Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей ЗПР Звуки Р, Рь. Буква Р.


Образовательная деятельность.
Область «Коммуникация (подготовка к обучению грамоте)».
Звуки Р, Рь. Буква Р.
лексическая тема «Дикие животные».
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- Уточнение артикуляции звуков Р, Рь. Закрепление буквы Р - Обогащение лексического запаса по теме: «Дикие животные»;
- Совершенствование грамматического строя речи:
-закрепление усвоения категории родительного, винительного падежа;
-Закрепление навыков словообразования притяжательных прилагательных.
- Закрепление навыков звуко-буквенного анализа и синтеза
2. Коррекционно-развивающие
Развитие мелкой моторики (точность, выполнение серии движения переключение).
Развитие артикуляционной моторики
Развитие мыслительных процессов: сравнение и обобщение (дикие животные, части тела животных).
Развитие связной речи.
3. Коррекционно-воспитательные
Воспитание навыков сотрудничества,
Воспитание самостоятельности.
Воспитание активности.
Оборудование: зеркала, изображения диких животных, разрезные картинки животных на прищепках, игра со шнуровой «жилище диких животных», алгоритм характиристики звуков, касса с буквами, тетради, пенал, карандаши, ластик.
Словарь: жилища диких животных: нора, берлога, логово, дупло, лисий, волчий, медвежий, зайчий.
Ход занятия
Этапы занятия Логопед Ответы детей
1.Орг. этап.  Сегодня мы с вами поедем на машине в лес. Вы любите гулять по лесу?
Хорошо. Но чтоб мы смогли с вами завести моторы, нам надо сделать зарядочку
Да
Арт. гимн. -Чистим зубки
-Лошадка
-Парус
-индюк
Осн. часть Зарядку для язычка сделали, руки приготовили и
Заводим свои моторы
Поехали. Вот мы с вами приехали в лес.
Скажите, кого мы можем с вами в лесу встретить?
Все верно вы говорите. Давайте посмотрим, кого мы встретили в лесу? Называем катринки
Волк, лиса, белка, медведь –это кто?
Каждому из вас достанется животное, посмотрите внимательно на них, что с ними не так?
Сейчас каждый из вас найдет недостающую часть тела и назовет ее.
Отлично справились. Вы вылечили наших животных, а теперь они хотят вернуться к себе домой.
Давайте вспомним, кто, где живет.
Игра со шнуровкой.
Р-р-рр
медведей, зайцев…
В лесу мы встретили волка,
В лесу мы встретили лису …
В лесу мы встретили медведя
Это дикие животные.
У лисы нет хвоста.
У волка нет уха
У медведя нет лапы
У зайца нет уха.
У лисы лисий хвост, у волка волчье ухо
У медведя медвежья лапа
У зайца зайчье ухо.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Белка живет в дупле.
Волк живет в логове.
ПГ «Жилище»У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом.
     Не страшны зимой метели
     Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
     Из ветвей, корней, коры
     Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём Физ. минутка Медвежонок –топ, топ,
А ежонок – хлоп-хлоп,
А волчонок – щелк, щелк
А зайчонок – скок – скок
А лисенок – шмыг –шмыг
А лосенок – прыг – прыг.
А медведь вдруг зарычал
ррррррррр
Садимся за столы и давайте с вами вспомним: как располагаются губы, зубы, язычок при звуке Р?
Звук Р он какой?
А звук Рь какой?
Посмотрите еще раз на жилища животных и скажите, в названии каких жилищь есть звуки Р и Рь?
В слове берлога звук Р какой?
А в слове нора?
Повторите Ра-ра-ра вот лисья нора.
Давайте выложим звуковую схему слова нора
Какой первый звук?
Какой второй звук? 3? 4?
Сколько всего звуков?
Молодцы. Давайте с васм вспомним, а какой же буквой записываются звуки Р, Рь?
Я вам раздам букву Р а вы ее красиво обведете и раскрасите.
А теперь мы с вами запишем предложение. Но прежде, чем мы начнем писать, давайте повторим правила предложения.
Все верно. Открываем тетради и записываем предложение.
У лисы нора.
Сколько слов в предложении?Назовите первое слово.
Назовите третье слово.
Назовите второе слово.
Начертите схему предложения.
Рот открыт, зубы разомкнуты, язык за верхними зубами при произнесении дрожит.
Согласный, звонкий, твердый
Согласный, звонкий, мягкий.
БеРлога, ноРа.
Согласный, звонкий, твердый
Согласный, звонкий, твердый.
Повторяют вместе и по отдельности.
Дети достают букву из кассы.
1. Предложение пишется с большой буквы.
2. Слова в предложении пишутся раздельно.
3. В конце предложения ставится точка.
3
У
Нора
лисы
Итог.
О чем мы с вами сегодня говорили?
Что вам особенно понравилось?
Что показалось сложным?