Этнокультурное развитие одаренных детей в процессе изготовления русской обрядовой куклы.


Слайд 1.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
ТЕМА.
Этнокультурное развитие одаренных детей в процессе изготовления русской обрядовой куклы.
Воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 78 «Серебряное копытце».
Слайд 2.
Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность.
Согласно ФГОС дошкольного образования частью одного из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является «Ознакомление детей с русской народной культурой» .В рамках реализации была определена форма работы с детьми – кружковая. Кружок получил название «Бабушкины куклы! Кружок предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста.
В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, предметами прикладного искусства особое место занимает обрядовая кукла. Кукла – первая среди игрушек. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она приобретает жизнь при помощи воображения и воли создателя. Издавна кукла была традиционной игрушкой и в русских семьях, и главная традиционная ценность народной куклы в том, что она на протяжении веков сопровождала быт, самобытность и характерные черты создающего ее народа.
Слайд 3.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы:
-обереговые-игровые
-обрядовые
Слайд 4.
Куклы-обереги
В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").
Слайд 5.
ОбрядовыекуклыУ народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.
Слайд 6.
Игровые куклы
Игру в куклы не считали пустой забавой. Люди верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами плохо обращаться – неприятностей не миновать. Играли не только девочки и подростки, но и девушки на выданье. Девушки приносили своих кукол на посиделки, в гости, в поле.
Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. В наше время, на прилавках магазинов мы видим бесконечное множество красивых игрушек, но они сделаны на фабриках и не несут душевной теплоты. Кукла, сделанная руками, индивидуальна в своем роде. Именно поэтому, необходимо донести до сознания детей роль и значение русской обрядовой куклы в жизни наших предков, а также помочь им осознать необходимость сохранения традиций русской обрядовой куклы в современной жизни.
В первую очередь кукла - это изображение человека. Традиционная тряпичная русская кукла “безлика”, что позволяет детям мечтать и фантазировать. Дети могут выдумывать настроение куклы и её характер.
С самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства. Они должны стать для детей первыми источниками знаний о русской традиционной обрядовой культуре.
Слайд 7.
Исходя из этого, мною была сформулирована цель моей деятельности.
Цель. Формировать творческие способности дошкольников через изготовление русской обрядовой куклы, ознакомление с традициями русского народа.
Слайд 8.
Были определены задачи:
Обучающие
- Формирование интереса к русской обрядовой игрушке (обрядовой кукле)
- Учить различным способам изготовления кукол.
-Ознакомить с видами кукол по предназначению.
-Познакомить с традициями русского народа.
Развивающая
-Развивать познавательную активность, любознательность.
-Развивать творческие способности дошкольников через изготовление обрядовой куклы, стремление к самостоятельному творчеству.
Воспитывающие
- Воспитание уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.
-Воспитывать усидчивость, сотрудничество, доброжелательность.
Слайд 9.
Было проведено анкетирование родителей на тему «Игрушки в жизни ребенка», в котором принимали участие 20 родителей.
С детьми проведены беседы об игрушках, в какие игрушки они любят играть, знают ли, с какими игрушками играли их мамы, бабушки; спрашивала детей о том, какие русские народные праздники они знают, как их празднуют в детском саду, дома и какое участие в празднике принимают дети; разговаривали о русских народных играх, выяснила, зачем они нужны людям, детям.Как показали результаты бесед с детьми, анкетирование родителей, детям практически ничего неизвестно об игрушках наших предков. Дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской кукле.
Слайд 10.
Я ознакомила своих воспитанников с видами русских обрядовых кукол, чем вызвала интерес к их изготовлению. Детям было очень интересно, как из простого кусочка ткани получается кукла.
Для каждого вида обрядовых кукол было организовано по нескольку мастер- классов:
игровые куклы- 12
обрядовые –15 ,
обереги- 20
Слайд 11.
Затем я ознакомила своих воспитанников с оборудованием для изготовления кукол: это разноцветные лоскутки, тесьма, вата, нитки, ножницы. Ознакомила детей с правилами безопасности.
Слайд 12.
На этом слайде дети изготавливают куклы-обереги: «День - Ночь», «Бессонница», «Ангелочки»…
Слайд 13.
На этом слайде дети изготавливают игровые куклы: «Узелковые», «Зайчик»…
Слайд 14.
На этом слайде дети изготавливают обрядовые куклы: «Пеленашки», «Кувадки», «Мартинички»…
Слайд 15
Результаты нашей деятельности
- Выставки
-Подарки для детей младшего возраста и родителей.
-Творческие мастерилки для родителей с детьми.