Урок окружающего мира Пернатые изобретатели 3 класс ( Школа 2100)

Этапы урока
Технология
Ход урока
Деятельность учащихся
Формирование УУД

Постановка проблемы и актуализация знаний.
Технология актуализации знаний.
Технология проведения исследования.
Мотивация обучающихся.














Постановка проблемы.

- Я хочу, чтобы мы вначале урока немного порассуждали. Кто из вас летал на самолёте? Какие ощущения от полёта вы испытывали?
- У меня на столе несколько самолётиков
( с короткими крыльями, с длинными крыльями, из картона) Как вы думаете, каким должен быть самолёт, чтобы он хорошо летал? Давайте проверим.
- А теперь посмотрите на слайд. Из представленных животных выберите то, которое летает быстрее, выше и дальше остальных (на слайде: бабочка, летучая мышь, птица, муха)
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии?
- А какой будет главный вопрос урока?

-Посмотрите на тему нашего урока.
-Что значит изобретать?

-Почему пернатые?

- Ваши предположения, какими должны быть птицы, чтобы летать?
-Вы только что выдвинули гипотезу, т.е. предположение. (на доске вывешиваю это слово)
- А сейчас, как настоящие учёные мы займёмся исследованием.( это слово тоже вывешивается на доску)

- ответы детей.


Пробуют запустить самолётики, выбирают те, которые дальше и выше летают.



- Это птица.



- О птицах.
- Как же птицам удаётся так летать.
-Пернатые изобретатели.
-Придумывать что-то новое, неизвестное.
-Перья есть только у птиц.

- Птицы должны иметь крылья, быть сильными и лёгкими. (может быть скажут про обтекаемую форму тела)
Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из экспериментальной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предпо-ложение на основе имеющихся знаний.
2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).


Поиск решения проблемы. Совместное открытие знаний.


























Физминутка









Совместное открытие знаний.
Работа в группах. Технология открытия новых знаний.
Технология работы с учебником.






















Здоровьесберегающие







Технология ведения диалога.
Технология проведения исследования.
- Опираясь на текст учебника на с. 104-106 и наглядные пособия(чучела птиц), в группах составьте список приспособлений, которые помогают птицам летать. Выберите главное на ваш взгляд «изобретение».
- Группы готовы. Давайте проверим что же вы узнали о приспособлениях птиц для полёта. (во время ответа на доску вывешиваю перечень приспособлений)




















Физминутка.
Игра «Летает, не летает»
Если предмет летает, то присесть, если не летает, то хлопнуть в ладоши.
Воробей, скворец, машина, стрекоза, стул, бабочка, голубь, страус.



- Остановимся подробнее на главном «изобретении» птиц. Это перья.
Представьте себе парашютиста. Почему он падает вниз?

- А как парашют замедляет его падение?



-Давайте опять проведём небольшое исследование. У вас на столах лежат перья. Рассмотрите их, посмотрите сквозь оперение. Попробуйте бросить пёрышко. А теперь расскажите, какое оно?
-Сделайте из нескольких перьев веер и помашите им вверх, вниз. Что ощущаете?
-Какова роль перьев?
-Как устроено перо? ( показ на слайде: перо под микроскопом)
-От стержня отходят бородки, а от них бородочки, как хвоинки на еловой лапе. Бородочки имеют крючочки, как застёжка-липучка. Как человек применил это свойство пера?
-Все ли перья у птицы одинаковые?
-Да, у каждого пера своя роль. Маховое перо-из крыла, рулевое – из хвоста, покровное-с груди птицы, а пуховое – с брюха.
-Почему перья играют такую важную роль в жизни птиц?




- Правильно. А как водные птицы приспособились к плаванию?
Работа в группах.
-Лёгкий скелет. Вместо зубов – лёгкий клюв.
-Некоторые внутренние органы уменьшены – чем тяжелее птица, тем сложнее летать.
- Хорошо развиты полётные мышцы.
- Сердце и лёгкие – совершенны. Благодаря им обмен веществ идёт быстро, поэтому птицы могут поддерживать постоянную высокую температуру тела +40 градусов. Птицы – теплокровные животные.
- Для полёта нужна энергия, птицы запасают её в жировых отложениях.
- Крылья птиц –это видоизменённые передние конечности.
- Но главное «изобретение» птиц – это перья.











-Действует притяжение Земли.


- Парашют парит благодаря сопротивлению воздуха.



-Перо лёгкое, прочное, упругое и тёплое.

-Движение воздуха.

-Помогают птицам опираться на воздух.
-Ответы детей.



-Это застёжки-липучки, молнии.
-Нет, перья разные.



-Перья позволяют птице опираться на воздух в полёте, поддерживают высокую температуру тела даже в сильные морозы, у многих птиц это ещё и защитная одежда.
-Они смазывают свои перья жиром.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группах.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Ориентироваться в учебнике.


Поиск решения проблемы.
Технология коллективной работы с классом.
-Птицы – это теплокровные животные, у них обмен веществ происходит очень быстро, поэтому птицам нужно питание, чтобы были силы для полётов.
-Где же птицы берут зимой корм?
-Что мы с вами можем сделать для птиц, чтобы они радовали нас всегда?
-Послушайте, пожалуйста, стихотворение Александра Яшина.
Покормите птиц зимой!  Пусть со всех концов  К вам слетятся, как домой,  Стайки на крыльцо.  Небогаты их корма.  Горсть зерна нужна,  Горсть одна и не страшна  Будет им зима.  Сколько гибнет их не счесть,  Видеть тяжело.  А ведь в нашем сердце есть  И для птиц тепло.  Разве можно забывать:  Улететь могли,  А остались зимовать  Заодно с людьми.  Приучите птиц в мороз  К своему окну,  Чтоб без песен не пришлось  Нам встречать весну!
- А знаете ли вы, что 2013 год объявлен годом по защите окружающей среды. Давайте и мы внесём свой вклад в это благородное дело. И не останемся равнодушными к такому «изобретению» природы, как птицы.



-Им сложно зимой добывать себе пищу.
- Повесить кормушки и подкармливать птиц зимой.
Познавательные УУД
1.Выявлять сущность, особенности объектов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.


Рефлексия.
Технология проверки усвоения нового материала.
Практическое применение знаний.
-Что же вы сегодня узнали о птицах?




-Ответили мы на главный вопрос урока:
Как же птицам удаётся так летать?

(На доску вывешивается слово: выводы)
-Сегодня вы были настоящими исследователями. Выдвигали гипотезы, проводили исследования и даже сделали выводы.







- Где пригодятся знания, полученные о птицах?


- Кто доволен своей работой на уроке?
-Кто больше всех сегодня помогал нам на уроке?

- Птицы -лучшие летуны в животном царстве.
- Для этого у них всё приспособлено. (отвечают с опорой на доску, где перечислены «изобретения» птиц.













- В жизни, в дальнейшем изучении окружающего мира, на уроках в старших классах.
- ответы детей.
Регулятивные УУД
1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Дом. задание.
Практическое домашнее задание.
-Домашнее задание у вас будет необычным: покормите птиц. Устройте им кормушки. Их очень легко сделать даже из картонных упаковок из-под молочных продуктов, из пластиковых бутылок.
А чтобы вы запомнили наш урок, я хочу подарить вам небольшой подарок. Пусть он вас радует и напоминает о красоте нашего мира.(видеозапись)

Личностные УУД
Отношение к окружающему миру.


15