие в своей основе народные мелодии. Всё богатство явлений и предметов жизни различных народов есть неиссякаемый источник, средство воспитания, средство творческого развития личностного потенциала учащихся.
Планомерность развёртывания учебного процесса обусловлена системой знаний и навыков, складывающихся на определённых ступенях педагогического процесса с учётом возрастных особенностей учащихся.
В воспитательном процессе важна выработка комплекса требования к учащимся по всем предметам. Здесь как нигде важна роль преподавателя, ведь воспитать творчески активную личность может лишь только творчески работающий преподаватель, найти эффективные методы обучения может лишь тот педагог, который всесторонне знает своих учеников
В процессе музыкального воспитания важно не только решение задач удовлетворения потребностей учащихся в музыкальных впечатлениях, но и качественное совершенствование исполнительского аппарата, расширение музыкального кругозора, формирование чувства стиля. Задача преподавателя – интересоваться успеваемостью учащихся, его успехами в общеобразовательной школе, анализировать условия домашней работы, знать духовную и социальную среду, в которой живут его воспитанники. От педагога требуется большое педагогическое мастерство, творческая инициатива, умение терпеливо работать над развитием музыкальных данных, стремлением вызвать любовь к музыке и живой интерес к занятиям.
Успехи развития во многом определяются целесообразностью составленного репертуарного плана.
Репертуар должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю. Помимо инструктивного материала, необходимого для развития технических навыков, следует проходить больше художественных пьес, всячески поощряя концертные выступления. Подбор репертуара должен осуществляться совместно.

Методика обучения игре на гитаре зависит от:
возраста исполнителя;
уровня физического, музыкального, эмоционального развития исполнителя;
наличия условий (материальных, временных, организационных) для обучения игре на инструменте.

Посадка
Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности, подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом.
При игре гитарист должен сидеть на передней половине устойчивого жесткого стула без поручней, высота которого пропорциональна его росту. Левая нога стоит на подставке, бедро образует с плоскостью пола небольшой острый угол, колено находится на воображаемой линии между левым плечом и ступней. Гитара кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед. Нос исполнителя и самая высокая точка корпуса гитары находятся на одной вертикальной линии, головка грифа располагается на уровне нижней части головы гитариста, плечи сохраняют свое естественное положение.
Постановка правой руки
Постановка правой руки один из важнейших компонентов формирования качества звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев.
Правая рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью расположиться на большом овале гитары. Руку надо чувствовать всю, от плечевого сустава, держа ее как бы на весу, хотя предплечье и касается корпуса гитары. Нельзя опираться на обечайку всем весом руки, ни предплечьем, ни локтевым сгибом.
Кисть является как бы продолжением предплечья, она не висит свободно, а держится в нужном положении. Для ее удержания требуется необходимое и достаточное напряжение. Запястье должно быть слегка выпуклым. В этом случае пясть располагается параллельно деке гитары, либо запястье находится чуть выше пястных суставов относительно деки, но обязательно не ниже. Пальцы располагаются над правой половиной розетки.

Постановка левой руки
Удобнее всего рука располагается на грифе, если пальцы стоят в V - VI позициях на третьей струне. Плечо должно быть свободно опущено, рука круто согнута (без сжатия) в локтевом суставе, предплечье, запястье и пясть представляют собой единую линию, большой палец помещается на шейке грифа напротив первого пальца и направлен вверх. Локоть к туловищу прижимать нельзя. Кисть почти параллельна грифу, пальцы слегка наклонены влево. Такое положение пальцев в позиции на одной струне можно считать оптимальным. Мизинец, в зависимости от длины и физиологических особенностей, может стоять прямо или даже быть наклоненным чуть вправо. На шестой струне наклон пальцев практически отсутствует, а по мере приближения к первой струне увеличивается.
С изменением комбинации пальцев на грифе положение руки может меняться, поэтому под постановкой левой руки следует понимать выбор наиболее удобного положения кисти для каждого конкретного случая.
При игре на шестой струне кисть выносится вперед, а большой палец касается обратной стороны грифа в нижней его части. Запястье получается более выпуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, а большой палец перемещается к середине, или даже к верхней части обратной стороны грифа. Запястье становится более плоским, а пальцы круче сгибаются.









Список используемой литературы

Абдуллин Э.Б Теория музыкального обучения в общеобразовательной школе: Учебник для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. – М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 128 с.
Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Интонация. // Изб. труды. – М., - 1-е изд.1957. – с. 163-270.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. – 2-е изд., доп. – Л. – 1979. – 352 с.
Белобородова В.К. Развитие музыкального восприятия младших школьников. // Музыкальное воспитание в школе. – М.: Музыка, 1978. – с. 54-66.
Большой энциклопедический словарь. Музыка. // Под ред. Г.В. Келдыша. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. – 672 с.
Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ноты.
Вендрова Т.Е. Художественно – педагогический анализ на уроке музыки. // Музыка в школе, 1989. - № 3. – с. 10-12.
Выготский Л.С. Психология искусства. – Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 1998. – 480 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1965. – 270 с.
Гаврилин В.П. Заметки о восприятии музыки. // Музыка – детям. – М., 1970. – с. 150-155.
Готлиб А.Л. Основы ансамблевой техники. - М.: Музыка,1968. – 282 с.
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. 3-е из. – М.: Просвещение, 2000. – 238 с.
Дубовицкая Т.Д. Психологические основы обучения: Учеб-метод. Материаля для студентов 3-5 курсов высших педагогических заведений по специальностям «19 00 07 – Педагогическая психология» и «13 00 01 – Общая педагогика, история педагогики и образования». – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 160 с.
Зряковский Н. Общий курс инструментоведения.1976.
Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
К. Орф (Австрия). «Шульверк». Итоги и задачи.//Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/ Сост. О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с. – (Б-ка учителя музыки).
Кошмина И.В. Русская духовная музыка: Пособие для студ. Музыкально-педагогических училищ и вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: программы. Методические рекомендации. – 160 с.: ноты.
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов – н /Д.: «Феникс», 2002. – 282 с.
Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений: [Учебное пособие для вузов]. – 3-е изд. – М.: Музыка, I986. – 527 с. с нот. ил.
Маслова И.В. Урок музыки – урок искусства. – Новосибирск, 1995. – 268 с.
Музыка I – VIII классы: программы для средних общеобразовательных учебных заведений / Сост. Ю.Б.Алиев, В.Н. Белобородова, Е.В. Николаева и др. / Под общ. ред. Ю.Б. Алиева. – М.: Просвещение, 1993. – 79 с.
Музыка I – IV классы: программа для начальной школы / Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина / Под общ. ред. Е.Д. Критской. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 87 с.
Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др. / Под ред. Л.В. Школяр. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 232 с.
Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание I – IV классы: Программы для общеобразовательных учебных заведений / Сост. Н.А. Терентьева. – М.: Просвещение, 1994. – 76 с.
Музыкальный инструмент (балалайка): Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств). – М., 1988.– 12 с.
Музыкальный инструмент (домра трёхструнная, домра четырёхструнная): Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств). – М., 1986.–45 с.
Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки. – М.: Просвещение, 1977. – 358 с.
Осенева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
Павловская Е. Инструментальный ансамбль в творчестве Е. Дербенко. – Курган, 1998.
Программа по баяну и аккордеону. - М.: Просвещение, 1986. – 54 с.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2002. – 512 с.
Петрова О.О. Возрастная психология. Конспект лекции./ О.О. Петрова, Т.В. Умнова. – 2-е изд.: Ростов – н /Д.: «Феникс», 2005. – 224 с.
Петрушин В.И. Музыкальная психология: Уч. пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. Муз. Фак. высш. Пед. учебю заведений./ Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др./ Под. Ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.
Ражников В.Г. Словарь признаков характера звучания музыки./ Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 1994. – Приложение. – с. 136-140.
Раппопорт С. Искусство и эмоции. - М, 1972.
Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле баянистов. – М.,1986.
Розанов В.И. Инструментоведение: Пособие для оркестра русских народных инструментов. – М.: Всесоюзное изд. «Советский композитор», 1981. – 130 с.
Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: Учеб-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с.: ил.: ноты. – (Воспитание и доп. образование детей).
Сокольский М. Разговор с артистами оркестра. - М., 1983
Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. – М., 1970.
Янкелевич Д. Инструменты симфонического оркестра. – М.,1976.


Список рекомендуемой нотной литературы
Рекомендуемы сборники:
Агуадо Д. Этюды для шестиструнной гитары / Ред. X. Ортеги. М., 1979.
Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 1989.
Брауэр Л. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 1986.
Из репертуара А. Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. /Сост. Н. Иванова-Крамская. М., 1983.
Карулли Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. И. Поликарпов. М., 1972.
Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А. Гитман. М., 1997.
Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А. Гитман. М., 1998.
Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. М., 2002.
От Ренессанса до наших дней. Для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. и ред. И. Пермяков. Л., 1986.
От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 2 / Сост. и ред. И. Пермяков. Л., 1989.
От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 3 / Сост. и ред. И. Пермяков. Л., 1992.
Педагогический репертуар гитариста. Вып.5. / Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1969.
Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. М., 1999.
Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары/ Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1975.
Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары/ Ред. А. Сеговии. ГИД, М., 2000.
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1- 2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 /Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1971, 1976.
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3- 5 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 /Сост. Е. Ларичев. М., 1972.
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1- 3 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е. Ларичев. М., 1983, 1985.
В. Калинин – Юный гитарист /Москва «Музыка» 1999г./
В.В. Бернацкий – Гитара для начинающих / Москва издательство «Аккорд» 2001г./
Л.В. Соколова – Избранные этюды для начинающих I часть / Издательство «Композитор» Санкт- Петербург 1996г.
В.В. Гуркин – Шестиструнная гитара 1 класс для музыкальных школ /Ростов – на – Дону «Феникс» 1998г./
Г.А. Фетисов – Первые шаги гитариста - тетрадь1 /издательство «Дом» - Москва/
А.В. Катанский – Детский альбом гитариста – тетрадь I, II, III- альбомы пьес и упражнений для начальных классов ДМШ.
Ю.П. Кузин – Шесть струн - шесть ступенек (пьесы для гитары 1-2 ступеньки) /Новосибирск 2002г./
Ю.П. Кузин – Азбука гитариста – доинструментальный период /Новосибирск 2006г./
Ю.П. Кузин – Азбука гитариста – инструментальный период часть 1 /Новосибирск 2003г./
Ю.П. Кузин – Азбука гитариста – инструментальный период часть 2 /Новосибирск 2006г./

Школы и учебные пособия:
56.Л.В. Соколова – Чтение нот – пособие для начинающих (шестиструнная
гитара) /издательство «Композитор» Санкт- Петербург 1996г./
57.Э. Пухоль – Школа игры на шестиструнной гитаре /издательство
«Советский композитор» 1977г Школы и учебные пособия
58.Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1934, 1938,
1983, 1985.
59.Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970.
60.Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1964 - 2002.
61.Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1977 - 1987.
62.Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. М., 2002.
63.Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 1995, 1999,
2002.
64.Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. М.,
2003.
65.Е. Ларичев – Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / Москва «
Музыка» 1997г./
66.Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991.



Составители: В. А. Кузнецов, старший преподаватель Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке, лауреат всероссийского и международного конкурсов А. Ф. Гитман, преподаватель Детской школы искусств № 3 им. С. Т. Рихтера (г. Москва) Программа разработана на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы.











13PAGE 14115


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715