логосказка для автоматизации звука С


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ССказка о веселом языке и его непослушном язычке
Цели: развитие артикуляционного аппарата (губ, языка); развитие речевого дыхания у дошкольников, автоматизация звука Сизолировано, в слогах, словах; развитие связной речи.
Оборудование: аудиозапись ритмичной детской песенки;  тучки с бабочками для упражнений на развитие речевого дыхания; лесная полянка; игрушки или картинки зайца, ёжика, гномика; маленькая игрушка горки; картинка символа звука С; картинка для игры на автоматизацию звука С; предметные картинки.
Ход занятия
Организационный момент
- Здравствуйте Дорогие ребята! Сегодня я расскажу вам сказку.
В волшебном лесу жил-был весёлый Гномик. Он очень любил болтать со своими друзьями. Да только, как он не старался, не получалось у него произносить звук С.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
(под музыку , появляется кукла Гномик). Проснулся утром Гномик, и подумал, сегодня я обязательно должен научиться говорить звук С. Захотелось ему погулять. Но сначала Гномик решил почистить свои зубки.
Упражнение «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»
- А вы чистите зубки по утрам?Давайте и мы почистим наши зубки, только не зубной щёткой, а язычком. Улыбнитесь, приоткройте ротик, почистите кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Если получится, почистите и верхние зубки. Пока вы чистите зубки, Гномик споет вам песенку (музыка)
.
Дети выполняют упражнение три раза.
 - Почистил Гномик зубы, смотрит на себя в зеркало и говорит: «Почему же мой непошлушный язычок не хочет произношить звук С?» Решил он наказать свой непослушный язычок.
Упражнение «НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
- Приоткрыл немного Гномик ротик, спокойно положил язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произнес звуки: «Ня-ня-ня».
-Давайте и мы выполним это упражнение. Только следите за тем, чтобы ваша нижняя губа не подворачивалась. Чувствуете, как расслабляются мышцы язычка? (Дети выполняют упражнение по счет от 1 до 10).
 
  Упражнение «ГОРКА»
- Около дома Гномика стояла высокая горка. Решил он покататься на ней.
Катается Гномик на горке и напевает:

- Давайте поучим наш язычок делать горку. Откройте широко рот; широкий язык опустите за нижние зубки, упритесь в них языком; плотно прижмите боковые края к верхним коренным зубам. (Дети выполняют упражнение по счет от 1 до 10).
Развитие речевого дыхания
- Покатался Гномик на горке и пошел гулять по лесной полянке. Идет и думает о том, как бы ему научиться произносить этот сложный звук. И вдруг видит, бабочки сидят на цветочках.
Бабочки. Здравствуй, Гномик. Что-то ты сегодня грустный. Что случилось?
Гномик. Вы правы, мои бабочки-подружки. А груШтно, мне от того, что не могу я произноШить звук С, не подШкажите, кто мне в этом может помочь?
Бабочки. А ты сначала подуй на нас, а то пошел дождик и намочил нам крылышки, трудно нам летать.

Гномик. Как же это Шделать, я ведь не умею дуть?
Бабочки. Может, дети тебе помогут.
- Ребята, давайте поможем Гномику высушить крылья бабочек. Встаньте и подойди поближе. Вытяните губы вперед трубочкой и длительно подуйте на бабочек. Следите, чтобы ваши щечки не надувались. Для этого их можно придерживать слегка пальчиками.
Дети выполняют упражнение три раза.
Бабочки. Вот здорово, теперь наши крылышки обсохли, и мы можем свободно летать. Спасибо, вам ребята, и тебе спасибо Гномик.

Бабочки. Произносить звук С может быть тебе поможет Зайчик. Спроси-ка у него.
Гномик. Хорошо, Шпасибо бабочки.
- Пошел дальше Гномик по лесной полянке, а навстречу ему Зайчик-попрыгайчик.

Зайчик. Здравствуй дружище. Ты чего такой грустный сегодня?
Гномик. Да как же мне не груШтить, не могу я произноШить звук С.
Зайчик. Мы сейчас тебе поможем с моими друзьями.
- Давайте поможем Зайчику и Гномику. Скажите, что делают наши губы при произнесении звука С? (Дети улыбаются)
- А язычок где находится? За нижними или верхними зубами? (За нижними зубами)
Зайчик. Спасибо друзья за подсказку. А еще я вспомнил, что при произнесении звука С, посередине языка идет сильная холодная воздушная струя. Гномик давай-ка попробуем вместе произнести звук С. Ну-ка, улыбнись; кончик языка упирай в нижние зубки; боковые края язычка плотно прижимай к верхним боковым зубам; посередине языка идет сильная воздушная холодная струйка воздуха, если струя воздуха тебе не кажется холодной, сравни, произнеся, звук Х. Чувствуешь разницу?
Автоматизация изолированного звука СГномик. С-с-с. Ух-ты, получилось! Как здорово! Теперь и я умею произноСить такой краСивый звук! Спасибо тебе Зайчик, и вам ребята Спасибо большое.

- Давайте посвистим вместе с Гномиком. С-с-с-с-с.
Автоматизация звука С в слогах
Зайчик. А теперь, поиграем с ребятами.
Гномик. Но я Совсем не знаю игр.
Зайчик. Можно поиграть в игру «Весёлая лесенка».
- Зайчик любит прыгать и скакать. Он хочет и Гномика научить. Давайте вместе с ними прыгать по лесенке и петь. А с каким звуком мы будем петь песенку?
( Со звуком С.)

Дети выполняют по очереди упражнение. Пальцами правой (левой) руки, правильно проговаривая на каждой ступеньке слог.
Гномик. Какая интереСная игра. Буду каждый день в неё играть, чтобы лучше произноСить звук С.
Зайчик. Было очень весело играть с вами, но мне пора бежать.
Гномик. До Свиданья, Зайчик.
- Дети, и вы попрощайтесь с Зайчиком. (До свиданья)
- Попрощался Гномик с Зайчиком, запрыгнул на пенек и улыбается. Вдруг видит, ёжик бежит.
 Ёжик. Привет, Гномик. Ты такой весёлый сегодня.
Гномик. Как же мне не веСелиться, ведь Сегодня я научилСя звук С произноСить.
Ёжик. Рад за тебя.
Гномик. А что это на твоих колючках?
Ёжик. Да вот, хотел собрать грибов в лесу, гляжу, картинки лежат. Вот только не пойму, что на них изображено.
Гномик. А ты моим друзьям покажи. Они тебе расскажут.
Автоматизация звука С в словах
- Что на них изображено, назовите предмет выделяя в них звук С.
Ёжик. Спасибо вам ребята, за подсказку.
- Побежал Ёжик дальше, а Гномик в хорошем настроении отправился домой.
Итог занятия.
- Вот и всё! Понравилась вам сказка? Вы сегодня сделали много добрых дел. Помогли и бабочкам, и Гномику, и Ёжику. Нужно всегда помогать друг другу, тогда веселей и легче живется. Какой звук не умел произносить Гномик? Почему в названии сказки язычок Гномика называют «непослушным»?