Разработка урока по литературному чтению 2 класс Два пирожных Ю. Ермолаев.

Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема урока: Ю. Ермолаев «Два пирожных».

Цель: познакомить уч-ся с произведением Ю. Ермолаева «Два пирожных».
Задачи урока:
помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа «Два пирожных»;
способствовать формированию навыков чтения и правильной речи учащихся;
на примере произведения воспитывать положительные качества личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость;
познакомить детей с континентом Земли – Африкой.
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2 класс ( 2-я часть).
Набор слов для сбора пословиц.
Глобуc
Презентация к уроку.


I. Организационный момент.
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!



II. Повторение по изучаемому разделу.
- Как называется раздел, который мы читаем?
- Что мы выясняем, читая произведения этого раздела?
- В каком рассказе мы встретили сопереживание другу? Вот сейчас мы и проверим, как усвоили домашнее задание. У вас на столе лежат карточки с тестовыми заданиями, вам необходимо подписать его, затем внимательно прочитать каждый вопрос и выбрать на ваш взгляд правильный ответ, обведя его кружочком.
(Задание карточки)
Выберите правильный ответ.
1.Что произошло с Катей?
Сломала руку
Сломала ногу.
При падении получила «сотрясение мозга».
2.Где она лечилась?
Дома.
В больнице.
За границей.
3. Почему, увидев Катю, Аня заплакала?
Обиделась.
Стало жалко Катю.
Испугалась.
4. Почему Катя стала утешать Аню?
У Кати поднялось настроение, а Аня её жалела и грустила.
Аня осталась одна без подруги.
Аня тоже заболела.
5. Какое слово пропущено в пословице:
«Не мил свет, когда нет»
Книги.
Совета.
Друга.

III Речевая разминка.
Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро)

Наши руки были в мыле, 1 медленно
Мы посуду сами мыли, 2 быстро
Мы посуду мыли сами, 3 очень быстро
Помогали нашей маме. (слайд 2)

Продолжите следующие строчки стихотворения
Мама спит, она ...... Ну, и я играть не ..! Я волчка не ., Я уселась и .. (слайд 3)

Кто автор этих строк? Правильно А.Л.Барто. Что объединяет скороговорку и стихотворение? Правильно, и там и там говорится о маме. Домашнее задание было подготовить по желанию стихи о маме. Учащиеся выборочно читают подготовленные дома стихи. (слайд 4)

IV Актуализация знаний.
Работа с пословицами ( идёт обсуждение в парах ).
Чтобы определить сегодняшнюю тему урока нам надо выполнить ряд заданий. Решить пример, загадку, прочесть имя автора. (слайд 5)


V/ Работа по теме урока
Сведения об авторе.

Юрий Ермолаев - современный детский писатель. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович стал учиться в театральном училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем, создавать своих героев, передавать детям накопленный жизненный опыт.
Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых и "106 пропавших часов", и "Дом отважных трусишек", и "Нежданно - негаданно". Писал Ермолаев Юрий Иванович и сказки. Одна из них называется "О двух юнцах - храбрецах и чудо - докторе". Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.
Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева « Два пирожных».
Учитель. - По названию произведения, словам, которые вы прочитали, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении.
Первичное знакомство с текстом (читает учитель) Учебник с.85-86.
Я тоже хочу вам предложить отправиться в Африку. (слайд 8) Показать на глобусе Африку, повторить животных, живущих на континенте.

VI Музыкальная физкультминутка « У жирафа пятна» ( Слайд 9 ).
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки. На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.


VI Закрепление изученного материал
Словарная работа.
Задание: Пробегите глазками по тексту. Обратить внимание на слова. Все ли слова вам понятны?
После чтения дети называют слова.
Словарная работа. (слайд 9-10).
Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку
Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.
Река Конго- название реки. Очень крупная река Африки.
Долина реки Конго – удлинённая впадина реки Конго.
Тропические лианы – вьющиеся растения с длинными стеблями, растут в тропических лесах, обвиваясь вокруг деревьев, цепляясь за них.
Пальмы- деревья южных стран, обычно с прямым ветвистым стволом и с очень крупными вечно - зелёными листьями.

Работа с текстом. Чтение по цепочке.
Анализ произведения:
Учитель. - Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении?
Учитель. - О чём попросила мама дочек?
- Чем занималась старшая сестра Наташа? зачитать
- Что делала Оля? зачитать
- Как они поступили, когда мама попросила их помочь вымыть посуду?
- Как поступила мама?
- Разве это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?
- А разве она не занималась интересным делом?
- Да, она могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами.
- А вам бывает так же интересно путешествовать вместе с героями книг? Как вы в это время отзовётесь на просьбу мамы?
Учитель. - Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?
Работа в группах.
Предлагаю расставить в правильном порядке этапы рассказа (задание в конвертах)
1. Мама попросила о помощи девочек.
2. Девочки занимались своими делами.
3. Оля решила помочь маме, Наташа осталась читать книгу.
4. Оля зовёт Наташу на помощь, но она путешествует.
5. Наташа закрыла книгу, а у Ольги губы в креме.

Работа с рассказом:
1) Чтение по ролям.
2) Инсценировка рассказа своими словами.

VII Рефлексия.
Каким бы ты хотел быть после прочтения рассказа? (слайд 12)

VIII. Итог урока:
- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?
- Кто его написал?
- Как вы считаете, это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?
- Какая из девочек вам больше нравится и почему?
- За какое качество характера вы выбираете Олю? (отзывчивость)
- Знакомя вас с автором – Юрием Ермолаевым, я сказала, что некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками». Как вы считаете, рассказ «Два пирожных» - грустная шутка?
- Как вы думаете, зачем автор рассказал нам эту историю?
Оценивание детей. - Посовещайтесь в парах и оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание на выбор.
1) Чтение по ролям с 85-86.
2) Пересказ содержания по плану.
3) Составить свой собственный рассказ об оказываемой помощи своей маме.















Урок литературного чтения во 2 классе по теме

Ю. Ермолаев «Два пирожных».









Подготовил учитель начальных классов
МБОУ «Новоусманская СОШ № 3» г. Воронеж
Богарь Ирина Николаевна





2017
15