Урок русского языка в 4 классе по теме «Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже» (система Занкова) по учебнику Н. Нечаевой.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия.
Урок русского языка в 4 «А» классе по теме «Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже» (система Занкова) по учебнику Н. Нечаевой.
Разработала учитель начальных классов 1 категории
Ипполитова Елена Викторовна
Город Узловая Тульской области 2014-2015 учебный год

Технологическая карта урока
Тема урока Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
Цели урока Образовательные: научить учащихся правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, упражняться в разборе предложения по членам предложения и частям речи, закреплять навыки каллиграфии.
Воспитательные: воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову, воспитывать аккуратность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать уважение к труду людей (личностные УУД)
Развивающие:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
Планируемый результат Формировать УУД:
Предметные УУД: учить правильно писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение (регулятивные УУД);умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (коммуникативные УУД)
умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).
Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока Урок «открытия» новых знаний.
Форма урока Традиционный.
Методы обучения Частично-поисковый, беседа, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Организация пространства (виды учебной деятельности) Фронтальная работа, работа в парах, коллективная работа, игровая деятельность.
Основные понятия Имя прилагательное, имя существительное, склонение, род, падеж
Ресурсы Учебник «Русский язык 4 класс» Н. Нечаева, «Толковый словарик школьника» О.Д.Ушакова
Оборудование Компьютерная презентация, карточки для теста, схема правила, карточки для заданий, иллюстрация «корзинка», цветные таблички для рефлексии, толковые словарики.

Структура урока
Этап урока Задачи Формы работы Деятельность учителя Деятельность учащихся Ожидаемый результат
1.Организа-ционно-мо-тивационный Создание эмоционально-положительного настроя на урок. Мотивирование к учебной деятельности. Слово учителя. Учитель организует уч-ся на начало урока. -Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работою нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех,
И каждый из нас ощутит свой успех.
- Давайте напомним девиз работы на уроке:
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится. Дети встали в круг, настроились на работу. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе(коммуникативные УУД)
2.Сообщение темы урока. Постановка целей урока. Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Слово учителя. Слайд
«С русским языком можно творить чудеса»- писал К.Г.Паустовский.
- Сегодня мы продолжим постигать неизвестные для нас чудеса русского языка. Проведем наблюдение и сделаем открытие в написании окончаний имен прилагательных.
- Мы начали изучать большую тему «Склонение имен прилагательных». Тема нашего урока «Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже».
- Как вы думаете, что вы сегодня должны узнать на уроке?
- Чему научиться? слайд Прогнозирование целей урока. Умение формулировать цели урока. Планирование и регуляция деятельности уч-ся (регулятивные УУД)
3.Планирова-ние деятель-ности. Определение порядка работы на уроке. Коллективная работа. -Работать мы будем по плану. Ознакомьтесь с его пунктами.
Закрепление.
Минутка чистописания.
Изучение нового материала.
Орфографическая разминка.
- Можно ли оставить такую последовательность пунктов?
-Как предложите их расположить?
- На каком этапе урока будем работать самостоятельно? Почему? Работа с планом урока. Дети составляют план своих учебных действий. Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)
Планирование деятельности (регулятивные УУД)
4.Актуализа-ция опорных знаний. Актуализировать требования к ученику со стороны уч. деятельности; создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в уч. деятельность; установить тематические рамки; наметить шаги учебной деятельности. Работа в тетради
Работа в парах
Коллективная работа
Работа с толковым словарем Запись в тетрадь даты, классная работа, напоминание о посадке за столом.
1 Минутка чистописания
ого его
-Обратите внимание на соединение элементов
Пишем «ого, его», а говорим «ово, ево».
- Прочитать пословицу
Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
-Как понимаете эту пословицу?
-Каким другим словом можно заменить слово «большого»?
-Записать пословицу в тетрадь.
2.Повторение правила о прилагательном.
-Расскажите друг другу правило, что вы знаете о прилагательном.
3.Блиц-опрос.
-Ответьте на вопросы: да или нет
*имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет)
*имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да)
*имя прилагательное обозначает предмет (нет)
*имя прилагательное обозначает признак предмета (да)
*имя прилагательное отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Как? (нет)
* имя прилагательное отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (да)
* имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да)
*имя прилагательное имеет постоянный род (нет)
*имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да)
*род, число и падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да)
4. Словарная работа. слайд
- Посмотрите на экран. С каким новым словом мы сегодня познакомимся? (фиолетовый)
-Запишем его в словарик и запомним.
1)Лексическая характеристика слова. Работа с толковым словарем.
2)Задание на развитие речи.
-Составить предложение с новым словом. Выполнить синтаксический разбор.
Определяют закономерность, красиво и аккуратно делают записи в тетради.
Прогнозируют свою работу.
Вспоминают правила, оценивают ответы друг друга, оперируют своими знаниями.
Формулируют изучаемые понятия, задают вопросы и отвечают на них.
Коллективно выполняют задание.
Анализируют ответы детей, оценивают учащихся. Умение ориентироваться в своей системе знаний, находить закономерности (регулятивные УУД)
Уметь правильно формулировать изучаемые понятия, координирование в сотрудничестве (познавательные УУД)
Умение строить речевые высказывания, оценка работы других уч-ся (познавательные, коммуникативные УУД)
Умение выражать свои мысли (коммуникативные УУД),анализировать объекты (познавательные УУД)
Умение слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)
5.Физминутка Снятие мышечного и эмоционального напряжения детей. Физминутка в виде игры. 1Игровая физминутка.
-Я называю прилагательное. Если оно мужского рода, вы приседаете. Если женского – руки в стороны. Если среднего- руки вверх.
Деревянный, высокая, прилежный, вкусное, быстрая, толстый, нежное, ласковая, сливочное, волшебная, дешёвый, глубокое, модная, сладкий, красное.2 «Шапка размышлений»
-А чтобы настроиться на работу, наденем «шапки размышлений». Уч-ся выполняют задания в процессе физминутки.
Дети быстро включаются в работу, улучшается внимание. 6.Открытие новых знаний Подготовить уч-ся к введению новых понятий.
Организовать и осуществить усвоение действий путем их воспроизведения и применения по образцу. Работа в тетради. Постановка проблемы.
Коллективная работа.
Работа над составлением правила по опорной схеме.
Коллективная работа. 1.Постановка проблемы.
- Прочитайте прилагательные каждого столбика: слайд
Синий чёрный
Домашний классный
Древний цветной
Могучий храбрый
-По какому признаку сгруппированы имена прилагательные?
-Отчего зависит написание окончания? (основа слова на мягкий или твердый согласный)
2. Объяснение нового материала.
-Устно поставьте слова в родительном падеже.
-Что заметили?
-Значит, какие окончания имеют прилагательные в родительном падеже?
-Отчего зависит постановка букв О и Е в окончании?
-Какую букву согласного надо запомнить при написании окончания в родительном падеже?
3.Составление правила по опорной схеме.
Имя прилагательное
М.р.
Ср.р. Р.п.
какого?
- ого, -его
Записывают тему урока в тетрадь.
Отвечают на вопросы учителя.
Под руководством учителя составляют правило, выявляют места затруднений. Умение выражать свои мысли, синтезировать (познавательные УУД)
Координирование в сотрудничестве (коммуникативные УУД)
Самооценка и внешний контроль (регулятивные, личностные УУД)
Умение самостоятельно формулировать цели, составлять план решения учебной задачи вместе с учителем, работать по плану (алгоритму), сверять свои действия с планом и целью, делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты путем возвращения к плану, оценивать результат на основе анализа работы по плану (алгоритму) (регулятивные, познавательные УУД)
Умение делать выводы (регулятивные УУД)
7.Первичное осмысление и закрепле-ние связей и отношений в объектах изучения. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, способов действий, связи и отношений в объекте изучения. Коллективная работа.
Работа по образцу.
Работа в нетбуках.
Работа с деформированными предложениями.
Работа в парах.
Тест.
1 Первичное осмысление связей и отношений в объектах изучения
Игра «Собери слова в корзину»
В классе развешаны в разных местах таблички со словами.
Душистому, северного, весёлым, солнечного, зимнего, летнее, зеленый, морскому, пушистого, красивому, синего.-Найдите имена прилагательные в родительном падеже и сложите их в корзину. Докажите, что нашли правильно.(крепят карточки магнитами на корзину)
-Составьте с этими прилагательными словосочетания, подобрав подходящие по смыслу имена существительные. Запиши-те, выделите окончания, определите род.
«Выполнить по образцу» слайд
Аромат. Аромат свежего хлеба.
Лучи, ветка, крыша, лыжи, стакан.
Слова для справок: огромный дуб, маленький мальчик, яркое солнце, горячее молоко, соседний дом.
-Так какие окончания будем писать у прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже?
Тренировочное задание в нетбуках.
С ранне… утра.
Порывы сильн… ветра.
От зимн.. морозца.
Лучи ярк… солнца.
Для младш… брата.
Возле развесист… дерева.
Из дальн… путешествия.
От тенист… сада.
До поздн… вечера.
Из красн… кирпича.
4)Творческая работа.
Восстановить предложения, определить род и падеж имен прилагательных.
На, закате, мы, тропе, по, шли, летнего, дня.
Вечернего, солнца, в, лучах, вокзала, виднелось, здание.
Продолжить рассказ, используя словосочетания скорый поезд, дальнее путешествие. Зачитываем два-три рассказа детей.
– Какова роль прилагательных в нашей речи?
2 Самостоятельная работа. Тест. (карточки на столах у детей)
-Вставить окончание, отметить букву правильного ответа.
1 Без алмазн… кольца
А)-его Б)-ого
2 У соседн… дома
А)-его Б)-ого
3 Вкусн.. борща
А)-его Б)-ого
4 С верхн… этажа
А)-его Б)-ого
5 Из красн… кирпича
А)-его Б)-ого
6 Без верн… товарища
А)-его Б)-ого
Ответы слайд
1б, 2а, 3б, 4а, 5б, 6б.
Упражняются в нахождении имен прилагательных в родительном падеже.
Составляют словосочетания.
Выполняют задание по образцу.
Отрабатывают навыки написания окончаний прилагательных в родительном падеже.
Выполняют творческую работу.
Повторяют правило о роли прилагательных в речи.
Тренируются в правописании окончаний прилагательных в родительном падеже.
Выполняют самостоятельную работу. Умение пользоваться схемой разбора (алгоритмом, планом) (регулятивные, познавательные УУД)
Умение находить информацию в справочниках (познавательные УУД)
Активная познавательная деятельность, синтез, координирование в сотрудничестве
(познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)
Умение добывать новые знания, используя уже известные тебе, умение анализировать, синтезировать (познавательные, регулятивные УУД)
8.Постановка домашнего задания. Обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. Слово учителя. Домашнее задание слайд
- Предлагаю вам задания двух уровней:
1 уровень средней сложности(задания написаны на голубых карточках)
2 уровень повышенной сложности ( розо-вые карточки)
1 уровень
Напиши существительные и прилагательные в родительном падеже.
На опушке (зимний лес), на улицах (маленький город), приготовил для (старший брат), вышел из (тёплый дом), добрался до(дальнее озеро),убежал от (злой волк),порывы (осенний ветер).
2 уровень
Найди ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спиши словосочетания, исправив ошибки.
Около старая дерева, из спелое яблока, белой снега, около большими дома, без тёплые носков, от птичий говора, около еловые леса.Уч-ся определяются с объемом и содержанием д/з. Ориентирование в своей системе знаний при выборе уровня д/з (личностные УУД)
9.Рефлексия. Итог урока. Мобилизировать уч-ся на рефлексию своего поведения, способов деятельности, общения; установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами. Подведение итогов урока.
Притча. Обсуждение.
Оценка деятельности на уроке. - Вернемся к целям нашего урока. слайд
- Что вы сегодня узнали на уроке?
- Чему научились?
- А сейчас послушайте притчу.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:
- Что ты делал целый день?
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил:
- А ты что делал целый день?
И тот ответил:
- Я добросовестно выполнял свою работу.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:
- А я принимал участие в строительстве храма.
-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.
Обсуждение в парах. Ребята пришли к выводу, что отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого рабочего свой.
- А теперь оцените свою деятельность на уроке:
Кто работал так, как первый человек – поднимите синий квадратик.
Кто работал, добросовестно – зеленый квадратик.
Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – красный квадратик.
- Молодцы! Спасибо за урок! Анализируют свою собственную деятельность.
Знакомятся с притчей, обсуждают.
Оценивают свою деятельность на уроке. Умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей и чужой работы; контроль, самооценка (регулятивные, личностные УУД)