Урок литературного чтения в 3 классе УМК Гармония Константин Бальмонт Снежинка

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: Константин Бальмонт «Снежинка»

Цели урока:
Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению стихотворения К. Бальмонта «Снежинка». Продолжить обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.
Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать. Способствовать обогащению словарного запаса.
Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким. Способствовать формированию умения видеть красоту в окружающем мире.
Обеспечение адекватного восстановления сил, способствовать рациональной организации двигательной активности.
Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Формы организации урока:

Дидактическое обеспечение урока: ТСО: мультимедийный проектор; ноутбук, экран.
Для учителя: диски со слайд-шоу, диск с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года».
Для детей: листы с текстом произведения
К. Д. Бальмонта «Снежинка».

Ход урока
Организационный этап.
А) Игра «Нежное слово»
Дети встают в круг. Учитель дотрагивается до всех детей в круге волшебной палочкой нежности, и они говорят какое-либо нежное слово.
Актуализация.
А) Игра – ассоциация.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «зима»?
/Снег, сугроб, горка, лыжи, коньки, мороз, сосулька, снеговик, метель, вьюга/
- Среди этих слов мне хотелось бы выделить слово «снег».
-Какова ваша реакция на первый снег?
/Радость, чувство праздника, удивление, восторг/
-Наблюдал ли кто-нибудь из вас, как реагируют животные на первый снег?
/Собаки валяются в снегу, птицы, нахохлившись, сидят на деревьях/
-Давайте вспомним ранее изученное стихотворение Л. Дьяконова «Щенок и снег».

Б) Инсценировка стихотворения.

На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
-Откуда столько белых мух
Набилось к нам во двор?
А, может, это птичий пух
Летит через забор?
Он пасть открыл – и снегу хвать –
И стал задумчиво жевать.
На языке одна вода.
Совсем сконфузился щенок
И в конуру обратно лёг.
Он был не глуп, а просто мал
И снег впервые увидал.

-О каких белых мухах говорил щенок?
/О снежинках/

Формирование новых понятий и способов действия.
А) Знакомство с поэтом -Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Снежинка», которое написал русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт. Поэт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В 5 лет Костя научился читать самостоятельно. Отец был тихим, добрым человеком. Любил природу. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве проник в красоту лесов, полей, лесных речек. Это радостное ощущение детства отражено в поэзии Бальмонта. Поэт А. Блок назвал Бальмонта «поэтом с утренней душой». Его стихи певучи и музыкальны.

Б) Подготовка к чтению.
Проносится – двигается очень быстро стремительно;
Взметается – поднимается высоко к верху;
Крутится бешено – вращаться вокруг себя очень быстро;
Веющим – веять, т. е. дуть обдувать,
Лелеющем – лелеять, заботливо ухаживать за кем-нибудь;
Утешена – успокоить чем-нибудь радостным
Светло-пушистая – светлая и пушистая
Лазурную – цвет лазури, светло-синий (компьютер с цветом)
Звезда кристальная – звезда в форме кристалла (компьютер)
В) Чтение стихотворения.
Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!
Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную, На землю просится.
Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нём, лелеющем, Светло качается.
Его качелями Она утешена, С его метелями Крутится бешено.
Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается Звезда кристальная.
Летит пушистая Снежинка смелая. Какая чистая, Какая белая!
Г) Чтение стихотворения детьми.
4. Применение. Формирование умений и навыков.
А) Анализ произведения.

1. – Какие слова использует автор для описания снежинки?
/Светло-пушистая, белая, чистая, смелая/
- Какими словами он передает движение снежинки?
/Проносится, дрожит, взметается, качается, крутится бешено/
– Какими другими словами можно передать движение снежинки?
/Летит, кружится, опускается, плывет/
– Изменится ли от этого картина, которую мы представляем?
/Да, т.к. слова, которые мы подобрали, показывают более плавное движение снежинки./

2. Отношение автора к снежинке:

- Какие чувства выразил поэт по отношению к снежинке?

РАВНОДУШИЕ
ВОСХИЩЕНИЕ
ЛЮБОВЬ
АВТОР РАДОСТЬ
РАЗОЧАРОВАНИЕ
УДИВЛЕНИЕ
ЖАЛОСТЬ
ВОСТОРГ
/Восхищение, любовь, радость, удивление, жалость, восторг/
- Объясните свой выбор.
/Она такая маленькая преодолевает огромное расстояние Она кружится в вальсе Не боится сильного ветра Она такая красивая Жалко, что она так быстро заканчивает свой путь/

3. – Настоящие мастера для создания более точного изображения художественного образа используют даже определенные звуки. Такой специальный подбор согласных звуков называется звукопись или аллитерация. Давайте перечитаем первое четверостишие. Повтор каких звуков передает шелест, шепот, свист?
Светло-пушистая.
Снежинка белая,
Какая чистая.
Какая смелая!

4. Групповая работа
- Сейчас вам предстоит поработать в группах. Найдите слова и звуки, которые усиливают восприятие при чтении стихотворения.
/Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится. Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено. Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда хрустальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!

5. Составление картинного плана.
-Рассматривая чередующиеся картины в стихотворении, мы наблюдали, как «меняется настроение» снежинки. Сейчас, перечитывая стихотворение, вы будете составлять картинный план. Дети, сидящие на 1 ряду, вы читаете первые два четверостишия, 2 ряд – 3 и 4 четверостишия, 3 ряд – 5 и 6 четверостишия.
-Какие картины вы себе представили?
/Белая снежинка; под ветром веющим дрожит, взметается; кончается дорога дальняя/
6. Партитура чувств.
-Какие чувства вызывают данные картины?
/Радость, бодрое настроение; тревога, ожидание; легкая, светлая печаль/
-Можно ли сравнить полет снежинки с жизнью человека?
-И в жизни человека радость сменяется печалью, печаль – радостью. Так и идет жизнь человека, и все надо с благодарностью принимать.

5. Этап информации о домашнем задании.
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Нарисовать на альбомном листе снежинку. Из ваших рисунков мы сделаем книжку.
3. Девочкам, которые занимаются музыкой, подобрать мелодию, которая соответствует настроению стихотворения.
4. Найти и подготовить выразительное чтение стихотворение о снежинке.

6. Подведение итогов урока.
Дается оценка работы класса и отдельных учащихся.

7. Этап рефлексии.
- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы:
1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;
2) разобрались с темой урока;
3) умеете применять свои знания.
   (Сидят за партами – плохо, слабо;
  Просто стоят – хорошо;
  Стоят,  руки вверх – отлично).

15