Приёмы активизации познавательной деятельности обучюащихся на уроках биологии и географии в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с интеллектуальными нарушениями средствами современных компьютерных технологий

ГБПОУ «Технологический колледж №21»
Школа для детей с ОВЗ «БЛАГО»








Приёмы активизации познавательной деятельности обучюащихся
на уроках биологии и географии в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с интеллектуальными нарушениями средствами современных компьютерных технологий









Учитель биологии и географии
Зайцева Светлана Михайловна












Москва, 2015 год

«К детям надо относиться бережно, и больше всего следить
за методикой своей работы. Следует искать лучших способов,
возбуждать внимание в детях и поддерживать их
любознательность, пытливость ума, дерзание творчества».
К.Э. Циолковский

В условиях внедрения ФГОС проблема повышения эффективности обучения актуальна для всех видов общеобразовательных учреждений. Практика диктует необходимость поиска новых методов, которые смогли бы помочь активизировать познавательную деятельность школьников с особыми образовательными потребностями. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате «БЛАГО» обучаются дети с различной степенью интеллектуальной недостаточности, имеются три класса для детей со сложным дефектом. Для данного контингента учащихся характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся также в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений к деятельности. Уроки биологии и географии дают возможность в полной мере реализовать деятельностный подход в обучении. Это имеет особое значение, т.к. от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания.
Возникновение интереса к предмету, развитие любознательности, активности, и самостоятельности детей зависит от методики преподавания предмета и от того, насколько умело будет построена работа на уроке. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. В настоящее время информационные технологии глубоко проникли в жизнь человека, а информационная компетентность всё более определяет уровень его образованности. Опыт работы показывает, что одним из наиболее эффективных методов активизации познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями является применение на уроках ИКТ.
Современные компьютерные технологии представляют разнообразный набор средств и методов для выполнения поставленной задачи. В настоящее время на уроках широкое распространение получили мультимедийные презентации. Под электронной презентацией понимают логически связанную последовательность слайдов, объединённых одной темой и общими принципами дизайна. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путём сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока в коррекционной школе :
- образовательный аспект: организация восприятия учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в изучаемых объектах;
- коррекционно-развивающий аспект: развитие познавательного интереса; активизация творческой деятельности; формирование элементов исследовательской деятельности и т.д;
- воспитательный аспект: воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля.
В настоящее время в Интернете можно найти разнообразный презентационный материал к урокам. Но эффективно использовать его на уроках в школе для детей с ментальными нарушениями не всегда возможно. Поэтому возникла необходимость создания собственных электронных разработок. Материал созданных мной презентаций ориентирован на контингент учеников с учётом их психических, физических, эмоциональных особенностей. Каждый слайд представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу. Презентации используются не от случая к случаю, а выстроены в систему и предназначены для изучения в течение всего учебного года. Они позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний и т.д. Содержание презентаций помогает создавать наглядные образы. Презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока.
При подготовке мультимедийного урока (как и любого другого) продумываю, какие цели и задачи он преследует, какую роль играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса, его тип, структуру, методы, формы учебной деятельности школьников. Провожу анализ содержания учебного материала на возможность использования ИКТ, формы и способы подачи информации на экран. Учитываю предназначение урока:
- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
- для изучения нового материала;
- для повторения, практического применения полученных знаний, умений, навыков;
- для обобщения, систематизации знаний;
- для контроля знаний, умений и навыков.
Ключевым элементом в структуре уроков является изучение нового материала. С опорой на него или во взаимосвязи с ним решаются на уроках остальные вопросы: будь то закрепление, контроль и т.д. Среди различных способов изучения нового материала можно выделить следующие: новый материал объясняется самим учителем либо разбирается в ходе совместной деятельности с учащимися. Выбор каждого из этих способов зависит, прежде всего, от того, каким временем располагает учитель на уроке для изучения нового, от степени готовности школьников к его восприятию и от содержания вводимых понятий. Сочетание рассказа с демонстрацией презентации позволяет проводить пошаговое, очень подробное объяснение нового материала, позволяет вернуться к любому промежуточному построению, что делает его более доступным для усвоения, а также позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах. Демонстрация презентации при необходимости сочетается с работой по карте, по тексту учебника, выполнением упражнений в тетрадях, на карточках и т.п. На экран также выводятся названия новых терминов и понятий, тем самым учитель концентрирует внимание учеников на правильном написании слов, его орфографии. Для лучшего запоминания основные понятия в презентациях выделяются жирным шрифтом, курсивом, рамкой, цветом. Экран позволяет ученикам вести записи в тетрадях: выписывать определения, термины, дополнять или составлять таблицы и схемы.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPo
·int.Slide.8 1415

На этапе изучения нового материала важно добиться, чтобы ученики не были пассивными созерцателями того, что видят на экране. Правильная организация процесса познания создаёт предпосылки для того, чтобы ученики не только получали знания, но и добывали их. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у детей неподдельный интерес.
Разработанная презентация для изучения нового материала даёт возможность использовать её для дальнейшего закрепления знаний. Это большое подспорье для учеников, пропустивших урок по данной теме. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении нового материала должно осуществляться с учётом психолого-педагогических закономерностей. Особое внимание при этом следует обратить на то, что при пассивном участии многое ускользает от внимания обучающегося. К более же полному, богатому восприятию приводит активная мыслительная деятельность, которая по ходу ознакомления с материалом возрастает, если соблюдаются условия:
- учащийся, знакомясь с материалом, одновременно выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал;
- это задание направляет усилия учащегося на использование определенного приема мыслительной деятельности (сравнения, обобщения, и т.д.)
- данный приём соответствует содержанию материала, и чем в большей мере, тем сильнее активизируется деятельность;
- учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения задания, и навыками применения данного приёма;
- материал не является чрезмерно легким или очень трудным.
На этапе закрепления и проверки знаний я применяю различные виды тестовых заданий (текстовые, иллюстративные, графические). Показ на экране правильного ответа способствует выполнению учащимися самопроверки или взаимопроверки (сильный ученик у слабого).
При проверке пройденного материала, используя компьютерные технологии, можно, не затрачивая большого количества времени, выявить степень усвоения пройденного материала у большого количества учащихся, используя письменный программированный опрос. Глядя на экран, ученики в своих тетрадях сопоставляют левые и правые части колонок; расставляют стрелки; ставят номера в нужном порядке; заполняют пробелы; выполняют тестовые задания, решают кроссворды, разгадывают ребусы.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Он должен не только уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока. При проведении урока нужно позаботиться об обратной связи с учащимися. Информация должна сопровождаться вопросами, вызывающими детей на диалог, на комментирование происходящего.
При использовании мультимедийных презентаций в работе с детьми с особыми образовательными потребностями необходимо видеть реакцию учеников на происходящее, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию, правильно организовать активную деятельность учащихся. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой ребёнка на восприятие предлагаемой ему информации. Урок с применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.
Создание презентаций – это увлекательный творческий процесс, который обогащает «профессиональную палитру» учителя. Подготовка урока с использованием современных информационных технологий требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков, которое составляют интеллектуальное богатство учителя.
Систематическое использование ИКТ на уроках в коррекционной школе приводит к следующим положительным результатам:
- усиливает положительную мотивацию обучения, устраняется одна из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех;
- обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;
- расширяется возможность самостоятельной деятельности учеников; формируются навыки исследовательской деятельности;
- позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся;
- учитель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на развитии мышления учащихся с интеллектуальными нарушениями;
- повышается объем выполняемой работы на уроке; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения;
- обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.
Благодаря использованию ИКТ на уроках учитель переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует более осознанному усвоению знаний учащимися, что, несомненно, способствует повышению качества обучения.
Разумеется, информационные технологии не способны избавить ребенка от его недостатков и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, даёт ему веру в свои силы.
При проведение уроков с использованием ИКТ у учителя появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного и интересного урока.












Список использованной литературы:

Подвальная Е.В. К вопросу об использовании компьютерных технологий на уроках географии и естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Ткаченко И.С. Создание электронных презентаций / И.С. Ткаченко, О.В. Антропова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004
Т.Д.Слюсарь «Применение компьютерных технологий на уроках биологии» (museum.seun.ru/NFPK/ipp/seminar/3-3_sbornik/Slusar.doc)
Н.В.Захода «Использование компьютерных технологий на уроках биологии для активизации учебной деятельности школьников» (www.goo.kz/files/articles/art_783.doc)
Т.П.Бартенева, А.П.Ремонтов «Использование компьютерных технологий на уроках биологии» (http://www.ito.su/2003/VIII/VIII-0-1806.html)

















13PAGE 15


13PAGE 14915




15