День 550 лет Казахскому ханству Обычаи традиции казахского народа




Информация для классного часа
«История Казахстана в книгах и летописях»
В 1459 г. султаны Керей и Жанибек откочевали с подчиненными им племенами из государства кочевых узбеков хана Абулхаира и обосновались на территории нынешнего Западного Семиречья, открыв тем самым первую страницу истории Казахстана как государства. 
Благодаря откочевке ханов Жанибека и Керея сформировалось современное название казахской народности, с конца XV века появился термин «қазақ» (казах).
В научной литературе отсутствует единое мнение по поводу откочёвки Керея и Жанибека, а также по вопросам места и возникновения Казахского ханства. Так, ряд авторов писали, что Казахское ханство образовалось на рубеже XV-XVI веков, что откочёвка Керея и Жанибека и выделение ряда феодальных владений под их руководством являлись лишь эпизодом в формировании Казахского ханства. 
Без истории не может быть народа, государства. В республике многое делается для сохранения истории, действует программа «Народ в потоке истории». 1 июня 2010 года в Астане перед Музеем Первого Президента Казахстана с участием Н. А. Назарбаева был открыт памятник ханам Керею и Жанибеку скульптора Рената Абенова. 
Высшая форма развития любого этноса - государство. На заседании актива Астаны Президент РК Н.Назарбаев подчеркнул, что на следующий год мы отмечаем 550-летие образования Казахского ханства. Казахское ханство - это и есть первое Казахское государство, рассказывает доктор исторических наук.
«У историков много различных точек зрения, с какого времени начинать отсчет образования Казахского государства. Об этом находим свидетельства в «Тарих-и Рашиди» Мухаммеда Хайдара Дулати, который сообщил о том, что в 1465 году образовалось Казахское ханство на территории Жетысу между реками Чу и Талас, с того времени можно говорить о возникновении государства казахов, казахского этноса. Конечно, сложение нации и формирование государства - это длительный процесс, который начался еще со времен саков и гуннов, Тюркского каганата.
Формирование Казахского ханства происходило в период правления ханов Жанибека и Керея, укрепление - во время Касым хана, «собирателя казахских земель». При нем центром стал Улытау, не  случайно наш Елбасы дал интервью у подножья этих гор, которые стали символом объединения казахов», - отметил Т.Садыков
Духовным центром всегда был Туркестан, а этнополитическим - Улытау. Именно на этой территории собрались воедино три казахских жуза. В 1841 году у подножья Улытау избран ханом Кенесары, последний хан казахов, непризнанный Российской империей.
Свою известность и политическую мощь Казахское ханство получило во времена правления Касым хана. 
Первым крупным соседним государством, установившим дипломатические отношения с Казахским ханством, было Московское государство. Произошло это во времена правления князя Василия III (1505-1533). 
Еще одной особенностью Казахского ханства в период правления Касым хана является тот факт, что именно в это время казахи стали известны в Западной Европе как отдельная этническая общность. Австрийский дипломат Зигмунд Герберштейн первым среди европейских ученых упоминает казахов в своих «Московских письменах». Он отмечает, что это свободолюбивый, независимый народ.
При Касым хане был издан первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости. Этот закон - свидетельство справедливости и поэтому носит название «Касымханныңқасқажолы» («Доблестный путь Касым хана», по другой версии - «Чистая дорога хана Касыма»).
Тем не менее, истоки государственности берут начало в Тюркском каганате, на стеле в честь Кюль-Тегина высечены слова о защите своего государства, своей земли, которые остались на века. Мәңгілік ел - основное понятие тюркского государства. 
Для любого казаха государство является символом независимости. На данный момент Казахстан получил признание во всем мире. Понятие независимости и государственности находятся в одном ряду. Каждый казахстанец должен гордиться тем, что у нас многовековая история
Классный час Тема: «Обычаи и традиции моей страны.»
Цели и задачи:
Активизировать познавательный интерес у ребят к истории своего государства, развивать общий кругозор.
Способствовать формированию у детей понятий « традиция», « обычай» , чувства гордости за свою страну
Научить детей самостоятельно изучать и рассказывать новую информацию. Развивать критическое мышление, память, умение слушать.
Обобщить представления детей о жизни и быте народов Республики, воспитывать дружеские чувства к людям других национальностей Развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности (через посещение театров, музеев, проведение вечеров, праздников);
Воспитывать патриотизм, любовь к Родине
Оборудование: жетоны, на доске понятия – что такое традиция и обычай.
Ход классного часа:
1 ученик:
Сто наций, сто народов, сто племен,
Всем Вам рахмет и низкий Вам поклон!
Пусть дружба, о которой пел Абай,
Как солнце освещает мирый край!
2.2 ученик:
На земле казахов сейчас проживают представители более ста национальностей. И для них земля эта считается родной.
История такого многонационального заселения началась еще в 19 веке.
3. 1 ученик:
Переселенческая реформа привела в казахскую степь множество повозок бедняков, которые уехали из Украины, Молдавии, России в поисках лучшей доли. Свои умения и навыки люди приехавшие сюда со всех концо Российской империи, использовали на новом месте.
4.2 ученик:
В нашей республике каждый народ имеет право на свой язык, культуру, религию.
5. 1 ученик.
Эта земля нас сроднила,
Дарила тепло и уют.
Согрела нас всех , накормила
И многим дала здесь приют.
6. 2 ученик:
И вот не одно поколенье
Мы вместе все дружно живем
С душой о хлебе едином
Да общие песни поем.
7.Учитель :
Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях казахского народа.
Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности.
Может кто-нибудь скажет , что такое традиция и обычаи.?
Традиции – это исторически сложившихся устойчивые и наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения.
Обычаи - это также общепринятые исторически сложившиеся в процессе эволюции правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни.
8.1 ученик:
Казахские обычаи и традиционные праздники поражают своей красочностью, богатством смыслового наполнения и в полной мере отражают сущность казахского национального характера – открытого, гостеприимного и стремящегося жить в гармонии с окружающим миром.
9. 2 ученик:
История и культура Казахстана насчитывает многие тысячелетия. Одним из центральных является вопрос о происхождении коренного населения - казахов, формировании и истоках их государственности, развитии культуры и культурных традиций, взаимосвязи с другими цивилизациями.
10.3 ученик:
Если обратиться к письменным источникам, то можно констатировать, что государственность у казахов сформировалась к 1470 году, когда на территории Казахстана, в его юго-восточных районах - Семиречье и в долинах реки Чу - казахские султаны Джанибек и Гирей смогли возглавить многочисленные племена, объединившиеся в племя "казах", "казахи".
11.1 ученик:
Этноним "казах", давший название государству, тюркское слово. По мнению большинства исследователей, он означает "вольный человек". Казахи были свободолюбивые кочевники и земледельцы, обладали огромными тучными стадами животных, богатыми пастбищами и плодородными землями в предгорьях и долинах рек.
12. 2 ученик.:
Однако говоря о казахах и первом государстве казахов - Казахском ханстве, необходимо знать, что происхождение этого народа так же как и истоки его государственности и культуры, восходят ко временам, уходящим далеко в глубь столетий.
13. 3 ученик:
Если рассказать обо всех традициях и обычаях казахского народа, то получится целая история. Каждый праздник или какое-то событие отмечались по-разному, будь то рождение ребенка, свадьба, Наурыз.
14.4 ученик:
У казахов родословная велась по мужской линии. Казах считал своим немере - внуком - только того, кто рождался от сына. Ребенок, родившийся от дочери, назывался жиеном - племянником, а его ребенок - жиеншаром - отпрыском племянника. Так считалось по неписанному закону степей, когда дочерей отдавали в жены только людям из других родов и аулов и потому их дети не могли рассчитывать на положение прямых потомков главы семейного рода. Было даже такое выражение - жиек ел болмас, что в переводе означает - племянника не считай своим! Только теперь, в наше время, детей, родившихся от дочерей, стали называть внуками.
15. СИТУАЦИЯ:
Учитель выносит бесік и спрашивает у детей:
- Кто знает ,что это?
- Для каких целей используют это?
- Кто сможет показать как ложат в люльку и что делают дальше?
- Зачем завязывают?
1) бесике салу - укладка новорожденного в люльку, с намёком на то, чтобы быстро рос и набирался богатырского здоровья;
Какой следующий этап в детских обрядах?
( Если дети не смогут ответить) 2 ) тусаукесу - первые шаги ребенка, чтобы он умел ходить и быстро бегать. В этот день по казахскому обычаю в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято звать самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка.
3) Атка отыргызу - посадка на лошадь с передачей в руки не только плетки, но и копья, чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно.
16.3 ученик:
Затем следовал обряд обрезания. В этот день родители 5-7-летнего сына зовут в юрту достопочтенного муллу. И тот совершает обряд, после чего щедро вознаграждается. Затем по обычаю начинается праздник. Созывается много гостей, родственников из соседних аулов, те в свою очередь делают подарки ребенку и его родителям.
4 ученик:
Одной из замечательных традиций прошлого которая дошла до наших дней является гостеприимство, которое относится к
общечеловеческим нормам и является положительной чертой цивилизованногообщества. Так, к приходу гостей готовят национальное блюдо из барана –
бесбармак, его голова должна смотреть на достопочтенного гостя.
17.5 ученик:
В большинстве стран в том числе и Казахстане обычаем является уважение к старшим. Это добра традиция народа передаётся с другими прекрасными привычками и качествами народов. Так по этому обычаю детей с ранних лет приучают быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными в отношении со старшими, а также грубо сними говорить, прислушиваясь при этом к их мудрым советам.
18 .1 ученик:
Таким образом, казахский народ соблюдая обычаи древних и по сей день может с гордостью сказать что чтит и уважает своих предков не забывая то через что прошёл их народ.
.Учитель: Сейчас девочки проведут викторину
«Кто лучше всех знает обычаи и традиции казахского народа?» - за правильный ответ получаете жетон. У кого больше всех жетонов , тот победитель и получит приз.
ВОПРОСЫ:
1.На какой праздник готовят көже? /наурыз/
2.Из скольки и каких компонентов его готовят? / из семи/
3.Как называется традиция когда ребенок делает первые шаги? Расскажите как этот обряд прводят? / түсау кесу/
4.Главное национальное блюдо, которое готовят на любой праздник? Из чего готовят? /бесбармақ, тонкое тесто, мясо – конина, баранина/
5.На какой праздник готовят тонкие лепешки и как они называются? /айт, шелпек/
6.Как называется у мусульман пост? Расскажите об этом, что вы знаете. /ораза/
7.Какую плату дает жених за невесту? /қалым: лошадь, ковер , подпрки родителям невесты/
8.Когда невесту приводят в дом жениха, какой обряд проводят? / беташар/
9.Как называют подарок за добрую весть? /сүйінші/
10. Как называется подарок за обновку? /байғазы/
11. Что такое «бата» , кто его дает? /благословение, дают старики, родители/
12. Торжество празднуемое на сороковой день после рождения ребенка? /қырқыннан шығару/
13. Что такое альчики и где их используют? Какие иннтеллектуальные игры еще знаете? / асыки, тоғызқұмалақ/
14. Перечислите, в каких национальных играх мужчины мерятся силою? /аудыраспақ-борьба, қыз қуу, бәйге/
15.Литературно- музыкальное состязание. /айтыс/
Подвести итог викторины. Подсчитать жетоны, наградить победителя.
Заканчивается классный час четверостишием:
На просторах Казахстана
Много разных народов живет.
Все народы, как братья равны,
Всем народам — любовь и почет.