Урок русского языка в 9 предложения классе по теме Сложносочинённые» (с применением технологии смыслового чтения)

Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложносочинённые предложения»
Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации по данной теме .
Задачи:
Обобщение теоретических сведений о сложносочинённых предложениях.
Отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях разного вида (с общим второстепенным членом), различать ССП и простые предложения с однородными членами.
Развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений


1. Доброе утро. Меня зовут К.П. Я проведу у вас урок русского языка.
Сегодня у нас с вами урок обобщения по теме «Сложносочинённые предложения». В рабочих листах (Приложение 1) у вас записаны задачи сегодняшнего урока, которые сформулировала я. Отметьте в колонке «самооценка» галочкой те задачи, которые актуальны для вас.

Задачи урока:

Повторить понятие ССП.
Вспомнить типы сочинительных союзов.
Закрепить умение правильной постановки знаков препинания в ССП и простых предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Закрепить умение отличать сложносочинённые предложения от других предложений.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Повторение
1.1 ССП это ____________предложение, в котором простые предложения связаны _______________________союзами и, как правило, ________________ грамматически и по смыслу.
Проверьте себя. Если вы вставили все слова правильно поставьте 1 балл в колонку самооценки.
1.2
... союзы

?
?
?

и, да (в значении «и»), 
ни...ни, как...так и, и...и,
не только...но и, как ... так и, тоже, также ;
или, либо, то...то,
не то...не то, или...или,
то ли ... то ли;
а, но, да (в значении «но»), однако, зато.

Проверьте себя. Если вы правильно определили типы союзов поставьте 3 балла в колонку самооценки.
1.3 Расставьте знаки препинания в схемах
Не только [ ] но и [ ].   [ ] однако [ ].  [ Общ.втор.чл ] и [ ]. Как [ ]  так и [ ].
Проверьте себя. Если вы правильно расставили знаки препинания во всех схемах поставьте 2 балла в колонку самооценки.(о,5 за каждую схему)
Вы вспомнили, сведения о сложносочинённом предложении, а закреплять умения мы будем при работе с текстом.
3. Работа с текстом.
Предтекстовая деятельность
Для начала давайте познакомимся с видеоэпиграфом к этому тексту. Когда вы будете смотреть его, запишите в рабочие листы слова-ассоциации, которые у вас возникли.
ВИДЕОФРАГМЕНТ
Какие слова вы записали? (красота, природа, Япония...
Текстовая деятельность
Самостоятельное чтение текста
Прочитайте текст.
Что затрудняет понимание текста? (отсутствующие сочинительные союзы)
Вставьте пропущенные союзы, но помните, что сочинительные союзы могут соединять, разделять и противопоставлять.
Проверьте себя. Если вы правильно вставили все союзы, поставьте 3,5 балла( по 0,5 балла) в колонку самооценки напротив.
Пунктуационная работа.
Что ещё затрудняет понимание текста? (не хватает знаков препинания)
Вставьте недостающие знаки препинания. Обведите кружком намера ССП. Назовите их.
Проверьте себя. Если вы правильно расставили все знаки препинания поставьте 3 балла (по 0,5 балла)в колонку самооценки.
Теперь ничто не мешает пониманию смысла текста. Давайте прочитаем текст вслух выразительно.
Чтение вслух.
(1)В Японии традиция понимать красоту мира передается из поколения в поколение, и взрослые прививают чувство прекрасного детям с раннего возраста.
(2) В погожий день директор школы может отменить все занятия, и детвора отправляется на воздух рисовать с натуры. (3)Японский второклассник не только пользуется красками тридцати шести цветов, но он ещё и знает названия каждого из них.
(4)Однако ведущее место в эстетическом воспитании ребенка занимает обучение письму. (5)Иероглифическая письменность отбирает у японского школьника много времени и сил, но в (6)Японии достоинства человеческого почерка считаются прямым отражением его характера. Лишь морально совершенный человек может стать мастером каллиграфии. (7)При обучении иероглифике постепенно стирается грань между чистописанием и рисованием, и каждый японец по существу становится живописцем. 
(8)В Японии образованный человек непременно должен владеть как мастерством каллиграфии, так и мастерством стихосложения. (9)Всеобщее занятие стихосложением - ещё один пример упражнений японских школьников в эстетизме.
По В.Овчинникову. «Ветка сакуры».

Глоссарий
Под текстом находится набор слов, из которых нужно выбрать слова для заголовка текста. Тут есть главные слова, а также второстепенные. Ваша задача выбрать главные слова. В заголовке должно быть 2 слова. (Обучение красоте)
А теперь вычеркните слова, не имеющие отношения к тексту (природа, архитектура)
Ассоциативный куст
Все остальные слова внесите в схему

Проверьте себя. Если вы правильно заполнили схему, поставьте 2,5 балла (по о,5 балла) в колонку самооценки.
Почему слово каллтграфия, живопись, иероглифика – связаны со словом письменность?
ИЕРОГЛИФИКА ИЕРОС -священный, ГЛИФИКА вырезанное; интересно, что слово это не японского, а французского происхождения)
Выполнив эту работу, мы, по сути, составили план текста, из которого видно, о чём же этот текст. Но понятие красоты не везде одинаково.


Послетекстовая работа
1. Восстановите правильный порядок предложений в тексте.
Красота - понятие абсолютное, не зависящее ни от времени, ни от места. Однако у каждого народа свои символы красоты. То, что считается красивым, например, в России, вряд ли признают красивым в Африке. Но общим для всех остается то, что все народы стремятся ее понять и по-своему выразить.
Проверьте себя. Если вы правильно восстановили порядок предложений в тексте поставьте 1 балл.
Что вам помогло это сделать? (противительные союзы) Почему противительные?
( противопоставляется понимание красоты в разных странах)

Сосчитайте общее количество баллов и оцените себя.

Все ли задачи поставленные на уроке мы решили?

Мы работали с отрывком из публицистической книги В. Овчинникова «Ветка сакуры», в которой автор раскрывает особенности японской культуры. Я вам хочу подарить отрывки из этой книги.
Найдите среди этих отрывков ССП.
ВИДЕОРОЛИК

Какой сочинительный союз в нём используется?
Что он противопоставляет?

Вот этими противоречиями пронизана вся книга В.Овчинникова, что позволяет показать самобытность этой страны. Поэтому я вам желаю познакомиться с этой книгой, читается она очень легко.

Спасибо вам за урок.





Приложение 1

Сложносочинённые предложения
Само
·оценка

Задачи урока:
Повторить понятие ССП.
Повторить разряды сочинительных союзов по значению.
Закрепить умение отличать ССП от других предложений.
Закрепить умение правильно расставлять знаки препинания в ССП и простых предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Повторение
1.1 ССП это ____________предложение, в котором простые предложения связаны _______________________союзами и, как правило, ________________ грамматически и по смыслу.
1.2
Сочинительные союзы

?
?
?

и, да (в значении «и»), 
ни...ни, как...так и, и...и,
не только...но и, как ... так и, тоже, также ;
или, либо, то...то,
не то...не то, или...или,
то ли ... то ли;
а, но, да (в значении «но»), однако, зато.

1.3 Расставьте знаки препинания в схемах
Не только [ ] но и [ ].   [ ] однако [ ].  [ Общ.втор.чл ] и [ ]. Как [ ]  так и [ ].

Работа с текстом
О чём будет текст?
___________________________________________________________________________
2. Прочитайте текст
?
(1)В Японии традиция понимать красоту мира передается из поколения в поколение ... взрослые прививают чувство прекрасного детям с раннего возраста.
(2)В погожий день директор школы может отменить все занятия детвора отправляется на воздух рисовать с натуры. (3)Японский второклассник пользуется красками тридцати шести цветов ... он ещё знает названия каждого из них.
(4) ведущее место в эстетическом воспитании ребенка занимает обучение письму. (5)Иероглифическая письменность отбирает у японского школьника много времени и сил в Японии достоинства человеческого почерка считаются прямым отражением его характера. (6)Лишь морально совершенный человек может стать мастером каллиграфии. (7)При обучении иероглифике постепенно стирается грань между чистописанием и рисованием каждый японец по существу становится живописцем. 
(8)В Японии образованный человек непременно должен владеть мастерством каллиграфии мастерством стихосложения. (9)Всеобщее занятие стихосложением - ещё один пример упражнений японских школьников в эстетизме.
По В.Овчинникову. «Ветка сакуры».

3. Природа, обучение, живопись, иероглифика, стихосложение, архитектура, красота, каллиграфия, иероглифическая письменность.


4. Заполните схему













5. Восстановите правильный порядок предложений в тексте.

Однако у каждого народа свои символы красоты.
Красота - понятие абсолютное, не зависящее ни от времени, ни от места.
Но общим для всех остается то, что все народы стремятся ее понять и по-своему выразить.
То, что считается красивым, например, в России, вряд ли признают красивым в Африке.


























(1)В Японии традиция понимать красоту мира передается из поколения в поколение, и взрослые прививают чувство прекрасного детям с раннего возраста.
(2) В погожий день директор школы может отменить все занятия, и детвора отправляется на воздух рисовать с натуры. (3)Японский второклассник не только пользуется красками тридцати шести цветов, но он ещё и знает названия каждого из них.
(4)Однако ведущее место в эстетическом воспитании ребенка занимает обучение письму. (5)Иероглифическая письменность отбирает у японского школьника много времени и сил, но в (6)Японии достоинства человеческого почерка считаются прямым отражением его характера. Лишь морально совершенный человек может стать мастером каллиграфии. (7)При обучении иероглифике постепенно стирается грань между чистописанием и рисованием, и каждый японец по существу становится живописцем. 
(8)В Японии образованный человек непременно должен владеть как мастерством каллиграфии, так и мастерством стихосложения. (9)Всеобщее занятие стихосложением - ещё один пример упражнений японских школьников в эстетизме.
По В.Овчинникову. «Ветка сакуры».


(1)В Японии традиция понимать красоту мира передается из поколения в поколение, и взрослые прививают чувство прекрасного детям с раннего возраста.
(2) В погожий день директор школы может отменить все занятия, и детвора отправляется на воздух рисовать с натуры. (3)Японский второклассник не только пользуется красками тридцати шести цветов, но он ещё и знает названия каждого из них.
(4)Однако ведущее место в эстетическом воспитании ребенка занимает обучение письму. (5)Иероглифическая письменность отбирает у японского школьника много времени и сил, но в (6)Японии достоинства человеческого почерка считаются прямым отражением его характера. Лишь морально совершенный человек может стать мастером каллиграфии. (7)При обучении иероглифике постепенно стирается грань между чистописанием и рисованием, и каждый японец по существу становится живописцем. 
(8)В Японии образованный человек непременно должен владеть как мастерством каллиграфии, так и мастерством стихосложения. (9)Всеобщее занятие стихосложением - ещё один пример упражнений японских школьников в эстетизме.
По В.Овчинникову. «Ветка сакуры».


(1)В Японии традиция понимать красоту мира передается из поколения в поколение, и взрослые прививают чувство прекрасного детям с раннего возраста.
(2) В погожий день директор школы может отменить все занятия, и детвора отправляется на воздух рисовать с натуры. (3)Японский второклассник не только пользуется красками тридцати шести цветов, но он ещё и знает названия каждого из них.
(4)Однако ведущее место в эстетическом воспитании ребенка занимает обучение письму. (5)Иероглифическая письменность отбирает у японского школьника много времени и сил, но в (6)Японии достоинства человеческого почерка считаются прямым отражением его характера. Лишь морально совершенный человек может стать мастером каллиграфии. (7)При обучении иероглифике постепенно стирается грань между чистописанием и рисованием, и каждый японец по существу становится живописцем. 
(8)В Японии образованный человек непременно должен владеть как мастерством каллиграфии, так и мастерством стихосложения. (9)Всеобщее занятие стихосложением - ещё один пример упражнений японских школьников в эстетизме.
По В.Овчинникову. «Ветка сакуры».












15