Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте.


Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте.
Тема: Звук и буква Э.
Подготовила учитель-логопед Грязнова И.Г.
Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Развивать фонематический слух.
Познакомить с гласным звуком [Э] и его условным обозначением - красной фишкой. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Познакомить с буквой Э как письменным знаком звука Э. Закреплять умение определять первый звук в словах и находить соответствующую букву.
Закреплять знания о гласных звуках и буквах А, О, Ы. Закреплять умение соотносить звук и букву.
Учить изображать печатную букву Э различными способами: рисование в воздухе, выкладывание из шнурков, раскрашивание правильной буквы.
Учить принимать учебную задачу.
Демонстрационный материал- картинки: эскалатор, экскаватор, эскимо, многоэтажный дом, аэродром; бык , рак, жук, кукла-малыш.
Раздаточный материал: звуковые полоски, красные фишки, шнурки красного цвета, карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент: Педагог и дети, стоя в кругу, читают стихотворение, сопровождая движениями.
«Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
- Сядет тот, кто назовет первый звук в словах: арбуз, улитка, ослик, ананас, утка, аист. Есть слова, которые начинаются со звука [Ы]? (нет). В русском языке действительно нет слов, которые начинаются со звука Ы.
2. Сегодня познакомимся с новым звуком и буквой, но для этого надо отгадать загадки:
Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница ведет.
Мы своим глазам не верим:
Все стоит, она идет. (Эскалатор)
Есть на свете чудная лопата –
На колесах, крива и горбата.
Но копать начинает она –
Сто лопат заменяет одна. (Экскаватор)
На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? (Эскимо)
- Какой первый звук в каждом из названных слов? [Э]. Сегодня мы будем играть со звуком [Э].
- Произнесите его. Есть ли преграда во рту? Какой это звук? (Гласный) Почему так решили? Фишкой какого цвета будем обозначать этот звук? (Красного цвета)
-Звук можно произносить и слышать. Давайте произнесем звук [Э] коротко. Теперь длительно. Громко. А теперь тихо.
3. Упражнение «Найди место звука в слове»
- Рассмотрите картинки и помогите закончить предложение.
У этого дома пять (этажей).
Мороженое на палочке (эскимо).
Самолет приземлился на (аэродроме).
-Подумайте, где в этих словах находится звук [Э]? Возле каждой картинки на полоске нарисуйте красный квадрат там, где этот звук находится.
4. Знакомство с буквой Э.
- Рассмотрите знак, которым обозначаем, звук Э. Он называется буква Э. Букву можно написать. Послушайте шуточное стихотворение.
«Буква Э с открытым ртом
И большущим языком»
- Из каких элементов состоит буква Э? (Полукруги посередине палочка)
В какую сторону повернулась буква Э? (В левую)
Показ написания буквы Э. Написание в воздухе буквы Э. выкладывание буквы из шнурков на столе. Раскрашивание шуточного изображения буквы Э.
5. Динамическая пауза.
6. - К нам в гости пришел малыш. Он ещё очень маленький и научился петь только две песенки. Послушайте его песенку. «ЭУ»
Сколько звуков в песенке?
Какой первый звук? [Э] Какой второй звук? [У]
Найдите, где написана эта песенка на карточке и обведите красным карандашом.
Послушайте вторую песенку. «АЭ» Сколько звуков в этой песенке?
Какой первый звук? [А] Какой второй звук? [Э]
Найдите, где написана эта песенка на карточке и обведите красным карандашом.
7. Игра «Кто в каком домике живет?»
- В этих домиках живут гласные буквы. Какая буква живет в этом домике? (называют буквы в домиках).
Давайте поможем животным найти домики, в которых они смогут поселиться. Нужно определить гласный звук в названии животного и поселить животное в домик, на котором написана соответствующая буква.
В каком домике будет жить КОТ? (БЫК, РАК, ЖУК)
8. Итог. Давайте вспомним, с каким новым звуком и буквой мы познакомились. Какой это звук? Назовите слова со звуком [Э]. Сегодня все постарались. Молодцы.